Татьяна Шлямина
Конспект ООД для детей с задержкой психического развития старшая группа «Не обижайте муравья».
▼ Скачать + Заказать документы
Программные задачи:
• вызвать у детей теплые, располагающие к общению чувства друг к другу и к воспитателю;
• обогащать знания детей о насекомых;
• развивать умение логически мыслить, представлять воображаемый объект;
• познакомить детей со сказкой «Муравей и одуванчик», предложить придумать другие варианты концовки;
• научить рисовать муравья из трех частей;
• активизировать словарный запас дошкольников (насекомые, ползают, множество, паучья, трудолюбивый, мелкие и т. д.);
Публикация «Конспект ООД для детей с задержкой психического развития старшая группа „Не обижайте муравья“,» размещена в разделах
- ЗПР. Задержка психического развития
- ЗПР. Конспекты занятий, НОД с детьми с задержкой психического развития
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Коррекционные занятия. Конспекты для коррекционных групп
- Муравьи. Все о муравьях для детей
- Муравьи. Конспекты занятий
- Насекомые. Мир насекомых для дошкольников
- ОВЗ. Конспекты занятий, НОД
- Работа психолога. Конспекты занятий
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2015
• развивать мелкую моторику рук;
• воспитывать умение вежливо обращаться к окружающим;
• воспитывать доброту, сострадание, сочувствие, желание помочь в трудную минуту.
Оборудование и материалы: тарелочки с разноцветными кружками на каждого ребенка, ароматизированная свеча, картинки с изображениями насекомых и муравейника, бумажные цветы, мольберт, клубки, две корзинки, «паутина» из ниток, запись «голоса птиц», магнитофон, игрушка – муравей, дощечки, ткань голубого цвета (речка, альбомные листы, цветные карандаши.
Предварительная работа: рассматривание картинок, открыток, иллюстраций на тему «Насекомые»; наблюдение за работой муравьев; рисование цветов, чтение сказок «Муха – Цокотуха», «Путаница», «Дюймовочка».
Ход ООД:
Воспитатель. Ребята, представьте себя в лесу ранним утром. Взошло солнышко, просыпаются лесные обитатели. Чистый воздух. Посреди поляны много цветов. Воздух наполнен сладким ароматом, вдохните его. (Дети поворачивают голову вправо-влево, вдох на каждое движение).
-С неба радуга-дуга опустилась на луга,
В поле солнышко играет, оживилось все кругом,
И цветы в росе сияют тихим ласковым огнем.
Воспитатель. Все улыбнулись солнышку - и цветы, и птицы, и насекомые и мы! Улыбнитесь друг другу и мне! Наш зал превратился в зеленый луг. - Давайте посмотрим, какие насекомые прилетели на нашу полянку (Дети находят насекомых и называют их).
Воспитатель. Дети, отгадайте загадку, и вы узнаете, каких насекомых нет на полянке:
Кто они? Откуда? Чьи?
Льются черные ручьи:
Дружно маленькие точки
Строят дом себе на кочке.
Кто это?
Дети. Муравьи.
Воспитатель. Правильно. На полянке нет муравьев.
Воспитатель. А как называется дом муравьев? (Муравейник)
Воспитатель помещает на магнитную доску иллюстрацию с изображением муравейника.
Воспитатель. Муравьи такие крохотные, что самая маленькая хворостинка для них как бревно. Из тысячи и тысяч брёвен – хворостинок создан их дом – муравейник. А для многих людей ничего не стоит пнуть муравейник ногой. Для муравьев это беда. Никогда не разрушайте муравейники.
Воспитатель читает стихотворение:
Не разоряйте муравейники.
Муравьи - лесные санитары,
Так прозвали люди их недаром!
Чтобы лес красив был и здоров,
Без личинок вредных и жуков,
Муравьи на страже день и ночь:
Гонят разных короедов прочь.
Только ты им, друг мой, не мешай!
Муравейники не разоряй!
Эти санитары так нужны
Для лесов твоей родной страны!
Воспитатель. Ребята, сейчас я расскажу вам сказку «Муравей и одуванчик».
Сказка «Муравей и одуванчик»
Муравей вышел из дома очень рано, с первыми лучами солнца. Он работал так долго, что не заметил, как наступил вечер. Дорогу к муравейнику найти не сумел, увидел одуванчик и попросил разрешения переночевать в его красивых и теплых лепестках.
--Да, я красив как солнце! С остальными разговаривать не стану. Ты помнешь мои красивые лепестки, - и одуванчик захлопнулся.
Помогла муравью нежная и скромная незабудка. Она дала ночному гостю уют и тепло. Наутро, как только встало солнышко, муравей открыл глаза и увидел, что одуванчик побелел и растерял свое великолепное одеяние. Так он был наказан за свою гордость и зазнайство.
Воспитатель. Хорошая сказка? Только конец грустный. Давайте попробуем переделать сказку. Пусть одуванчик тоже будет добрым и пригласит муравья к себе.
Дети сами придумывают конец сказки.
Воспитатель. Молодцы, теперь все цветы в сказке добрые!
Воспитатель. Ребята, а вам бы хотелось вернуть муравья в его дом и понаблюдать за его путешествием? (Да)
Игра «Сложи картинку»
Воспитатель. Ребята, возьмите по тарелочке и выкладывайте муравья на тарелочке. Своего муравья обозначьте цветной точкой любого цвета.
А теперь давайте сложим ваши работы в нашу волшебную коробочку и посмотрим, какой муравей у нас получится. (Дети несут работы, складывают в красивую коробку). Закройте глаза. Вспомните что-нибудь очень веселое и громко засмейтесь. (Воспитатель достает игрушечного муравья с разноцветными точками).
