Юлия Аббасова
Конспект ОД «Космическое путешествие» по познавательному развитию
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект ОД «Космическое путешествие» по познавательному развитию
Цель:
Уточнять и расширять представление детей о космосе и солнечной системе. Программные задачи:
• Развивать познавательный интерес детей, систематизировать и расширять представление детей о многообразии космоса, о планетах солнечной системы, их отличительных особенностях. Продолжать закреплять знания о первом космонавте - Ю. Гагарине, об ученых - исследователях Циолковском и Королёве.
Публикация «Конспект ОД „Космическое путешествие“ по познавательному развитию» размещена в разделах
• Развивать социально-коммуникативные навыки (свободное общение со взрослыми и сверстниками, умение слушать).
• Расширять и активизировать словарь такими словами как «вселенная», «солнечная система», «орбита», «галактика», «кратер», «метеорит», названия планет и др.
• Развивать двигательную активность, физические качества (быстрота, ловкость движений, фантазию и творчество.
• Воспитывать желание воспринимать и различать музыку (музыку космоса, восхищаться её красотой.
• Воспитывать любознательность, интерес к космосу и к нашей планете Земля, проявлять любовь к ней, желание беречь её.
Материал и оборудование: компьютерная презентация «Космос», иллюстрации с портретами космонавтов, иллюстрации «Солнечная система»,
Предварительная работа:
Беседы с рассматриванием иллюстраций на тему: «Космос», рисование на тему: «Загадочный космос», «Полёт на Луну», рассматривание иллюстраций, энциклопедий, книг о космосе, изготовление поделок, аппликаций по теме, дидактические игры, работа с макетом «Солнечная система», сюжетно - ролевые игры «Космодром», «Космическая столовая», «Выход в открытый космос», чтение художественной литературы по теме: Я. К. Голованов «Дорога на космодром», О. А. Скоролупова «Покорение космоса», П. О. Клушанцев «О чем рассказал телескоп».
Ход занятия:
Оргмомент
Ритуал приветствия:
«Доброе утро».
Придуманно кем - то просто и мудро
При встрече здороваться «Доброе утро!»
А теперь поприветствуем друг друга шепотом,
Как будто по секрету скажем друг другу: «Доброе утро!».
– Ребята, сегодня я хочу начать наше занятие с таких строк:
Вселенная много готовит загадок,
И многое в мире неведомо нам.
И в космос пускай запускают ракеты,
Дорога безмерна к далёким мирам.
Да, космос постигнуть – как вычерпать бездну.
Лишь кроху всего удаётся узнать,
Но мир открывать безусловно, полезно.
Для этого в космос и стоит летать.
- Ребята, вы согласны с автором этих строк? Я тоже согласна.
Ведь с давних времён люди с интересом вглядывались в звездное небо. Их всегда интересовал загадочный мир звёзд и планет.
В старину считалось, что Земля плоская и лежит на спинах огромных слонов. Эти слоны стоят на спине гигантской морской черепахи, а та плавает в безбрежном океане. Людям казалось, что небо – это твёрдый купол, по которому движется Солнце, Луна и звезды. Но шли годы, знания людей менялись, расширялись, появлялись мощные телескопы, и вот мы уже знаем, что наша планета Земля с большой скоростью летит в бескрайнем космосе. Её окружают звёзды, планеты и другие небесные тела из камня и льда. Всё вместе это называется Вселенной.
Приобрели мы эти знания о космосе и Вселенной благодаря ученым, исследователям космоса (демонстрация портретов Циолковского и Королёва, гениальным инженерам-конструкторам. Слайд 2
Но, перед тем, как отправить в космос людей, ученые отправляли туда животных. И, конечно, самыми известными были собаки – Белка и Стрелка.
Слайд 3
Д/и: «Животные космоса. Найди тень»
Ну, а, главными покорителями космического пространства являются космонавты. Вы наверняка знаете имя первого на Земле космонавта, побывавшего в космосе (портрет Ю. Гагарина) Слайд 4
Кто же это космонавт?
Он пример для всех ребят,
Все зовут его героем
Он гордо носит звание такое.
Чтобы космонавтом стать,
Надо потрудиться:
День с зарядки начинать,
Новому учиться.
- А вы бы хотели на время стать космонавтами и отправиться в замечательное путешествие к звёздам и планетам?
Тогда нам нужно будет построить звездолёт, вставайте около стульчиков.
Собираемся в полёт (повороты туловища вправо- влево)
Строим новый звездолёт (наклоны туловища вниз с прямыми руками)
«Луч» написано на нём
Мы в него сейчас войдём (шагаем на месте)
Космонавты смотрят в оба (повороты вправо и влево)
К старту всё уже готово (правую руку вытянуть вперед)
4-3-2-1 – Мы взлетаем
И летим (поднимаемся на носочках)
Дети садятся на стульчики и закрывают глаза
Воспитатель - Ребята, пристегните ремни!
(включается космическая музыка)
Дети открывают глаза.
- Вот мы и в космосе! Интересно, что же мы сейчас увидим в наши иллюминаторы?
Ночью горят, а днём они спят
В чёрном небе, до зари
Тускло светят фонари
Фонари-фонарики,
Меньше, чем комарики (звёзды).
