Лилия Микушева
Конспект образовательной ситуации по познавательному развитию в подготовительной группе «Путешествие Капельки»
Воспитатель – Микушева Лилия Ивановна.
МКДОУ Павловский детский сад №11
г. Павловск. Воронежская область.
Цели: Активизировать запас знаний о природе, полученный дошкольниками на занятиях, из телепередач, книг, журналов.
Помочь детям увидеть, насколько сложно удалить нефтяную плёнку с поверхности воды.
Показать, как загрязняющие вещества проникают в почву, и как долго она остается загрязненной.
Развивать умение делать умозаключения и выводы, умение устанавливать причинно-следственные связи.
Формировать элементарные умения предвидеть последствия некоторых действий по отношению к окружающей среде.
Публикация «Конспект образовательной ситуации по познавательному развитию в подготовительной группе „Путешествие Капельки“» размещена в разделах
- Вода. Все материалы по теме воды
- Вода. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Круговорот воды в природе. Путешествие капельки
- Подготовительная группа
- Темочки
Учить моделировать жидкое и газообразное состояние вещества.
Воспитывать бережное отношение к природе.
Воспитывать любовь к природе, формировать умение и желание сохранять природу и при необходимости оказывать ей помощь.
Словарная работа: танкер, опрыскивание, фильтрование.
Материал: макеты «Почва», «Река с нефтяной пленкой»; корзиночки, салфетки марлевые, вата, стаканы для грязной и очищенной воды, воронки, разноцветные ленты (по количеству детей, метки-капельки, диски с музыкой.
Предварительная работа: беседа с детьми «Как нужно ухаживать за растениями», рассматривание фотоальбома «Вода».
Образовательная ситуация.
1. Воспитатель приветствует детей, просит их рассказать о своей группе. Обращает внимание детей на уголок природы. Предлагает рассказать о том, как они ухаживают за растениями.
-Почему листочки на растениях мокрые?
-Для чего их опрыскивают?
Воспитатель хвалит детей (какие молодцы, много знаете, умеете ухаживать за растениями, поэтому они у вас такие красивые, и в каждой капельке отражаются ваши улыбки).
Неожиданно воспитатель видит в цветах новую капельку (заранее изготовленная Капелька, на одной стороне веселое лицо, на другой – грустное). Капелька повернута к детям улыбающейся стороной.
-Посмотрите, какую капельку я нашла!
-Что ты здесь делаешь, Капелька?
Она говорит, что пришла к своим сестричкам-капелькам, которые живут в детском саду. Воспитатель от имени капельки просит детей показать, где живут ее сестрички и обозначить эти места метками (плошка с цветком, окно, чайник с питьевой водой, мойка и т. д.). Если дети не назвали воздух – проводится опыт с зеркалом, если назвали – воспитатель хвалит и предлагает проверить. Метка крепится на нитку, заранее прикрепленную на люстре на высоте вытянутой руки воспитателя.
-Дети, такие же капельки я вижу у вас на груди. Что бы это значило? Воспитатель подводит: Да, верно, мы пьем воду, она входит в состав пищи, и большая часть организма человека состоит из воды. Вместе с детьми делаем вывод о бережном отношении к воде.
2. «Спасибо!»,-говорит вам Капелька и приглашает с собой в путешествие. А чтобы интереснее было путешествовать, надо стать такими же маленькими, как Капелька.
Превращение (воспитатель предлагает закрыть глаза)
Без меня не будет моря, океана и реки,
Даже лужицы, в которой бултыхаются щенки,
Раз и два, раз и два, стала капелькой Юля, Маша….
Все дети – капельки!
3. Моделирование воды как вещества с помощью маленьких человечков (ММЧ)
Воспитатель предлагает показать Капельке, как можно моделировать воду, как вещество, из маленьких человечков.
Тысячи капель за ручки взялись,
За ручки взялись, на носки поднялись и побежали….
Воспитатель предлагает детям поиграть в «Ручеек» (звучит запись «Журчание ручья»).
-Ручеек течет, сестрички-капельки играют, но солнце светит ярко, пригревает, и капельки по одной отделяются, поднимаются в воздух, превращаются в пар.
4. Эксперимент «Как убрать масляную пленку».
Капелька предлагает детям продолжить путешествие. Все проходят к столу с макетами.
-Дети, что случится, если аквариум с рыбками закрыть пленкой? (Рыбки могут погибнуть).
-Почему?
Воспитатель проводит аналогию с нефтяной пленкой.
-Дети, вы знаете, что такое танкер?
Капелька предлагает вам очистить воду от масляной пленки.
-Что вы предлагаете? (вычерпать, профильтровать,
Пробуем все предложенные варианты, убеждаемся, что долго и недостаточно эффективно. Воспитатель предлагает свой вариант: в макете заранее сделано отверстие с отведенным от него резиновым шлангом.
«Масло легче воды- оно сверху», обращает внимание детей воспитатель, - «Так как масло вверху, а вода внизу, мы можем слить ее через трубочку в емкость». Для детей ответственное задание – напомнить воспитателю, когда закрывать трубку, чтобы масло не попало в чистую воду.
-Но это у нас макет. А можно ли слить воду с реки или моря? «….»
-Смогут ли рыбы жить так долго без воздуха? «….»
Поэтому разливы нефти, загрязнение морей и рек представляют большую опасность для живой природы, последствия очень трудно исправить. Формулируем вместе вывод: «Нельзя загрязнять воду».
5. Эксперимент «Очищение почвы».
-А землю можно загрязнять? «….»
Капелька покажет вам еще один опыт.
Вот перед вами макет почвы, вместо травки – зеленая губка.
-Что вы еще видите на макете? ….)
-А теперь представьте себе, что на почву попали вредные вещества (остатки краски, клея, просроченные лекарства и т. п., бездумно выброшенные человеком. Капаем на губку загрязненную чернилами или гуашью воду.
-Что стало с почвой?
-Вот прошел первый дождь….(Льем воду из лейки на макет).
-Что теперь видим….) Дети отмечают постепенное очищение почвы.
-Сколько же нужно дождей, чтобы почва очистилась?
Вывод: «Нельзя загрязнять почву!»
Итак, почва очищена. А как вы думаете, что стало с водой? ….)
Представим себе, что здесь у нас колодец с водой. Сейчас мы наберем воду из этого колодца (шприцем).
-Какая вода стала….)
Воспитатель обращает внимание детей на Капельку, она повернута «грустной» стороной.
-Посмотрите, дети, Капелька огорчилась за своих сестричек….Давайте вернем Капельке хорошее настроение! Что мы можем сделать? (очистить воду)
6. Опыт «Очищение воды» (работа в парах).
Воспитатель напоминает детям порядок фильтрования, обращает внимание на рабочие столы – там есть все необходимое. Самостоятельная работа детей.
Итог: Какая вода стала в стаканчиках….)
Капелька очень обрадовалась. Посмотрите, как она улыбается! А когда радуются капельки и светит солнышко, появляется радуга. Вы меня тоже очень порадовали тем, что много знаете, умеете. И на память я дарю вам радужные ленты. Давайте с ними потанцуем (танец с лентами).
Мы хотим, чтоб солнце грело,
И березка зеленела,
И под елкой жил смешной, колючий еж.
Чтобы белочка скакала,
Чтобы радуга сияла,
Чтобы шел веселый, чистый дождь.