Ирина Сироткина
Конспект ООД для старшей группы по познавательному развитию «Мир бумаги»
▼ Скачать + Заказать документы
Образовательная область: Познавательное развитие.
Возраст детей: 5-6 лет
Тема : «Мир бумаги»
Цель: Расширение представлений у детей о разных свойствах бумаги.
Задачи: Уточнить представление детей о видах бумаги, о разных материалах; Учить различать виды бумаги, сравнивать их качественные характеристики и свойства; Понять, что свойства материала обуславливают способ его использования. Формировать предпосылки к самостоятельной экспериментальной деятельности через расширение знаний и представлений о бумаге, ее свойствах; Развивать способность детей фиксировать результаты деятельности; Развивать познавательный интерес, речевую активность, умение выражать мысли, память, логическое мышление; Воспитывать наблюдательность, внимание; Воспитывать бережное отношение к природе, ее охране: желание бережного использования бумаги.
Публикация «Конспект ООД для старшей группы по познавательному развитию „Мир бумаги“» размещена в разделах
Материал: Демонстрационный: КТ, документ-камера, SMART доска (Игра «Подбери вид бумаги для предмета»). Раздаточный (на каждого ребенка): 1 лист бумаги любого вида (10x15 см); лист фиксации исследования; графитный карандаш; ножницы; клей карандаш; лупа; емкость с водой.
Этапы:
I. Введение в игровую ситуацию
Воспитатель собирает детей около себя.
- Ребята, вы любите рисовать?
- А писать?
- Вы, наверное, собираетесь скоро пойти в школу?
- А что вы используйте для своих рисунков? (Бумагу)
- Ребята, к нам в детский сад пришла посылка и в ней вместо игрушек оказала бумага. (Воспитатель показывает детям бумагу разного вида и качества).
А посылку нам прислали из научного института, где проходят разные исследования. Но сейчас там делают ремонт, и всё научное оборудование отключили, и учёные не успели изучить свойства бумаги.
- Хотите помочь учёным изучить свойства бумаги и получить результат, который мы сможем отправить в институт?
- Сможете это сделать? (Дети подходят к педагогу, включаются в процесс)
II. Актуализация знаний.
- Ребята, где изготавливают бумагу? (Бумагу изготавливают на заводе)
- Из чего получают бумагу? (Из деревьев).
- Как люди используют бумагу?» (На бумаге пишут, рисуют; из нее делают тетради, газеты, журналы, книги.)
Воспитатель включает дидактическую игру на SMARTдоске.
Просит ребят вспомнить, какие они знают виды бумаги. Затем предлагает детям поиграть.
Д/игра «Подбери вид бумаги для предмета»
Задание можно считать выполненным, если дети подобрали материалы ко всем предметам.
- Скажите, все ли предметы в нашей жизни сделаны из бумаги? (Нет)
Игра «Из чего сделан предмет»
Дети встают в круг. Воспитатель с мячом стоит в середине круга. Он кидает мяч ребенку и называет предмет, например: «Стакан». Ребенок ловит мяч и называет материал, из которого сделан данный предмет: «Стакан сделан из стекла».
Если ребенок затрудняется ответить или ошибается, воспитатель добавляет наводящий вопрос и хвалит детей за правильный ответ. Создавая атмосферу доброжелательности.
- Ребята, вы так много знаете о бумаге, о материалах из которых сделаны предметы, что скоро станете как настоящие учёные.
- Чем занимаются учёные? (Изучают предметы, явления природы).
III. Затруднение в игровой ситуации
- Ребята, сегодня у вас есть такая возможность стать ученым и исследовать свойства бумаги. Воспитатель приглашает детей пройти к столу, на котором лежат разные кусочки бумаги.
- Ребята, что можно сказать о бумаге, какая она? Выслушиваются все предложения детей. (Красивая, разная, гладкая, тонкая)
Воспитатель хвалит детей и говорит, что дети назвали качества бумаги.
- А нам нужно изучить её свойство? Что такое свойство бумаги? (Свойство это вещество, из которого изготавливают материал)
- Как можно определить свойство? (Взять в руки материал, посмотреть, потрогать).
Воспитатель предлагает детям выбрать себе по одному виду бумаги и определить ее свойство.
