Получи документы

Конспект ООД «Измерение объема»

Ирина Высоцкая
Конспект ООД «Измерение объема»
▼ Скачать + Заказать документы

Цель:

1) Сформировать представления об измерении объемов с помощью мерки, зависимости результата измерения от выбора мерки.

2) Закрепить понимание смысла сложения и вычитания, взаимосвязи целого и частей, представления о разностном сравнении чисел на предметной основе, счетные умения в пределах 8.

Материалы к занятию: Демонстрационный - коробка с кубиками; игрушечная посуда: ведро, чашка, чайник, кастрюлька; посуда с водой для демонстрации опытов; таблицы для закрепления знания состава чисел 6, 7. 8. Раздаточный - линейки на каждого; кубики.

Ход ООД

1. Измерение объема.

Публикация «Конспект ООД „Измерение объема“» размещена в разделах

1) Знакомство с приемом измерения объема с помощью мерки.

В задании формируются представления о том, что для измерения объема сосуда надо выбрать мерку и узнать, сколько раз она уместится в измеряемом сосуде. Воспитатель рассказывает историю и по мере рассказа показывает предметы:

Воспитатель: У двух подруг - Оли и Светы - есть одинаковые стаканчики. Подружки живут в разных городах и часто разговаривают по телефону. Однажды они купили себе игрушечные ведерки и захотели узнать, в какое ведерко войдет больше воды. Moгут ли они это сделать, не приезжая друг к другу в гости?

Обычно дети предлагают наполнить одно ведро и перелить воду в другое. Но здесь выясняется, что это невозможно, потому что девочки живут в разных городах. Что же делать? Если у детей возникнут затруднения, можно напомнить им, что у девочек есть одинаковые стаканчики. Это поможет им догадаться, что в этой ситуации надо узнать, сколько стаканчиков уместится в первом ведерке и сколько во втором, а потом сравнить полученные числа.

Воспитатель измеряет объем каждого ведра, затем полученные числа сравниваются. Например, если в первом ведре уместилось 5 стаканчиков, а во втором - 6, то объем (вместимость) первого ведра меньше, а второго - больше, так как 6 > 5. Таким образом, проблема разрешена.

2) Зависимость результата измерения от величины мерки.

Воспитатель выражает сомнения по поводу полученных результатов. Воспитатель:Предлагаю взять ведро большего объема и измерить его большей меркой-кружкой так, чтобы получился другой результат.

-Почему получились разные ответы?

Дети мoгут предположить, что причина разных ответов заключается в выборе разных мерок: стаканчик по объему меньше кружки. Таким образом, они приходят к уже известному им выводу: чем больше мерка, тем меньше результат измерения. В процессе обсуждения следует еще раз акцентировать внимание детей на том, что при сравнении предметов по объему мерки должны быть одинаковыми.

3) № 1, стр. 36.

Воспитатель сообщает детям, что Оля пригласила их к себе на дачу.

- Хотите поехать? Ту-ту. Приехали!

Воспитатель:На веранде у Оли стоят два кувшина. В кувшин с одной ручкой вошло 7 стаканов молока, а в кувшин с двумя ручками - 8 таких же стаканов. Надо раскрасить красным цветом кувшин, объем которого больше. Дети высказывают свои версии. В результате они приходят к выводу, что у кувшина с двумя ручками объем больше, так как 8 > 7. Этот кувшин и надо раскрасить красным цветом.

4) № 2, стр. 36.

Воспитатель: Во дворе стоит бочка. Подумайте, каких ведер воды войдет в бочку меньше? Раскрасьте это ведро в свой любимый цвет.

Дети делают свой выбор самостоятельно. Обоснование решения выполняется на предметной основе (вместо бочки можно использовать банку, а вместо ведер - стаканчики разных размеров).

II. Физкультминутка «Речка».

К речке быстро мы спустились,

Наклонились и умылись,

Раз, два, три, четыре

Вот как славно освежились!

А теперь поплыли дружно.

Делать так руками нужно:

Вместе - раз, это - брасс.

Одной, другой, это - кроль.

Все, как один, плывем, как дельфин.

