Ирина Высоцкая
Конспект ООД «Измерение объема»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель:
1) Сформировать представления об измерении объемов с помощью мерки, зависимости результата измерения от выбора мерки.
2) Закрепить понимание смысла сложения и вычитания, взаимосвязи целого и частей, представления о разностном сравнении чисел на предметной основе, счетные умения в пределах 8.
Материалы к занятию: Демонстрационный - коробка с кубиками; игрушечная посуда: ведро, чашка, чайник, кастрюлька; посуда с водой для демонстрации опытов; таблицы для закрепления знания состава чисел 6, 7. 8. Раздаточный - линейки на каждого; кубики.
Ход ООД
1. Измерение объема.
Публикация «Конспект ООД „Измерение объема“» размещена в разделах
1) Знакомство с приемом измерения объема с помощью мерки.
В задании формируются представления о том, что для измерения объема сосуда надо выбрать мерку и узнать, сколько раз она уместится в измеряемом сосуде. Воспитатель рассказывает историю и по мере рассказа показывает предметы:
Воспитатель: У двух подруг - Оли и Светы - есть одинаковые стаканчики. Подружки живут в разных городах и часто разговаривают по телефону. Однажды они купили себе игрушечные ведерки и захотели узнать, в какое ведерко войдет больше воды. Moгут ли они это сделать, не приезжая друг к другу в гости?
Обычно дети предлагают наполнить одно ведро и перелить воду в другое. Но здесь выясняется, что это невозможно, потому что девочки живут в разных городах. Что же делать? Если у детей возникнут затруднения, можно напомнить им, что у девочек есть одинаковые стаканчики. Это поможет им догадаться, что в этой ситуации надо узнать, сколько стаканчиков уместится в первом ведерке и сколько во втором, а потом сравнить полученные числа.
Воспитатель измеряет объем каждого ведра, затем полученные числа сравниваются. Например, если в первом ведре уместилось 5 стаканчиков, а во втором - 6, то объем (вместимость) первого ведра меньше, а второго - больше, так как 6 > 5. Таким образом, проблема разрешена.
2) Зависимость результата измерения от величины мерки.
Воспитатель выражает сомнения по поводу полученных результатов. Воспитатель:Предлагаю взять ведро большего объема и измерить его большей меркой-кружкой так, чтобы получился другой результат.
-Почему получились разные ответы?
Дети мoгут предположить, что причина разных ответов заключается в выборе разных мерок: стаканчик по объему меньше кружки. Таким образом, они приходят к уже известному им выводу: чем больше мерка, тем меньше результат измерения. В процессе обсуждения следует еще раз акцентировать внимание детей на том, что при сравнении предметов по объему мерки должны быть одинаковыми.
3) № 1, стр. 36.
Воспитатель сообщает детям, что Оля пригласила их к себе на дачу.
- Хотите поехать? Ту-ту. Приехали!
Воспитатель:На веранде у Оли стоят два кувшина. В кувшин с одной ручкой вошло 7 стаканов молока, а в кувшин с двумя ручками - 8 таких же стаканов. Надо раскрасить красным цветом кувшин, объем которого больше. Дети высказывают свои версии. В результате они приходят к выводу, что у кувшина с двумя ручками объем больше, так как 8 > 7. Этот кувшин и надо раскрасить красным цветом.
4) № 2, стр. 36.
Воспитатель: Во дворе стоит бочка. Подумайте, каких ведер воды войдет в бочку меньше? Раскрасьте это ведро в свой любимый цвет.
Дети делают свой выбор самостоятельно. Обоснование решения выполняется на предметной основе (вместо бочки можно использовать банку, а вместо ведер - стаканчики разных размеров).
II. Физкультминутка «Речка».
К речке быстро мы спустились,
Наклонились и умылись,
Раз, два, три, четыре
Вот как славно освежились!
А теперь поплыли дружно.
Делать так руками нужно:
Вместе - раз, это - брасс.
Одной, другой, это - кроль.
Все, как один, плывем, как дельфин.
Вышли на берег крутой и отправились домой.
III. Измерение объемов пространственных фигур кубиками.
1) Игра «кубики».
Воспитатель:Дети помогли взрослым разлить молоко в кувшины, полить огород, искупались, а потом пошли играть.
