Галина Викторовна Архипова
Конспект образовательной исследовательской деятельности «Зайчик» в младшей группе
Подготовила:
Архипова Г. В.
Конспект образовательной деятельности в младшей группе
Коммуникативная
Познавательно-исследовательская
Конструирование
Трудовая
Музыкальная
Двигательная
Форма организации
Занятие
МЕТОДИЧЕСКАЯ ИНФОРМАЦИЯ
Тема образовательной деятельности
Зайчик
Методы и приемы реализации содержания занятия
Приемы постановки целей и мотивации деятельности детей :
- просьба помочь решить проблему.
Публикация «Конспект образовательной исследовательской деятельности „Зайчик“ в младшей группе» размещена в разделах
- Заяц, зайчики. Конспекты занятий
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская деятельность. Конспекты занятий, НОД
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Темочки
Приемы активизации деятельности детей в процессе ОД :
- решение проблемных ситуаций;
- диалоговая беседа;
- рассматривание слайдов презентации «Зайчик»;
- Дидактическая игра «Покормим зайчика»
.Приемы организации практической деятельности детей :
Игровая ситуация «к нам в гости пришла белочка»
Приемы поддержания интереса у детей:
- создание проблемной ситуации;
- чередование видов деятельности;
- индивидуальная и групповая работа детей.
Приемы оценки и самооценки:
- словесное поощрение в ходе ОД;
- самоанализ;
- обсуждение полученных результатов.
Интеграция образовательных областей
Социально-коммуникативное развитие: диалоговая беседа; алгоритм работы по лепке зайчика.
Познавательное развитие: рассматривание слайдов, наблюдение.
Художественно-эстетическое развитие: музыкальная физминутка, сказочные герои.
Речевое развитие: беседа «Зайка»
Физическое развитие: физминутка «Зайка серенький»
Возрастная группа :
Младшая группа (3-4 лет)
Цель:
Обучение детей предметной лепке – лепке зайца
Задачи:
- учить детей лепить зайца, передавать форму частей: овальную (туловище, округлую (голова, цилиндрическую (ноги);
- учить передавать пропорциональное соотношение частей и детали (уши, хвост, лапы);
- учить объединять вылепленные части в одно целое, плотно соединять их путем примазывания одной части к другой;
- развивать познавательный интерес к предметам окружающего мира;
- развивать усидчивость, интерес к занятиям лепкой,
активизировать речевую деятельность;
- воспитание смелости и веры в собственные возможности, чувство взаимопомощи;
- воспитывать бережное отношение к природе, формировать чувство
прекрасного.
Планируемые результаты:
- Ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности - игре, общении;
- у ребёнка развита крупная и мелкая моторика, он может контролировать свои движения и управлять ими, обладает развитой потребностью бегать, прыгать, мастерить поделки из различных материалов и т. п. ;
- ребёнок может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях с взрослыми и сверстниками, правилам безопасного поведения и личной гигиены; ребё нок проявляет любознательность: ребёнок способен к волевым усилиям в разных видах деятельности, преодолевать сиюминутные побуждения, доводить до конца начатое дело;
ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать.
Организация среды для проведения занятия (образовательной деятельности)
Центр познавательной активности: ноутбук,
проектор, презентация «Зайчик».
Центр творчества: доски для лепки, стеки, салфетки,
пластилин.
Подготовка к образовательной деятельности на занятиях, в режимных моментах
Чтение сказки «Заюшкина избушка»; рассматривание изображений и игрушки зайчика, отгадывание загадок, разучивание физкультминутки «Зайке серенький»
Вводная беседа
Определение цели
Введение в тему
В. : Здравствуйте, ребята. Я очень рада видеть вас.
Д. : Здравствуйте!
В. : А я приглашаю всех в волшебный лес. Для этого нужно сказать волшебные слова, повторяйте за мной:
Раз, два, три, четыре
Дружно глазки все закрыли.
Повернулись, покружились
На полянке очутились!
В. : Откройте глазки.