Вышли на берег крутой и отправились домой.

III. Измерение объемов пространственных фигур кубиками.

1) Игра «кубики».

Воспитатель:Дети помогли взрослым разлить молоко в кувшины, полить огород, искупались, а потом пошли играть.

Воспитатель показывает детям коробку с кубиками, вынимает из нее один кубик и предлагает определить, у кого самый точный глаз. Для этого нужно догадаться, не заглядывая в коробку, сколько кубиков можно выставить в один слой на ее дне. Дети высказывают свои предположения, после чего воспитатель дает им возможность убедиться в правильности или ошибочности их суждений. Выигрывает тот, кто ближе всех к истине. Затем можно продолжить игру: определить, сколько таких слоев в коробке. При проверке воспитатель на глазах у детей выкладывает нужное число слоев, пока не заполнит всю коробку. Число кубиков пересчитывается вслух.

- Какими мерками мы измерили объем коробки? (Кубиками.)

- Чему равен объем коробки в кубиках?

2) Практическая работа.

На столах у детей по 7-8 кубиков. Кубики у всех одинаковые. Воспитатель предлагает каждому построить фигуру из 4 кубиков.

Воспитатель:Равны ли объемы ваших фигур? Почему? (Да, у всех по 4 одинаковых кубика.)

- Теперь составьте фигуры из 7 кубиков. Равны ли их объемы? Почему? (Все фигуры равны по объему - у всех по 7 одинаковых кубиков.)

- А теперь составьте из кубиков любую фигуру, какую захотите, и определите ее объем. Дети строят фигуры из кубиков и сравнивают их по объему.

3) № 3, стр. 36.

- Рассмотрите фигуры, которые построили из кубиков Оля, Света и Денис. На что они похожи?

- Как их сравнить по объему? (Сосчитать число кубиков.)

- Сосчитайте и найдите фигуры, равные по объему. Раскрасьте их одинаковым цветом.

IV. Физкультминутка «Огородники».

А теперь насос включаем,

Воду из реки качаем,

Влево - раз, вправо - два,

Потекла ручьем вода!

Раз. два, три, четыре

Все мы овощи полили!

V. Повторение.

1)№4, стр. 37.

В задании закрепляется понимание того факта, что на вопросы «На сколько больше?», «На сколько меньше?» отвечают оставшиеся без пары элементы.

- Ребята решили поиграть «В школу». Как вы думаете, какое задание им нужно выполнить? (Сравнить числа.)

- Почему под первыми двумя мешочками написаны числа 4 и 3? (Нарисовано 4кружка и 3 треугольника.)

- Как сравнили эти числа? (Провели «волшебные ниточки»)

- Какой вывод можно сделать? (4 на 1 больше, чем 3; 3 на 1 меньше, чем 4.)

- Почему? (Один кружок остался без пары.)

Аналогично дети рассуждают при сравнении чисел 3 и 5, 4 и 6.

2) № 5, стр. 37.

В задании повторяется смысл сложения и вычитания, взаимосвязь целого и частей.

Воспитатель:Ребята придумали игру «Угадай-ка». Надо угадать, что лежит в мешке «невидимке». Кто готов рассуждать?

1-й ребенок: - Сложили игрушки из двух маленьких мешков в большой мешок. В большом мешке - целое (сумма). Целое состоит из двух частей. Одна часть - это домик и флажок. Значит, в пустом мешке - елочка и грибок.

2-й ребенок: - Мешок-«невидимка» - это целое. Целое состоит из двух частей. Первая часть - грибок и елочка, вторая часть - домик и флажок. Значит, в пустой мешок надо положить все вместе - грибок, елочку, домик и флажок.

З-й ребенок: - В самом большом мешке грибок, елочка, домик, флажок. Несколько игрушек взяли, и остались грибок и елочка. Значит. в мешке-«невидимке» спрятаны домик и флажок. Обобщение: - Что интересного заметили? (Во всех равенствах одинаковые части и целое.)

Воспитатель: Молодцы! Как найти целое? Как найти часть?

3) № 6, стр. 37.