Правильно ребята, угадали! Посмотрите в иллюминатор, перед вами далекие звезды. Слайд 6
- Звезды кажутся маленькими, светящимися точками потому, что они находятся далеко от Земли, а на самом деле звёзды – это огромные раскалённые газовые шары. Звёзды постепенно растут, остывают и исчезают, а вместо них появляются другие.
- А про что эта загадка?
Эта жёлтая звезда согревает нас всегда,
Все планеты освещает,
От других звёзд защищает (Солнце). Слайд 7
- Посмотрите в иллюминатор. Солнце – это самая близкая к нам звезда. На самом деле, солнце – это огромный раскалённый шар. Оно излучает тепло и свет. Поверхность солнца нагревается до 60 000 градусов. На солнце жизни нет, но оно даёт жизнь людям, растениям, животным (показ иллюстраций).
- Вот еще одна загадка.
Бегают вокруг огонёчка
7 сыночков и 2 дочки
Промелькнут года и дни,
Но не встретятся они (планеты).
- Правильно, ребята! Солнце не одиноко. У него есть семья. Она называется Солнечной системой. Вокруг солнца вращаются планеты. Все они разные по размеру и цвету. Солнечная система похожа на небесную карусель Слайд 8
В самой середине находится Солнце, а вокруг него летят планеты, в числе которых и наша Земля. Солнце притягивает их к себе, как огромный магнит, поэтому они не разлетаются в разные стороны. Каждая планета вращается вокруг Солнца по своему пути. Эти космические пути называются орбитами. Они никогда не пересекаются и потому планеты не могут столкнуться.
- Ребята, сейчас в нашей ракете мы пристёгнуты к креслам, а что будет, если мы отстегнём ремни. (Ответы детей.)
- А что повлияет на положение наших тел? (Невесомость.)
В космосе все тела ничего не весят. Они свободно летают по космическому кораблю. Это и называется невесомостью. Я предлагаю всем отстегнуть ремни и оказаться в состоянии невесомости. (Включается космическая музыка.)
Физкультминутка «Невесомость»
- Все стали лёгкими и невесомыми как пушинки (дети плавно двигаются по комнате, выполняя придуманные ими движения, принимают необычные позы, застывают на месте).
Предлагаю всем занять свои места и пристегнуть ремни. Снова посмотрите в иллюминатор.
Крохотулечка - планета
Первой солнышком согрета
И проворна - год на ней
88 дней (Меркурий)
- Меркурий – самая ближняя к Солнцу планета (показ иллюстраций).
Днём там настолько жарко, что всё живое тут же сгорит. Вся поверхность Меркурия покрыта кратерами от ударов метеоритов.
- Только Солнце и Луна
В небе ярче, чем она
Да и горячей планеты в Солнечной системе – нету! (Венера.)
(показ иллюстраций).
-На планете чудеса:
Океаны и леса.
Кислород есть в атмосфере:
Дышат люди им и звери. (Земля.)
- Не трудно догадаться, что это Земля третья по счёту планета от Солнца (рассматриваем иллюстрации) Земля - это единственная планета в Солнечной системе, на которой есть все условия для жизни животных и людей. Расскажите, что это за условия?
- Земля средняя по размеру планета. Она находится не слишком близко к Солнцу. Посмотрите, Земля как будто окутана голубоватой дымкой, которая защищает от перегрева или охлаждения, а также от ударов метеоритов. Земля - самая красивая планета. Это наш родной дом. Большую часть планеты покрывают вода: океаны и моря. Суша, (это материки) состоит из камней, песка и земли. Нашу Землю надо беречь.
- Почему, ребята? (Ответы детей почему её надо беречь и от чего.)
- Над планетой красной кружат,
Каменюки, страх и ужас,
Нет горы нигде на свете,
Выше, чем на той планете! (Марс.)
- Ребята, посмотрите внимательно в иллюминатор, вы увидите планету красного цвета. Это Марс! (Показ иллюстраций.)
Раньше люди думали, что на этой планете есть живые существа. Но ученые доказали, что жизни на Марсе нет.
- Великан тяжеловес
Мечет молнии с небес,
Полосат он, словно кошка,
Жаль худеет понемножку. (Юпитер.)
- Юпитер – самая крупная планета Солнечной системы.
Пышный газовый гигант
Брат Юпитера и франт
Любит он, чтоб рядом были
Кольца изо льда и пыли. (Сатурн.)
- Ребята, сколько мы уже назвали планет, которые вращаются вокруг солнца?
Есть еще две планеты: Уран и Нептун. Была еще одна планета – Плутон. Но с недавних пор планета Плутон была исключена из состава Солнечной системы, как самая далёкая и плохо освещенная Солнцем.
(Показ иллюстраций.)
Д/и: «Расставь все планеты по порядку»
- Ну, что же ребята, хоть в космосе очень интересно, но нам пора возвращаться в наш родной дом, на любимую планету Земля.
Земля нам подарила
Хорошего немало,
И ждёт она в тревоге,
Чтоб мы её спасли,
Обнимем нашу Землю,
Как маму обнимаем,
И защитим, как маму
От горя и беды!
- Мы с вами сегодня совершили увлекательное и познавательное космическое путешествие, и узнали много интересного о космосе. Поздравляю всех с удачным приземлением!