Мы с вами оказались в волшебном лесу.
Основная часть:
Актуализация ранее приобретенных знаний.
Создание проблемной ситуации.
Мотивация деятельности детей
Добывание нового знания на основе приобретенного опыта
Продуктивная деятельность.
Создание проблемной ситуации
В. : А кто это там сидит под ёлочкой?
Д. : Белка
В. : Здравствуй, Белка! Как твои дела? А почему ты такая грустная?
Б. : Здравствуйте дети! Мне очень грустно одной, я хочу друга доброго и веселого. Вот послушайте загадку:
Что за зверь лесной,
Встал, как столбик, под сосной,
И стоит среди травы,
Уши больше головы?
В. : Это о ком же Белка говорит?
Д. : О зайце.
В. : Правильно, молодцы.
(Просмотр презентации) (1 Слайд «Зайчик»)
В. : Мы знаем зайчиков из разных сказок. Какие это сказки, назовите их.
Д. : «Колобок». (2 слайд «Колобок»)
Д. : «Заячья изба» (3 слайд «Заячья изба»)
Д. : «Теремок» (4 слайд «Теремок»)В. : Я согласна с тобой, Белка, Зайка будет тебе хорошим другом.
В. : А как мы можем помочь белочке, чтобы у неё появились друзья - зайчики?
Д. : Слепим зайчат. Ребятки, белочка обязательно с нами сегодня поиграет, но ей надо будет вернуться в лес, домой, и, чтобы ей не было скучно, давайте слепим ей друзей-зайчат. В лесу они будут вместе играть, по травке скакать, да нас вспоминать! Вы согласны?
Д. : Да.
Проведение дидактичес-кой игры «Покормим зайчика?»
В: Давайте немного поиграем. Как вы думаете, что нам нужно сделать?
(5 слайд Дидактическая игра «Покормим зайчика»)
Д: Покормить зайчика.
В: Верно. Приступайте.
В: Молодцы, зайчик говорит вам спасибо!
Актуализация ранее приобретён-ных знаний
В. : Посмотрите, какой он замечательный. (Дети рассматривают зайчика).
В. : Погладьте зайку, ребята, чтобы он вас не боялся, покажите, где у зайки животик и спинка? Правильно. Ещё спинку и животик можно назвать туловищем. Посмотрите на голову зайчика.
В. : Какой формы голова?
Д. : Круглая
В. : Какой формы туловище у зайчика?
Д. : Овальное, круглое.
В. : Что больше туловище или голова?
Д. : Туловище
В. : Какие у зайчика ушки?
Д. : Длинные
В. : Какой хвостик?
Д. : Маленький, круглый.
В. : У зайчика есть лапки, покажите их.
(Дети показывают лапки).
Проведение динамической паузы: «Зайка серенький»
Мотивация деятельности детей
В. : Я предлагаю вам слепить Зайку из пластилина. Чтобы создать своего Зайку нужно выполнять работу последовательно. Белочка
будет наблюдать за вами.
В. : Давайте вспомним правила работы
В. : Но прежде чем приступить к лепке, давайте вспомним правила работы с пластилином.
Д. : Работать на дощечке, пластилин не разбрасывать, не брать в рот
(6 слайд Правила работы с пластилином»2.6
Добывание нового знания на основе приобретен-ного опыта
Дети усаживаются за столы, воспитатель обращает внимание на осанку.
В. : Но перед тем как лепить зайчика, подготовим свои пальчики.
(7 слайд «Пальчиковая гимнастика»)В. : Сейчас я покажу, как слепить маленького веселого зайчика. Каким цветом будем лепить зайчика (ответы детей). Правильно.
В. : Разогреем кусок пластилина в руках, разделим на две части. Вот так (дети повторяют). Ребятки, скажите, что сначала мы будем лепить?
Д. : Туловище.
В. : Правильно, туловище, к нему мы прикрепим голову, лапки и хвостик. А если туловище самая большая деталь, какой кусочек пластилина мы возьмём? (самый большой). Правильно. Посмотрите, сначала мы скатаем из него шарик.
