Светлана Тарасова
Конспект образовательной деятельности в старшей группе «От колоска до булочки»
▼ Скачать + Заказать документы
От колоска до булочки
Задачи:
Обучающие: уточнить представление детей о главных злаковых культурах (рожь, пшеница, из которых выпекают хлеб; активизировать и расширить словарный запас по теме;
Развивающие: развивать аналитическое мышление, память, внимание, творческое воображение;
Воспитательные: воспитывать у детей уважение к людям труда – хлеборобам, бережное отношение к хлебу; позитивное отношение к своей работе; желание принимать участие в коллективной деятельности.
Публикация «Конспект образовательной деятельности в старшей группе „От колоска до булочки“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Хлеб. Все о хлебе для детей
- Хлеб. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» июль 2014
Оборудование: колоски пшеницы, овса; зёрна пшеницы, овса, ржи; камни для перетирания зёрен; кофемолка ручная и кофемолка электрическая; соль, вода, мука; схемы, лупы.
Предварительная работа: беседы с детьми, рассматривание картины И. И. Шишкина «Рожь», заучивание стихотворения В. Данько «Откуда хлеб пришёл», проращивание зёрен в разных условиях (чернозём, опилки, песок, разучивание потешек, поговорок, песен, пословиц о хлебе.
Ход образовательной деятельности
Воспитатель: Ребята, вчера перебирала свои детские книжки и нашла стихотворение, которое меня очень взволновало. Хотите узнать, о чём оно? Тогда слушайте. (читаю стихотворение С. Михалкова «Булка»)
Три паренька по переулку,
Играя будто бы в футбол,
Туда-сюда гоняли булку
И забивали ею гол.
Шёл мимо незнакомый дядя,
Остановился и вздохнул,
И, на ребят почти не глядя,
К той булке руку протянул.
Потом, насупившись сердито,
Он долго пыль с неё сдувал
И вдруг спокойно и открыто
При всех её поцеловал.
- Вы кто такой? – спросили дети,
Забыв на время про футбол.
- Я – пекарь! – человек ответил,
И с булкой медленно ушёл.
И это слово пахло хлебом
И той особой теплотой,
Моря пшеницы золотой.
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, почему дядя так сделал?
- А что можно сказать о мальчиках и их поступке?
- Как вы считаете, длинен или короток путь хлеба к столу?
- Я предлагаю вам составить схему появления на нашем столе вкусной ароматной булочки от маленького зёрнышка. На столе лежат карточки, которые подскажут вам этот путь. ( Дети самостоятельно составляют логическую цепочку: зерно-посев-уборка урожая-элеватор-мельница-пекарня-магазин.)
- Чтобы испечь хлеб нужна (мука)
- А из чего её получают? (из зёрен)
- Муку получают вот из таких зёрен, которые лежат на подносах. Рассмотрите их внимательно, потрогайте. (На столе расположены подносы с зерном, лупы. Дети рассматривают зёрна через лупы.)
Воспитатель: Все ли зёрна одинаковые? (На одном подносе зёрна круглые, на другом – длинные.)
- Вы правильно заметили, они разные. Круглые – это зёрна пшеницы, длинные – ржи. Рожь и пшеница – хлебные растения.
- Что нужно, чтобы эти растения выросли? (нужно зёрна посадить в землю)
- Весной в поле выходят машины. У человека, ведущего такую машину, много работы: нужно поле вспахать, разрыхлить землю, подготовить её для посева семян. Пашут землю трактора, культиваторы.
- Через некоторое время на поля выходят другие машины. Зерна падают ровно в землю. В колхозах поля огромные. Только используя машины, можно быстро засеять их. Сажают семена сеялки, на них работают сеяльщики.
- А что необходимо для роста и развития растения? (Уход за растением, разрыхление земли, полив)
- Вот зёрна созрели и что с ними делают? Пришла осень, колосья становятся совсем золотые. Хлеб созрел. Пришла пора быстро убирать урожай, а то колосья могут осыпаться, и зёрна хлеба упадут на землю. И снова в поле вышли машины.
