Ольга Митрофанова
Конспект ООД для подготовительной группы «Встреча с интересными людьми. У нас в гостях мастер федосеевской игрушки»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Воспитание уважения к труду мастера федосеевской игрушки.
Задачи:
1. Познакомить с историей появления федосеевской игрушки.
2. Формировать знания детей о процессе изготовления федосеевской игрушки.
3. Воспитывать интерес к народному декоративно – прикладному искусству.
Предварительная работа:
• Экскурсия в историко –художественный музей с беседой об истории деревянных игрушек;
Публикация «Конспект ООД для подготовительной группы „Встреча с интересными людьми, У нас в гостях мастер федосеевской игрушки“» размещена в разделах
• Телефонный разговор с мастером федосеевских игрушек Муравьёвым Н. С.
• Рассматривание фотографий с федосеевскими игрушками.
Словарная работа: топор, ложкарный нож, отверстие, деревянные дощечки
Средства:
• Деревянный пенёк;
• Топор;
• Ложкарный нож;
• Деревянные дощечки;
• Образцы федосеевских игрушек;
• Целофановый пакет;
Способы:
• Рассказывание истории;
• Показ и рассказ изготовления игрушки –вертушки;
• Игры – забавы с вертушкой;
• Вопросы к детям;
Ход организованной образовательной деятельности:
1. Мотивация.
Воспитатель: Ребята вы не забыли, что к нам сегодня придёт гость?
Дети: Нет. Мы помним.
Воспитатель: Кого сегодня мы ждём в гости?
Дети: Мастера федосеевских игрушек.
Воспитатель: Что обещал нам показать мастер?
Дети: Мастер обещал показать, как он изготавливает игрушки.
Воспитатель: Вы очень хотите встретиться с мастером?
Дети: Да. Хотим.
Воспитатель: Тогда встречайте нашего гостя.
Входи мастер Муравьёв Николай Сергеевич.
Мастер : Здравствуйте ребята.
Дети: Здравствуйте.
2. Рассказ мастера о процессе изготовления федосеевской игрушки.
Мастер : Меня зовут Николай Сергеевич. Я обещал вам показать, как изготавливаю свои игрушки. Начну я свой рассказ о том, как появились игрушки. Жил в деревне мастер по изготовлению ложек. У него были жена и дети. Однажды вечером мастер решил побаловать своих детей и смастерить им игрушки, потому что у них игрушек не было. Они были дорогие и их могли купить только очень богатые люди. У мастера оставались обрезки дерева вот такие (показывает детям). Вырезал он для сына лошадку. Сынишка очень обрадовался. На следующий вечер для дочери он смастерил вот такую кроватку (показывает). Каждый вечер он делал игрушки для своих детей.
Все свои игрушки я делаю из таких небольших кусочкой дерева (показ). Соединены игрушки с помощью маленьких гвоздиков (показ гвоздиков). Игрушки я изготавливаю с помощью топора и ложкарного ножа (демонстрирует инструменты).
Я беру в руки топор, кусок дерева. Ставлю деревянный брусок на чурбачок, ударяю по нему топором и отделяю небольшую частичку. Эту часть разделяю ещё на несколько меньших. Остальные кусочки дерева откладываю в сторону, чтобы не мешали. Из них мы будем мастерить игрушку.
Меняю инструмент. Что я беру в руки?
Дети: Нож.
Мастер : Нож, но не простой, а ложкарный. Ставлю палочку на кряжик и начинаю ножом срезать всё лишнее. Сначала с одной стороны, теперь с другой стороны. Какая получилась палочка?
Дети: Остренькая с обеих сторон.
Мастер : Но это ещё не всё. У меня здесь есть ещё один брусочек. Посмотрите, что там находится в середине?
Дети: Дырка.
Мастер : Не дырка, а отверстие. И нам нужно, чтобы эта палочка плотно вошла в это отверстие. Вот так. Что получилось?
Дети: Молоток.
Мастер : Похоже на молоток, но мы с вами молоток сегодня делать не будем. А будем делать такую интересную игрушку, которая летает.
Дети: Самолёт.
Мастер : Разве из такой маленькой палочки можно сделать самолёт?
