Танзиля Гильмутдинова
Конспект ООД в старшей группе «Башкирский национальный костюм»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект
организованной образовательной деятельности
Область: Познавательное развитие
Тема: «Башкирский национальный костюм»
Возрастная группа : старшая группа
Выполнил:
воспитатель
Гильмутдинова Т. Б.
категория: высшая
с. Красная Горка
2021г.
Публикация «Конспект ООД в старшей группе „Башкирский национальный костюм“» размещена в разделах
- Башкортостан. Башкирский народ
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Национальный, народный костюм. Национальная одежда
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2022
Цель: Ознакомление детей с башкирским национальным костюмом.
Задачи:
образовательные:
- Формировать знания детей об особенностях башкирского национального костюма;
- закрепить элементы одежды (камзул, кулмек, ситек, монлайса);
развивающие:
- развивать и обогащать речь;
- активизировать в речи детей названия элементов национальной одежды.
воспитательные:
-воспитывать у детей чувство патриотизма
- воспитывать любовь к родному краю, уважение к башкирскому народу;
Интеграция образовательных областей:
«Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие»,
Средства реализации: башкирский национальный костюм, дети в башкирских национальных костюмах; одежда башкирского народа; аудиозапись башкирской музыки; слайды.
Предварительная работа:
- рассматривание иллюстраций с изображением людей в башкирских национальных костюмах; знакомство с куклами в башкирских костюмах,
- беседы о башкирском народе, их традициях,
- дидактическая игра «Наряди куклу в национальный костюм»
- рисование «Укрась коврик», аппликация «Пялушка».
- экскурсия в краеведческий музей.
Активизация словаря: егет,кыз, курай, кумыз, батыр, кульмяк, камзул, ситек, кумьяулык, кашмау
Методические приемы:
1) Звучание башкирских мелодий.
2) Беседа.
3) Вопросы к детям.
4) Рассматривание башкирского костюма.
5) Объяснение.
6) Сюрпризный момент.
7) Физминутка.
Ход ООД: Орг. момент. Поздороваться с гостями.
О чем сегодня будем говорить, подскажут стихотворения, которые расскажут наши дети Альфия, Алмаз.
Башкирия, моя земля и небо,
Моя любовь, мой соловьиный край,
Мне жаль того, кто здесь ни разу не был,
Мне жаль того, кому не пел курай.
Башкортостан-чудесная земля
Воспитатель:О чем сегодня будем говорить?
-О Башкортостане.
С каким чувством, любовью писали поэты о родном крае, о Башкортостане. Какие нежные слова использовали: соловьиный край, как белый лебедь.
Да, наша Родина наше самое большое богатство. Чего только здесь нет:и нефть, и мед, и железо, и золото. Здесь горы, вознесшиеся до облаков:Иремель, Янган-тау, красивая Агидель, тихая Дема, певун Ашкадар. Есть озера Асылыкуль, Кандрыкуль, знаменитая пещера Шульганташ. Знаменитый на весь мир башкирский мед, кумыс, башкирские лошади. Вот какая прекрасная, чудесная наша Республика Башкортостан. (рассказывая воспитательница показывает картины) .
В какой республике мы живем?
-в каком районе мы живем?
-главный город республики?
Воспитатель: Ребята, сядьте все удобнее и представьте себе, что мы древние люди –башкиры (звучит музыка башкирск. Мелод)
К нам в гости пришли Альфия и Алмаз (Куклы).Они любят слушать стихи.
