Светлана Бурдова
Конспект ООД «Хлеб военных лет»
Конспект НОД "Хлеб военных лет"
Цель: Дать представление детям о ценности хлеба во время ВОВ.
Задачи: Образовательные: Расширить и систематизировать знания детей о значении хлеба в жизни человека во времена ВОВ; Дать детям представление о «разновидностях» хлеба тех времен, его составе, вкусе; Закрепить знания о том, что хлеб - главный и самый ценный продукт питания. Развивающие: Развивать навыки познавательной, речевой деятельности на патриотическом материале; Развивать интерес к прошлому страны, её истории; Способствовать развитию любознательности, развивать внимание, мышление, воображение у детей. Воспитательные: Воспитывать чувство любви к Родине, желание жить в мире; Воспитывать у детей бережное отношение и уважение к хлебу и людям, вырастившим его.
Публикация «Конспект ООД „Хлеб военных лет“» размещена в разделах
- День Победы. 9 мая, детям о войне
- День Победы. Конспекты занятий к 9 мая
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Патриотическое воспитание. Конспекты занятий
- Хлеб. Все о хлебе для детей
- Хлеб. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
Методы и приемы: чтение стихотворения, рассказ педагога, беседа, проблемные вопросы, ручной труд, педагогическая оценка.
Материалы и оборудование:
Мука, соль, ячневая крупа, цветки ромашки, вода, таз, доски для лепки, венчик, кусок хлеба весом 125 гр.
Предварительная работа: рассматривание колосьев пшеницы, рассматривание иллюстраций с изображением злаковых культур, беседа о последовательном этапе производства хлеба, заучивание пословиц о хлебе, д. /и «Что нужно хлеборобу», д. /и «От зернышка до булочки».
Ход НОД
- Сегодня я вам предлагаю поговорить о самом главном продукте на столе - это о хлебе. (Чтение отрывка из стихотворения Е. Благининой «Хлеб»)
На свете я видела хлеба немного.
Его отмеряли так скудно,
так строго.
Его запивали крутым кипятком,
Его называли не хлебом — пайком.
С соломой, с мякиной, с трухой,
со жмыхами,
Он все же казался желанней всего!
И матери тайно и тяжко вздыхали,
Когда на частицы делили его.
Хлеб - продукт питания, который мы каждый день употребляем в пищу. Он является народным символом. На Руси к нему особое отношение - как к самому дорогому. Считалось большим преступлением бросить даже его маленький кусочек. Берите хлеба столько, сколько съедите, а если не съели, посушите и пейте чай с сухариками.
- Как вы думаете, чем ценен хлеб?
- Почему мы должны бережно относиться к нему? (Ответы детей)
Особое бережное отношение к хлебу пронесли сквозь всю жизнь люди, прошедшие войну. Многие из них были тогда детьми. Хлеб в то время пекли не только из муки, а из картофельных очистков, из коры молодых деревьев, добавляли сухую траву, но и такого хлеба подчас не доставало всем.
В деревнях во время войны жили в основном за счет овощей, выращенных на своих огородах. Весь хлеб, всё собранное зерно отправляли на фронт.
Поэтому муки практически не было. Хлеб пекли из имеющихся под рукой продуктов. Часто дети во время вспашки перед новым севом выискивали комочки полусгнившего картофеля на полях. Клубни вымачивали, перетирали, промывали и добавляли в хлеб вместо настоящей муки. От голода, недоедания страдали все люди. А в городе жителям приходилось еще труднее: надо было сутками стоять в очередях за хлебом, который выдавали по карточкам. Такие карточки постепенно ввели с началом войны. Хлебная карточка была дороже денег, и ее потеря грозила гибелью от голода всем членам семьи. Хлеб военного времени был разным по своему составу: хлеб для фронта, для тыла, хлеб блокадного Ленинграда (теперь этот город переименован в Санкт-Петербург, хлеб для наших военнопленных в концлагерях. В основном, в нем было мало муки - основы самого хлеба, больше всего присутствовало разных добавок.
Фронтовой хлеб часто выпекался под открытым небом в земляных хлебопекарных печах. Там, где это было возможно, печи делали из глины или кирпича.
Хлеб выпекался с применением ячменной муки. Так, ржаной хлеб, в состав которого входила ячменная мука, почти не уступал по качеству чисто ржаному.
Хлеб блокадного города Ленинграда состоял из ржаной муки, овсянки, жмыха от подсолнечной семечки, шрота. В первую блокадную зиму рецепт хлеба менялся очень часто, в зависимости от того, какие ингредиенты были на тот момент в городе, и к концу декабря ни солода, ни тем более овсянки в Ленинграде уже не осталось. В хлеб добавляли перемолотые ветви берёзы, хвою, семена дикорастущих трав. Ровно 125 грамм - дневная норма блокадного хлеба.
(Демонстрация кусочка хлеба весом 125 г)
Именно этот кусочек, весом всего в 125 г спас многих ленинградцев от смерти.
На оккупированных территориях все продовольствие у людей отнимали фашисты, увозили в Германию. Каждая веточка с зернышками, трава крапивы, лебеда и шелуха от мороженых овощей использовались для выпечки хлеба.
А в тылу выпекали хлеб из картофеля и отрубей. Картофель варили, очищали, пропускали через мясорубку. Выкладывали массу на доску, посыпанную отрубями, охлаждали. Добавляли отруби, соль, быстро замешивали тесто и помещали его в смазанные жиром формы, которые ставили в духовку.
-Ребята, скажите, а какой сейчас на наших столах хлеб?
Дидактическая игра «А какой он, хлеб?»
(Дети стоят в кругу, передавая мяч друг другу, дают определения хлебу).
-Как Вы думаете, из чего состоит хлеб нашего времени? (Прочтение состава ингредиентов на упаковке ржаного хлеба).
- Отличается ли он по вкусу от хлеба военного времени? (Ответы детей.)
Подведение детей к выводу, что хлеб военных лет был не такой вкусный как хлеб нашего времени. Военное время было тяжелое и «голодное». Относиться к хлебу нужно с уважением.
-А давайте вспомним и покажем, как из зернышка прорастает росток.
Физминутка
Ой, ладошки-ладушки. Мы печём оладушки (хлопки ладонями) Замешиваем тесто, А тесту в миске тесно (имитируют помешивание по кругу) Тесто выпало на стол, Тесто шлёпнулось на пол (присели) Тесто убежало, Начинай сначала. (лёгкий бег на месте)
-Ребята, я предлагаю нам самим попробовать замесить тесто для военного хлеба, который впоследствии наши повара выпекут.
-Ребята, как славно вы потрудились. Хлеб - это наше богатство. Прошу и Вас помнить о настоящей цене хлеба. Его стоимость измеряется не деньгами, которые мы платим в магазине, а человеческим трудом, затраченным на выращивание и изготовление хлеба.