Дети: Нет.
Мастер : Так что же мы будем делать?
Дети: Вертушку,
Мастер : Правильно догадались.
Дети: Я такую игрушку уже видел.
Мастер : Не верите, что вертушка получиться?
Дети. Да. Нет.
Мастер : Сейчас проверим. А вы не устали сидеть? Предлагаю вам размяться немного.
3. Физкультминутка «Все ребята дружно встали»
Все ребята дружно встали Выпрямиться.
И на месте зашагали. Ходьба на месте.
На носочках потянулись, Руки поднять вверх.
А теперь назад прогнулись. Прогнуться назад, руки отвести за голову
Как пружинки мы присели Присесть.
И тихонько разом сели. Выпрямиться и сесть.
Мастер : Берём снова нож, деревянную пластину и начинаем срезать.
Вы до скольки считать умеете?
Дети: До 10, до 12, до20.
Мастер : Сейчас проверим, как вы умеете считать. Вы считайте, а я буду резать.
Срезаю у пластины большими кусочками всё лишне. (Мастер работает, дети считают до 20).
Дети: Один, два, три, четыре…. девятнадцать, двадцать.
Мастер : Из пластины с одной стороны что – то получается. Смотрите (показывает детям пластину с одной стороны)
Теперь срезаю лишнее с другой стороны пластины. Опять считаем. Только медленно, а то я успеваю резать. (Николай Сергеевич режет пластину, дети считают до 20).
Посмотрите, что у меня получилось?
Дети: Лопасти вертушки.
Мастер : Совершенно верно. Что дальше будем делать?
Дети: Вставлять палочку в отверстие.
Мастер : Точно. Делаем. Вот если так держать что у нас получилось?
Дети: Пропеллер у самолёта.
Мастер : Похоже на пропеллер. Теперь берём другой инструмент Что это?
Дети: Молоток.
Мастер : Зачем я взял молоток?
Дети: Чтобы гвозди заколачивать?
Мастер : А здесь нам гвоздики не куда вколачивать. Молоток я взял, чтобы забить палочку в отверстие. Заколачиваю палочку в отверстие. Вот наша игрушка готова. Как думаете можно играть такой игрушкой?
Дети: Можно.
Мастер : А вот и не угадали. Такой игрушкой играть нельзя. Потому что не безопасно. Я беру кусочек наждачной бумаги и делаю игрушку гладкой не шершавой и безопасной. А вы пока посмотрите, что это за наждачная бумага.
(Мастер шкурит игрушку, а дети рассматривают наждачную бумагу).
Вот наша игрушка и готова. Хотите поиграть.
Дети, Да.
Мастер : Тогда я вам дарю каждому по вертушке. Играйте и меня вспоминайте.
4. Игровая деятельность детей с вертушками.
Дети играют с вертушками.
5. Рефлексия.
Мастер : Ну, что наигрались?
Дети: Да.
Мастер : Теперь я хочу узнать, что вы запомнили из сегодняшней нашей встречи. Из какого материала я делаю свои игрушки?
Дети: Из дерева.
Мастер : Какими инструментами я делаю игрушки?
Дети: топором, ножом и молотком.
Мастер : Пока всё правильно. Чем я обрабатываю игрушки, чтобы они были гладкими и безопасными?
Дети: Наждачной бумагой.
Мастер : С помощью чего соединяет мастер отдельные части игрушек при сборке в одно целое?
Дети: С помощью гвоздей и молотка.
Мастер : Молодцы ребята. Вы внимательно смотрели и слушали мой рассказ. Ребята, а ваши вертушки красивые, расписные?
Дети: Нет. Белые.
Мастер : Ребята, вы, видели, как расписывают игрушки. Нет. Хотите, я познакомлю вас с художницей по росписи федосеевскиз игрушек?
Дети: Да. Хотим.
Мастер : Её зовут Ваганова Елена Александровна. Она вам покажет и расскажет, как расписывают федосеевские игрушки. А мне пора. До свидания.
Воспитатель: Большее спасибо Николай Сергеевич за интересный рассказ и подарки вертушки для детей.
Дети: Спасибо. До свидания. Приезжайте к нам ещё.