- Смогли определить какие свойства у бумаги? (Нет)
- Почему не смогли определить? (Нам нужны предметы-помощники, чтобы определить свойства материала).
- Что нужно, для того, чтобы вы смогли определить свойство бумаги? (Пройти в лабораторию)
- Где находятся предметы-помощники?
(В лаборатории)
IV. Открытие нового знания
- Чтобы приступить к изучению свойства бумаги, нам нужно всё о ней знать, быть как настоящие учёные.
- Вы всё знаете о бумаге? (Нет)
- Ребята, что нужно сделать, если чего-то не знаешь, но очень хочешь узнать? (Посмотреть в интернете, в энциклопедии, спросить у воспитателя, у взрослых)
Воспитатель с помощью смарт-экрана и документ камеры выводит образец бумаги в увеличенном изображении, сопровождая речевым высказыванием.
Воспитатель делает вывод: бумага состоит из волокон. Это и есть та самая целлюлоза, из которой сделана бумага. Древесина превращается в такие мелкие ворсинки, для того чтобы мы могли с вами рисовать и писать, а еще делать кораблики.
- Что вы сейчас увидели в образце бумаги? (В бумаге есть мелкие ворсинки, волокна).
- Правильно, а еще это можно назвать строение бумаги.
Воспитатель приглашает детей пройти в лабораторию и напоминает правила поведения (не шуметь, аккуратно обращаться со всеми предметами, соблюдать технику безопасности).
V. Включение нового знания в систему знаний.
Дети проходят и присаживаются за столы по 5 человек. На столах стоит все необходимое оборудование для проведения опытов.
- Чем мы сейчас должны заняться, придя в лабораторию? (Мы должны изучить свойства бумаги)
- Ребята, каким способом можно узнать свойство материала? Как будем изучать?
Выслушиваются все предложения детей. Воспитатель создает положительный эмоциональный фон, ощущение радости детей от процесса поиска решения. Исходя из идей, высказанных детьми, воспитатель подводит их к общему решению, провести эксперимент (опыты) с бумагой.
- У вас на столах для каждого находятся необходимые предметы, которые вам понадобятся для проведения опытов. Воспитатель обращает внимание детей на лист для фиксации результатов, в котором прописан алгоритм действия при работе с бумагой.
- Готовы приступить к проведению опытов? (Да)
- Приступайте к работе и не забывайте соблюдать правила безопасности в лаборатории. У каждого алгоритм выполнения разный.
- Маша, какое у тебя будет первое действие с бумагой? (У меня первое смять бумагу)
- А у тебя Сережа? (Разрезать бумагу)
Воспитатель наблюдает за процессом выполнением деятельности детей. По мере необходимости подходит к ребенку, если тот затрудняется выполнить задание (индивидуальная работа).
- У всех получается? Фиксируйте каждый результат опыта на листе.
Воспитатель обращается к ребенку:
- Саша, когда ты разорвал бумагу, что с ней произошло? (У неё порвались волокна)
- Правильно, молодец!
- Ребята, сколько уже смогли провести опытов с бумагой? (5-6 опытов)
- Оставьте свое рабочее место, предлагаю всем немного отдохнуть.
Физкультминутка:
Мы бумагой машем, машем,
Мы бумагу мнём, мнём, мнём,
Мы бумагу трём, трём, трём,
А сейчас её разгладим
А потом её порвём.
Так, что пальчики устали
Мы немножко отдохнём
И опять её порвём.
Дети возвращаются на свои места и продолжаю работать.
Когда дети закончат проводить опыты, воспитатель создает условие для того, чтобы высказались больше детей, обращая внимания особенно на тех, кто обычно не проявляет инициативы.
Воспитатель хвалит детей за выполненное задание и просит прибрать свои рабочие места.
VI. Осмысление (итог)
Воспитатель собирает детей около себя.
- А теперь, уважаемые ученые, давайте вспомним, кто к нам обратился за помощью?
- Как мы им помогли?
- Что нового узнали о бумаге? (Бумага состоит из волокон)
- Какое задание (действие) вам показалось трудным?
- Какими свойствами обладает бумага? (Бумагу можно склеить, она издает звук (шуршит, она тонкая).
- Все верно! Значит, бумага – материал непрочный. Воспитатель хвалит детей.