Елена Дмитриевна Цуканова
Проект «Путешествия муравьишки»
▼ Скачать + Заказать документы
«Путешествие муравьишки».
Муравей обладает не только ощущениями,
но и разумом, рассудком, памятью.
Цицерон
Цель: создать условия для развития познавательных и творческих способностей детей в процессе проекта.
Задачи:
Познакомить детей с образом жизни муравья и устройством муравейника.
Формировать познавательный интерес, мышление, творчество;
Развивать речь детей, активизировать словарный запас.
Публикация «Проект „Путешествия муравьишки“» размещена в разделах
- Муравьи. Все о муравьях для детей
- Насекомые. Мир насекомых для дошкольников
- Насекомые. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2013
Воспитывать любознательность, интерес к насекомым, желание узнать о них что-то новое.
По видам деятельности: познавательно – творческий проект
По срокам реализации: краткосрочный проект
По составу участников проекта: групповой проект
Возраст детей: 4 – 5лет.
Интеграция образовательных областей:
коммуникация
социализация
музыка
художественное творчество
Участники проекта: дети и воспитатели средней группы «Б», родители детей.
Формы и методы реализации проекта:
Чтение художественной литературы
Просмотр презентаций
Наблюдение
Экспериментирование
Выставка поделок
Составление сказок, стихов, загадок с родителями.
Оформление книжек – малышек.
Разучивание песен, физминуток, считалочек.
Рисование, лепка, аппликация
Ресурсное обеспечение:
• методическая литература о проектной деятельности
• художественная и энциклопедическая литература о муравьях.
• материалы для практической работы (бумага, клей, картон, гуашь, карандаши)
• наглядный материал (презентации, картинки, фотографии.)
Ожидаемые результаты:
Для детей: обогащение и расширение знаний, развитие творчества, воспитание бережного отношения к муравьям.
Для родителей: сближение с детьми при совместной деятельности.
Для педагогов: обогащение и расширение знаний, накопление опыта в создании презентации.
Работа с детьми: просмотр презентации «Муравейник», беседы; чтение художественной литературы, проведение наблюдений и опытов; речевые игры по теме «Муравей»; разучивание подвижной игры: «Муравьи и муравейник», дидактическая игра «Самые-самые», считалочки; рисование муравья, коллективная аппликация; выставка поделок.
Этапы проекта:
1этап – подготовительный
1. Изучить литературу по теме
2. Подобрать материал для развития творчества детей
3. Обсудить с родителями проблему и определить пути решения.
2этап – основной
Виды деятельности, через которые прошел познавательный – творческий проект «Путешествие муравьишки».
Познавательная деятельность.
Наблюдение за муравьями.
Цель: закрепить знания детей о жизни насекомых, их местах обитания; развивать наблюдательность, любознательность; активизировать словарь по теме.
Беседа: «Жизнь муравьев».
Цель: расширять представления о муравьях, познакомить детей со средой обитания.
Рассматривание картины: «Устройство муравейника».
Цель: познакомить детей с образом жизни муравья и устройством муравейника. Обогащать словарный запас детей.
Рассматривание: схема «Муравейник в разрезе»
Цель: познакомить с устройством муравейника внутри, расширять представления о муравьях. Формировать гуманное отношение к природе.
Опытно-исследовательская деятельность.
Цель: развивать интерес к жизни насекомых, умение наблюдать и делать выводы; формировать гуманное отношение к природе.
Двигательная деятельность.
Физкультурная минутка: «Муравей».
Подвижная игра: «Муравьи и муравейник».
Цель: развивать внимание, ловкость; учить ориентироваться в пространстве.
Динамическая пауза и зрительная гимнастика «Муравьи».
Игровая деятельность.
Д/и «Самые-самые»
Цель: развивать память, мышление.
Дидактическая игра "Собери картинку из частей”
Цель: развивать умение составлять целое из частей, внимание, мышление, мелкую моторику рук, речь. Учить собирать муравья.
Дидактическая игра: «Кого не стало»
Цель: развивать память, внимание, грамматический строй речи.
Дидактическая игра: «Похож – не похож»
Цель: учить сравнивать насекомых, узнавать их по описанию.
Дидактическая игра: «Найдите, что опишу».
Цель: учить находить насекомых по описанию.
Дидактическая игра: «Кто живет в домике»
Цель: закрепить знания детей о жилище насекомых.
Настольная игра: лото «Насекомые»
Цель: обогатить знания детей о насекомых, закрепить их названия.
Дидактическая игра: «Угадай по описанию».
Цель: научить составлять описательный рассказ, развить внимание, связную речь, находить сходства и различия.
Коммуникативная деятельность.
Пословицы и поговорки:
Приметы:
Загадки:
Стихи:
Чтение:
• «Пень-муравейник»
(М. Пришвин)
• «Жалейкин и муравьи»
(Н. И. Сладков)
• «Как муравьишка домой спешил»
(Виталий Бианки)
• «Cказка про муравья»
(Александра Коноплёва)
• "О муравьях".
(Лев Толстой)
Просмотр мультфильма: «Стрекоза и муравей»
Художественное творчество.
Как нарисовать муравья.
Цель: Учить передавать образ муравья с характерными признаками, пользоваться красками.
Как слепить муравья.
Цель: Учить лепить из трех частей. Помочь сделать образ выразительным.
Ручной труд: изготовление муравья из киндер яиц.
Цель: Учить детей из киндер яиц делать муравьев. Развивать творчество, фантазию.
Музыка.
Пение: «Не обижайте муравья» муз. Г. Гладкова, слова «В. Степанова
Работа с родителями:
совместная деятельность с детьми по изготовлению поделок.
помощь воспитателю в подборе фотографий для презентации;
помощь детям в оформлении и составлении сказок, стихов, загадок про муравья.
Взаимодействие с родителями
• Консультация для родителей: «Воспитание любви к природе».
• Памятка для родителей: «Правила поведения при встрече с насекомыми».
• Проведено анкетирование родителей на тему «Экология в семье».
• Родители с детьми сочиняли сказки, рассказы, стихи, загадки, рисовали, лепили, оформляли книжки – малышки.
3этап – заключительный
Наше творчество: коллективная аппликация: «Муравейник».
Цель: Воспитывать желание порадовать окружающих, создать для них что-то красивое. Продолжать формировать навыки коллективного творчества. Вызывать чувство радости от созданного изображения.
Проводя исследование, наблюдая за жизнью муравьями, изучив дополнительную литературу про муравьев, сделали следующие выводы:
Муравьи живут семьями.
Каждый муравей четко знает и выполняет свою определенную функцию.
Муравьи – вечные строители.
Движутся муравьи по одним и тем же дорожкам.
Муравьи очень полезны, они истребляют множество вредных насекомых.
Список литературы:
http://www.ru.wikipedia.org
Шоригина Т. А. Насекомые. Какие они?
Шорыгина Т. А. Беседы о том, кто где живет.
Калишев В. Б. Погода и народные приметы.
Шоригина Т. А. Осторожные сказки.
Шоригина Т. А. Стихи и сказки о родной природе.
Новогорцева Н. В. Развитие речи детей.
Синицына Е. Логические игры и задачи.
Агеева Д. И. Веселые загадки – складки и загадки обманки.
Илларионова Ю. Г. Учите детей отгадывать загадки.
Давыдова Г. Н. Детский дизайн. Пластилинография.
Презентация проекта прилагается.