Воспитатель. А вот и наш муравей. Как мы назовем нашего нового друга? (Дети придумывают имя муравью). А раз он у нас весь в цветных точках, давайте назовем его Разноцветные точки.
Воспитатель. Муравьишка говорит, что дорога к его лесному домику проходит через речку, лужайку и болото. Ну что, вы готовы помочь?
Тогда в добрый путь!
(Под веселую музыку шагают по тропинке к реке).
Воспитатель. А вот и речка. Но муравьишка не умеет плавать как мы. Как же его переправить на другой берег? (Ответы детей).
Физкультминутка:
К речке быстро мы спустились,
Наклонились и умылись.
Раз, два, три, четыре,
Вот так славно освежились.
А теперь поплыли дружно:
Вместе - раз, это брасс,
Один, другой - это кроль.
Все как один - плывем как дельфин.
Вышли на берег крутой,
Отведем муравьишку домой.
(Дети «переплыли» через речку и оказались на лужайке).
Воспитатель. А вот и лужайка. Давайте мы с вами присядем и отдохнем. На ней красивые цветы. А какой запах! Почувствуйте его. Закрыли все глазки, только честно. (Зажигается ароматизированная свечка). А тебе чем пахнет? Какой напоминает цветок? А что ты себе представляешь?
Воспитатель. На земле великое множество насекомых. На брюшке у них поперечные полоски, как бы насечки. Вот откуда название «насекомые», от слова «насекать». У насекомых три части тела и шесть ног. Насекомые - обжоры, они едят все: зелень, мелких насекомых. Насекомые бывают совсем маленькие и большие. Одни летают, другие ползают или прыгают, одни живут несколько лет, другие - один день. Иногда людей сравнивают с насекомыми. Угадайте, про какого человека можно сказать: трудолюбивый, как. (пчела, назойливый, как. (муха).
Этюд «Божья коровка»
Воспитатель. Представьте себе, что к вам на руку сел хорошенький жучок. Голова - черная, крылья - красные, на крыльях - точки-пятнышки. Да и жив ли он? Жив! Только прикинулся мертвым: сложил свои шесть ножек, спрятал усики и ждет, чтобы его отпустили. Кто это? (Божья коровка).
Воспитатель. Покажите, как она ползет, щекочет своими лапками вашу руку, ползет по ладони вдоль по руке, переползает на другую руку. Хоп! Улетела!
Воспитатель. Ребята, погода испортилась, набежала туча. Видно будет дождик. А вот и первая капля (пальчиком по ладони, вторая, третья. Все насекомые пропали и муравьишка наш исчез. Не случилась ли с ним беда? Поищите его.
(Дети находят его запутанным в паутину).
Воспитатель. Муравей попал в паучью сеть. Как его освободить и ничуть не повредить? (Ответы детей).
Воспитатель. Давайте паучка попросим вежливо освободить муравьишку (будьте добры, пожалуйста, благодарю).
Паук (воспитатель за ширмой) : Распутайте мои паутинки-клубочки. Смотайте их, тогда муравья и отпущу.
Воспитатель. Ребята, давайте поможем паучку смотать красивые разноцветные клубочки. Вот у меня две корзинки: в одну кладете мусор, в другую - клубочки.
(Дети разматывают клубки, в которые вставлены палочки, перья, бумажки).
Воспитатель. Ну вот, паучок, ребята выполнили твою просьбу, теперь и ты отдавай нам нашего муравьишку. Скажем ему спасибо.
А вот и болото,
Не пройдешь, не проедешь,
Обойдешь сторонкой,
И водицы не попьешь.
С синеватой пленкой
Между кочек и зыбей
Моха и гнилушек
Государство журавлей,
Уток и лягушек.
Воспитатель. Смотрите, а здесь на берегу дощечки есть. А как вы думаете, как с их помощью мы можем перебраться через болото? (Ответы детей). Правильно, с помощью двух дощечек, каждый из вас сможет легко перейти через болото. (Дети переходят «болото»).
Воспитатель. Вот мы из болота и выбрались. А как же нам муравейник найти? Послушайте, ребята. (Грам. запись «Голоса птиц»). Да ведь голоса птиц указывают нам направление. А вот и наша березка, а около и домик муравья. Муравей спешит к себе домой. Ребята, а ведь наш муравей совсем один, ему скучно и он грустный. Давайте нарисуем нашему муравью друзей - муравьишек.
Воспитатель вывешивает на доску образец рисунка.
Воспитатель. Посмотрите на муравья, из каких частей состоит муравей?
Дети. Голова, туловище, лапки.
Воспитатель. А сколько лап у муравья? (Шесть)
Какой формы голова? (Овальная)
Воспитатель. Туловище муравья состоит из двух частей: овал маленький—первая часть туловища, большой овал с заостренным концом - вторая часть туловища. (Воспитатель рисует на доске и показывает). Муравья можно раскрашивать и коричневым и черным карандашом.
(Дети рисуют муравья)
Воспитатель. Посмотрите, сколько теперь друзей у муравья.
(Рисунки помещаются рядом с муравейником).
Воспитатель. Ребята, вы помогли муравью – спасли от злого паука, нашли его муравейник, нарисовали ему друзей, а это значит, что вы добрые, отзывчивые дети, очень любите насекомых и никогда не разрушите муравейник.
С детства мы любим играть и смеяться,
С детства мы учимся добрыми быть.
Вот бы такими всегда оставаться,
Чтоб улыбаться и крепко дружить!