Давным-давно это было. Жили-были старик и старуха. Жили они очень хорошо. Не было тогда ни войн, ни горя. В реках водилось очень много рыбы, строили плотины бобры; в лесу бегали разные звери, в горах водились олени. Вскоре у старика со старухой родился сын – джигит. Очень любили они своего малыша, кормили рыбьим жиром, кутали в медвежью шкуру. Когда шкура стала мала, стал помогать егет своим родителям. Вскоре родителей не стало, и остался егет один. Долго ли, коротко ли, надоело егету жить одному, и пошёл он туда, куда глаза глядят. Долго он шёл дорогами длинными, и повстречалась ему на пути девушка- красавица. Понравились они друг другу, поженились и стали жить вместе. Родились у них дети. Дети выросли, и у них появились дети, а у этих детей ещё дети. Так и появился башкирский народ и Башкирия. Башкортостан – богатый край. Он богат нефтью, газом, углём. Повсюду тянутся обширные хлебные поля. Столица нашей родины Уфа. Наша республика занимает большую территорию. Живут
люди разных национальностей
Физминутка
Встало утром солнышко и гулять отправилось;
И на нашей улице все ему понравилось.
Побежало солнце золотой дорожкой, и попало солнце прямо к нам в окошко.
(Движения выполняется под легкую, башкирскую музыку
Воспитатель: Посмотрите, я сегодня нарядилась. Красивое платье одела. Что же это такое? Как вы думаете?
Дети: Одежда, костюм.
Воспитатель: Да, это костюм. Но не просто костюм, а башкирский национальный костюм. Давайте рассмотрим его. Это женский костюм. Вот этот длинный кафтан в форме халата – называется кульмяк, повторим это слово, кульмяк открыт от верха до низа, до ног. Под него надевается сшитая из полотна длинная рубашка с очень широкими рукавами, поверх платья одела - камзол, а украшения на одежде – серебряные монетки. Если женщина находилась дома, то халат (кульмяк) она уже не одевала, а оставалась в одной рубашке. А на ногах - сапожки, которые называются итек (повторить слово).
Женские платья вышивались бисером и стеклянными пуговицами, металлическими звёздочками и крупинками. Украшали платья нашивкой лент вокруг нагрудного разреза и на подоле. Нагрудная повязка (кукррэксэ) – прикрывала грудь.
И у женщин, и у мужчин были штаны, они назывались – ыштан. Были также суконные халаты – сэкмэн. У женщин были очень красивые головные уборы с серебряной нашивкой. Крупные монеты расшивались на шлем вокруг отверстия (кашмау). Есть околоушные подвески – сулпы. Вот это головной убор – кумьяулын – платок - покрывало.
А теперь рассмотрим мужской костюм (на кукле). У мужчин было платье - летнее из белой шерсти. Под верхним халатом – дорогая серебряная убранная драгоценными камнями – бляха бархатного коврового пояса, на одном бедре - калта (кожаная плоская сумка, на другом бедре – натруска (сумочка для узкого ножа и для дроби). Мужские штаны – салбар, на голове – тюбетейка. Её носили дома. На улице носили меховую шапку – бурэк из волка, лисы, песца. На ногах башкиры носили башмаки и глубокие галоши. Национальная обувь – это башкирские сапоги – итэк (на твёрдой подошве с шерстяными чулками). Дома носили комнатные туфли – кэуэш.
Воспитатель: Игра-хоровод"Тирмэ"
Мы веселые ребята
Соберемся все в кружок,
Поиграем и попляшем
Разбежимся на лужок
Ля-ля-ля-ля
(в хороводе после окончания музыки дети бегут в свои стулья, берут платок за концы, натягивают над собой в виде шатра) .
(Игра проводится 2-3 раза.)
Воспитатель: А сейчас послушаем стихотворении о Башкортостане,
читает Наркэс.
Читает стихотворение София о богатстве Башкортостана.
О музыкальном инструменте башкирского народа, «Курае», стихотворение прочтет Дмитрий
9звучит мелодия курая) Поиграем в игру:скажи одним словом (кашмау, камзол, зилян, хакол-национальная одежда, украшения (Асылыкуль, Яктыкуль, Мултан-озера) .
Анализ занятия.
Ребята, сегодня вы многое узнали о Башкортостане, познакомились с костюмами. Давайте ещё раз повторим названия деталей (называют). Молодцы!