Сбор урожая, участие техники и человека (комбайн – комбайнёры).
- Машины везут зерно на элеватор.
- С элеватора машины везут зерно на мукомольный завод.
- Затем на специальных машинах муку везут на хлебозаводы, и в пекарни.
- Пекари пекут хлеб.
- Из пекарни на специальных машинах хлеб везут в магазины.
- В магазинах люди покупают его.
- Чтобы получить из зерна муку, нужно затратить очень много труда: сначала вырастить рожь и пшеницу, потом собрать урожай. Этим занимаются хлеборобы. Мы с вами уже были хлеборобами, когда высевали зёрна в чернозём, песок, опилки. А сейчас я хочу предложить вам стать мельниками. Посмотрите, у вас на столах есть камни, кофемолки.
- Как вы думаете, ребята, зачем камни на столах?
- Да, камни – это первая мельница, которую придумали наши предки. А какие ещё мельницы вы знаете? (Ветряная, водяная)
- Давайте сейчас попробуем зёрна превратить в муку. (Дети растирают зёрна камнями, перемалывают на ручных кофемолках. Вместе с воспитателем заправляют электрическую кофемолку и перемалывают зерно).
Воспитатель: Работа наша закончилась. Скажите, легко ли было молоть муку? (ответы детей)
- Сейчас муку делают на больших мельницах – мукомольных заводах при помощи электричества.
- Ну вот, ребята, мы получили с вами муку. Куда теперь её нужно доставить? (На пекарню)
- А в пекарне из муки что делают (Тесто)
- Я приглашаю вас в нашу пекарню. Наденьте фартуки и давайте посмотрим, что здесь имеется. (Мука, вода, соль, мерные стаканы, миски.)
- Сейчас мы с вами сделаем тесто. (Дети по наблюдением воспитателя делают солёное тесто.)
- Молодцы, ребята! Весь ли путь прошло наше тесто? (Нет, ещё остался магазин.)
- Правильно. Мы сейчас из полученного теста приготовим хлебобулочные изделия и отправим их в наш игрушечный магазин. (Дети под руководством воспитателя делают из солё ного теста различные изделия: булки, батоны, буханки, кексы)
- Славный товар мы изготовили для магазина.
Ребё нок: Хлеб ржаной, батоны булки,
Не добудешь на прогулке
Люди хлеб в полях лелеют,
Свои силы не жалеют.
Хлеб является основным продуктом питания. А как же необходимо обращаться с хлебом? (размышления детей)
Воспитатель: Всё верно вы сказали.
- хлеб надо беречь, брать столько, сколько необходимо.
- хлеб нужно обязательно доедать, старые люди говорят, что оставляя кусочек хлеба, ты оставляешь своё здоровье.
- хранить хлеб, надо отдельно от других продуктов питания.
- хлеб нельзя бросать на землю, на пол, если хлеб случайно роняли на пол, его поднимали и просили прощения за это.
- Хлеб – главное богатство нашей страны и его нужно беречь.
Необходимо всегда всем помнить, чтобы вырастить урожай зерновых культур, надо много трудиться, любить родную землю, ценить труд хлебороба.
А сейчас давайте вспомним пословицы и поговорки о хлебе, которые вы знаете.
• Хлеб – всему голова.
• Без хлеба нет обеда.
• Хочешь есть калачи – не сиди на печи.
• Хлеб – батюшка, земля – матушка.
• Хлеб – это сила, жизнь, здоровье.
• Без хлеба – нет обеда.
• Не шуба греет, а хлеб.
• Хлеб, соль и вода – крестьянская еда.
• Хлеб – достаток и богатство.
• Калач приестся, а хлеб никогда
• Хлеб да вода – богатырская еда
• Пот на спине – так и хлеб на столе
• Худой обед, если хлеба нет!
Воспитатель: К хлебу надо относиться с уважением.
Ведь не зря говорят: «Хлеб – всему голова!»
Слава миру на Земле!
Слава хлебу на столе!
Слава тем, кто хлеб растил,
Не жалел на это сил!