Воспитатель напоминает приём скатывания (круговое последовательно одновременное движение рук – правая рука движется вправо по часовой стрелке, левая – за ней, но в несколько замедленном темпе. Правая рука обычно помещается сверху левой. Левая рука совершает движения более медленные. Пальцы обеих рук округло полусогнуты в форме чашечки, как бы обхватывая шар).
(8 слайд «Прием лепки скатывание»)
В. : Но посмотрите, туловище у зайки не совсем круглое, оно немного вытянутое и больше похоже на воздушный шарик или дыню. Давайте слегка вытянем его с обеих сторон. Вот так (дети повторяют движение).
В. : Молодцы. А теперь возьмите кусочек пластилина поменьше. Как думаете, что мы сейчас будем лепить?
Д. : Голову.
В. : Правильно. А какой она формы?
Д. : Круглая.
В. : Правильно, голова круглая. Давайте скатаем шарики поменьше. (Дети вместе с воспитателем лепят голову зайчика приёмом скатывания)
В. : Ну вот, у нас готовы туловище и голова. Теперь нам надо присоединить голову к туловищу и примазать, чтобы голова держалась крепко.
Воспитатель демонстрирует присоединение головы к туловищу, используя приёмы присоединения и примазывания (действия, связанные с движением навстречу друг к другу двух отдельных кусков материала, прижатия одного куска материала к другому и выравнивание мест скрепления). Дети повторяют движения.
В. : Ребята, скажите, что ещё надо слепить зайчику?
Д. : Ушки, хвостик и лапки.
В. : Правильно. Сначала сделаем зайчику ушки. Какие они?
Д. : Длинные, большие.
В. : Правильно. Сейчас возьмите оставшийся кусочек пластилина и разделите его пополам. Вот так. (Дети повторяют). Молодцы, один кусочек отложите в сторону, а от второго отделите немного пластилина на хвостик, оставшийся кусочек разделите ещё на две части. Вот так. Правильно. Это будут ушки. Сейчас мы раскатаем жгутики и сплющим их, чтобы наши ушки были похожи на настоящие. Вот так. (Воспитатель пользуется приёмом раскатывания (при котором правая рука идёт в одну сторону – вперёд, другая в противоположную ей – назад) и сплющивания (силовое движение для получения разнообразных плоских форм, средней силы нажима).
(9 слайд «Прием лепки - раскатывание»)
В. : А теперь прикрепляем ушки к голове. Вот так. (Дети повторяют). Из самого маленького кусочка глины сделаем хвостик. На что он похож?
Д. : На шарик.
В. : Правильно, на шарик. Мы сегодня уже лепили шарики. Слепим ещё один, только маленький. (Дети лепят уже знакомым способом маленькие шарики для хвостика). Присоединяем хвостик к туловищу. Вот так. (Дети повторяют). А теперь нам осталось слепить нашим зайчикам лапки. Возьмите последний кусочек пластилина и разделите на две части. Вот так. А теперь нам надо раскатать 4 колбаски и прикрепить их к туловищу. Вот так. (Дети повторяют действия).
Заключительная часть
Заключительный этап решения проблемы.
Рефлексия.
Анализ и самоанализ деятельности детей
В. : Давайте соберем всех зайчиков на полянку и покажем белочке. Какие красивые зайчики получились! Вот, белочка, смотри, сколько у тебя друзей.
Б. : Спасибо вам за работу ребята, вы сделали доброе дело - слепили мне друзей.
В: Мы хорошо потрудились, но нам пора возвращаться в садик, до свидания белочка. Ребята давайте встанем и повторим волшебные слова за мной:
Раз, два, три, четыре
Дружно глазки все закрыли.
Повернулись, покружились
В садике мы очутились.
В. : Чем мы сейчас занимались? (ответы детей)
В. : Вам понравилось лепить зайчат для белочки? У всех получилось?
(ответы детей)
В. : Молодцы!