Воспитатель показывает детям коробку с кубиками, вынимает из нее один кубик и предлагает определить, у кого самый точный глаз. Для этого нужно догадаться, не заглядывая в коробку, сколько кубиков можно выставить в один слой на ее дне. Дети высказывают свои предположения, после чего воспитатель дает им возможность убедиться в правильности или ошибочности их суждений. Выигрывает тот, кто ближе всех к истине. Затем можно продолжить игру: определить, сколько таких слоев в коробке. При проверке воспитатель на глазах у детей выкладывает нужное число слоев, пока не заполнит всю коробку. Число кубиков пересчитывается вслух.
- Какими мерками мы измерили объем коробки? (Кубиками.)
- Чему равен объем коробки в кубиках?
2) Практическая работа.
На столах у детей по 7-8 кубиков. Кубики у всех одинаковые. Воспитатель предлагает каждому построить фигуру из 4 кубиков.
Воспитатель:Равны ли объемы ваших фигур? Почему? (Да, у всех по 4 одинаковых кубика.)
- Теперь составьте фигуры из 7 кубиков. Равны ли их объемы? Почему? (Все фигуры равны по объему - у всех по 7 одинаковых кубиков.)
- А теперь составьте из кубиков любую фигуру, какую захотите, и определите ее объем. Дети строят фигуры из кубиков и сравнивают их по объему.
3) № 3, стр. 36.
- Рассмотрите фигуры, которые построили из кубиков Оля, Света и Денис. На что они похожи?
- Как их сравнить по объему? (Сосчитать число кубиков.)
- Сосчитайте и найдите фигуры, равные по объему. Раскрасьте их одинаковым цветом.
IV. Физкультминутка «Огородники».
А теперь насос включаем,
Воду из реки качаем,
Влево - раз, вправо - два,
Потекла ручьем вода!
Раз. два, три, четыре
Все мы овощи полили!
V. Повторение.
1)№4, стр. 37.
В задании закрепляется понимание того факта, что на вопросы «На сколько больше?», «На сколько меньше?» отвечают оставшиеся без пары элементы.
- Ребята решили поиграть «В школу». Как вы думаете, какое задание им нужно выполнить? (Сравнить числа.)
- Почему под первыми двумя мешочками написаны числа 4 и 3? (Нарисовано 4кружка и 3 треугольника.)
- Как сравнили эти числа? (Провели «волшебные ниточки»)
- Какой вывод можно сделать? (4 на 1 больше, чем 3; 3 на 1 меньше, чем 4.)
- Почему? (Один кружок остался без пары.)
Аналогично дети рассуждают при сравнении чисел 3 и 5, 4 и 6.
2) № 5, стр. 37.
В задании повторяется смысл сложения и вычитания, взаимосвязь целого и частей.
Воспитатель:Ребята придумали игру «Угадай-ка». Надо угадать, что лежит в мешке «невидимке». Кто готов рассуждать?
1-й ребенок: - Сложили игрушки из двух маленьких мешков в большой мешок. В большом мешке - целое (сумма). Целое состоит из двух частей. Одна часть - это домик и флажок. Значит, в пустом мешке - елочка и грибок.
2-й ребенок: - Мешок-«невидимка» - это целое. Целое состоит из двух частей. Первая часть - грибок и елочка, вторая часть - домик и флажок. Значит, в пустой мешок надо положить все вместе - грибок, елочку, домик и флажок.
З-й ребенок: - В самом большом мешке грибок, елочка, домик, флажок. Несколько игрушек взяли, и остались грибок и елочка. Значит. в мешке-«невидимке» спрятаны домик и флажок. Обобщение: - Что интересного заметили? (Во всех равенствах одинаковые части и целое.)
Воспитатель: Молодцы! Как найти целое? Как найти часть?
3) № 6, стр. 37.
В задании закрепляются счетные умения, понимание взаимосвязи целого и частей, сложение и вычитание на числовом отрезке.
Воспитатель:Понравилось вам, ребята, в гостях у Оли? Пора возвращаться домой! На чем поедем? Каждый ребенок выбирает свой вид транспорта. Чтобы «купить» билет, надо в равенствах вставить пропущенные числа. Значения чисел подбираются с опорой на взаимосвязь целого и частей. Например, в первом равенстве в «окошко» надо поставить число 4, так как числа 4 и 3 - части числа 7. Правильность выполнения задания проверяется по числовому отрезку.
VI. Итог занятия.
Молодцы, ребята! Вы очень хорошо сегодня поработали. А кто запомнил, какими мерками мы измеряли объем? (Стаканчиками, чашками, для фигур - кубиками.)