В задании закрепляются счетные умения, понимание взаимосвязи целого и частей, сложение и вычитание на числовом отрезке.

Воспитатель:Понравилось вам, ребята, в гостях у Оли? Пора возвращаться домой! На чем поедем? Каждый ребенок выбирает свой вид транспорта. Чтобы «купить» билет, надо в равенствах вставить пропущенные числа. Значения чисел подбираются с опорой на взаимосвязь целого и частей. Например, в первом равенстве в «окошко» надо поставить число 4, так как числа 4 и 3 - части числа 7. Правильность выполнения задания проверяется по числовому отрезку.

VI. Итог занятия.

Молодцы, ребята! Вы очень хорошо сегодня поработали. А кто запомнил, какими мерками мы измеряли объем? (Стаканчиками, чашками, для фигур - кубиками.)

Публикации по теме:

Дидактическая игра по определению объема жидкостей «Поможем доктору Айболиту»Дидактическая игра по определению объема жидкостей «Поможем доктору Айболиту» 5 января 2016 года Дидактические задачи: 1. Развивать умения детей манипулировать с жидкостями, определяя их объем переливанием. 2.

Конспект интегрированного занятия для детей старшей группы «Случай на ярмарке. Измерение длины»Конспект интегрированного занятия для детей старшей группы «Случай на ярмарке. Измерение длины» Дорогие друзья и гости моего блога, сегодня я познакомлю вас с конспектом интегрированного занятия, которое мы с ребятами показывали по.

Конспект НОД по ФЭМП для детей старшего дошкольного возраста «Мы спешим на помощь! Измерение объема жидких тел»Конспект НОД по ФЭМП для детей старшего дошкольного возраста «Мы спешим на помощь! Измерение объема жидких тел» Конспект НОД по познавательному развитию На тему: «Мы спешим на помощь!» Для детей старшего дошкольного возраста Разработала воспитатель.

Конспект НОД «Это я, это я, это вся моя семья»Конспект НОД «Это я, это я, это вся моя семья» Образовательные области: «Познавательное развитие», «Социально – коммуникативное», «Художественно – эстетическое развитие» Цели • Воспитывать.

Конспект внеклассного мероприятия по развитию математических представлений у учащихся с ОВЗ «Весы. Измерение массы»Конспект внеклассного мероприятия по развитию математических представлений у учащихся с ОВЗ «Весы. Измерение массы» Тема: «Весы. Измерение массы» Цели урока: -обучающие: закрепить знания единиц измерения массы (грамм, килограмм); уметь работать с разными.

Конспект занятия по ФЭМП в старшей группе «Измерение»Конспект занятия по ФЭМП в старшей группе «Измерение» .

Конспект занятия на тему «Измерение объема жидкостей и сыпучих веществ. Дидактическая игра «Поварята»Конспект занятия на тему «Измерение объема жидкостей и сыпучих веществ. Дидактическая игра «Поварята» Образовательная область: «Познавательное развитие»; формирование элементарных математических представлений Педагогическая цель: учить измерять.

Конспект конспект корригирующей гимнастики после дневного сна «В гостях у бабушки» Уважаемые коллеги предлагаю вашему вниманию конспект корригирующей гимнастики после дневного сна. Возраст: 3-4 года, вторая младшая группа.

НОД по ФЭМП «Готовимся к Новогодним праздникам. Измерение предметов с помощью линейки» в подготовительной группе детей с ОНРНОД по ФЭМП «Готовимся к Новогодним праздникам. Измерение предметов с помощью линейки» в подготовительной группе детей с ОНР НОД по ФНМП «Готовимся к Новогодним праздникам» Цель: продолжать учить детей измерять предметы с помощью линейки; закрепить состав чисел.

Конспект ООД «Режим дня»Конспект ООД «Режим дня» ООД «Режим дня»Цель:Сформировать у детей представление о правильном режиме дня и его пользе для здоровья. Задачи: Образовательные: Закрепить.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект ООД «Измерение объема»
Опубликовано: 24 марта 2023 в 14:41
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект ООД «Измерение объема»» (включая файлы) размещена пользователем Ирина Высоцкая (УИ 440534) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД