Надежда Чернышова
Конспект ОД для детей старшей группы дошкольного возраста «Семья»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №10 «Дубравушка» г. Грязи
Грязинского муниципального района Липецкой области
Конспект ОД
для детей старшей группы дошкольного возраста
по теме: «Семья»
Образовательная область: «Речевое развитие»
Воспитатель:
1 квалификации
Чернышова Надежда Владимировна
Грязи
2024г.
Цель: Показать значение семьи в жизни человека (ребенка).
Задачи:
1. Довести до сознания детей, что семья – самое дорогое, самое близкое, что есть у человека.
2. Побуждать называть имена, отчества членов семьи.
3. Формировать желание рассказывать о профессиях взрослых членов семьи.
4. Воспитывать чуткое отношение к самым близким людям.
Предварительная работа
- Рассматривание семейных фотографий детей с целью побуждения к рассказу о людях, с которыми они живут.
- «Раскроем тайну пословиц» - совместное обсуждение смысла пословиц о семье.
- Сюжетно – ролевые игры «Семья», «Дочки- матери», «Магазин», «Больница» и другие.
Ход занятия
Звучит песня «Да здравствует семья».
(Дети становятся в круг)
Собрались все дети в круг
Я твой друг и ты мой друг
Крепко за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся.
Дети, к нам в окно залетел шарик. На нем изображен ребус.
Какая цифра написана? (7)
А какая буква? (Я)
Как вы думает, что это обозначает?
Правильно, семья.
Очень мудрые дедули,
Две бабули – красотули.
Папа, мамочка и я
Это все моя … (Семья)
Из скольких слов состоит семья? Давайте проверим.
Дети называют членов семьи и ведут счет (две бабушки, два дедушки, мама, папа и ребенок).
Да, дети, семья – это близкие нам люди : мама, папа, дедушки, бабушки, брат, сестра, которые всегда живут рядом с нами в одном доме, заботятся друг о друге, оказывают внимание, любят нас.
А кто хочет рассказать о своей семье?
Вопросы:
1. С кем ты живешь?
2. Кто у вас в семье старший?
3. Для мамы с папой кто ты?
4. А у тебя есть сестренка или братик?
5. Для бабушки с дедушкой ты кто?
6. Чем занимаются твои папа и мама?
Характерное отличие каждой семьи – это внешняя схожесть членов семьи. (спросить, на кого похожи в своей семье дети).
Чтение стихотворения Ретунский Артем «На кого похожий я?»
Посмотрите на меня –
На кого похожий я?
Глазки – вишни, как у папы,
Улыбка солнечная – мамы.
Цвет волос, как у дедули.
Носик точно уж бабули.
В семье каждый потрудился,
Чтобы я такой родился.
А, еще одно характерное отличие семьи – фамилия. (Предлагается назвать фамилии своей семьи)
Дети, кроме фамилии и имени у каждого человека есть отчество. Оно дается ребенку по имени папы.
Игра «Назови отчество»
Воспитатель называет мужское имя, а дети говорят, какое от него получится отчество. После игры детям предлагается назвать маму и папу по имени, и отчеству.
Физкультминутка
Кто живет у нас в квартире 1, 2, 3, 4 (хлопки)
Кто живет у нас в квартире 1, 2, 3, 4 (прыжки на месте)
Папа! Мама! Брат! Сестра! Деда! Бабушка! И я!
Наша дружная семья! (хлопки)
Вместе с родителями вы составляли свое родословное дерево.
Какая часть у дерева считается главной? (корень)
А кто в семье главный? (тот, кто старше)
Это дедушки и бабушки, они всегда помогают принять нам правильное решение, дают совет. (несколько выступлений по родословному дереву)
Дети, в народе много пословиц и поговорок о семье:
- Свой дом – самое лучшее место.
- Кто живет ладно, у того все складно.
- Вся семья вместе, так и душа на месте.
- В хорошей семье хорошие дети растут.
- Родители трудолюбивы – дети не ленивы.
Дети, чтобы вы ни в чем не нуждались, родителям приходится трудиться. А вы все знаете, какая у ваших родителей профессия?
Игра «Профессии моих родителей»
Дети встают в круг. Воспитатель кидает мяч в руки игроку с вопросом «Кем работает твоя мама?» Игрок отвечает полным ответом и возвращает мяч воспитателю.
Далее воспитатель читает словосочетания, написанные на полосках желтой бумаги: «Дружная семья», «Крепкая семья», «Счастливая семья», «Заботливая семья», «Здоровая семья», «Любящая семья» - предложить выбрать слова, которые характеризуют их семью и объяснить, почему они так считают.
Пальчиковая гимнастика «Семья»
Этот пальчик – дедушка (разгибаем пальцы по одному)
Этот пальчик – бабушка,
Этот пальчик – папочка,
Этот пальчик- мамочка,
Этот пальчик – Я,
Вот и вся моя семья! (растопырить пальцы)
Включаем песню «Моя семья»
А теперь я предлагаю приклеить лучи вокруг этого кружка и посмотрим, что у нас получится.
Проводим аппликацию – изготавливаем плакат с надписями на лучиках солнца о характеристике семьи.
Чтение стихотворения Шкатова Варвара «Семья»
Семья – это счастье, любовь и удача
Семья – это летом поездка на дачу,
Семья – э то праздник, семейные даты
Подарки, покупки, семейные траты.
Рожденье детей, первый шаг, первый лепет.
Мечты о хорошем, волненье и трепет.
Семья – это труд, друг о друге забота.
Семья – это много домашней работы.
Семья – это важно! Семья – это сложно!
Но счастливо жить одному невозможно.
Всегда будьте вместе, семью берегите,
Обиды и ссоры подальше гоните.
Хочу, чтоб про вас говорили друзья,
Какая хорошая ваша семья!
Подводим итог
Дети, когда вы вырастите, у каждого будет своя семья. И это будет самая лучшая семья, где взрослые будут заботиться о детях и пожилых родителях, а дети будут слушаться взрослых и во всем им помогать. А главное, все будут любить друг друга, и относиться друг к другу с уважением.