Диана Кравцова
«Моя семья». Конспект образовательной деятельности в средней группе
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект образовательной деятельности в средней группе: «Моя семья».
Программные задачи: Обогатить, систематизировать знания детей о родном крае: название, историческое прошлое. Развивать познавательный интерес к истории своего народа, казаках, их образе жизни, традициях, ремёслах.
Предварительная работа: Рассматривание старых фотографий с изображением предков, рассматривание и игры с макетом «Казачье подворье».
Материалы и оборудование: Иллюстрации и фотографии быта казаков.
Ход занятия:
Темочки:
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Семья. Все материалы по теме семьи
- Семья. Конспекты занятий на тему семьи
- Средняя группа
- Темочки
Воспитатель: Здравствуйте, ребята! Какое у вас сегодня настроение? С каким настроением вы проснулись? Какие ласковые, добрые слова вы услышали утром от мамы, папы? А какие слова вы сказали в ответ? (ответы детей)
Воспитатель: Отгадайте загадку:
Без чего на белом свете
Взрослым не прожить и детям?
Кто поддержит вас, друзья?
Ваша дружная… семья. (ответы детей)
Воспитатель: Конечно же семья. Как вы думаете, для чего нужна семья? (ответы детей). Ребята у всех вас есть мамы, папы, бабушки и дедушки. Они для вас самые родные, самые близкие и дорогие люди. Скажите! А как можно назвать близких вам людей, одним словом?
Дети: Родственники.
Воспитатель: Правильно, а ещё можно сказать - предки. Сегодня, ребята, я хочу вам рассказать жизни в семьях наших предков. В старину казачьи семьи были очень большими – под одной крышей жило несколько поколений: бабушка, дедушка, их дети, внуки.
Казачьи усадьбы на Кубани назывались подворьями. Казачье подворье состояло из хаты, летней печи, колодца и хозяйственных построек – сараев для овец, коров, конюшень. Хату делали из ячменой соломы и глины. Крыша из камыша, соломы. Дом обязательно обмазывался глиной и белился. В доме обычно было две комнаты: великая и малая. Здесь стояла мебель: шкаф для посуды, большой стол и лавки, сундуки, кровать. Обязательно было обилие подушек, перин. Кровать – это место отдыха и все должно этому служить. Возле кровати родителей находилась колыбель. (Рассмотреть колыбель подвешенную к протолку). Она обычно передавалась из поколения в поколение и служила много лет. Колыбель была покрыта пологом. Как вы думаете для чего? (ответы детей). В доме устраивалась большая печь, которая обогревала всю хату, в ней же пекли хлеб и пироги, готовили еду. Как вы думаете, как ещё использовали печь в старину? (ответы детей). Да, на ней спали.
Центральным местом был «красный угол» или «Божница» в котором, состояли одна или несколько икон. Красный угол украшался рушником и бумажными цветами. Перед иконами крепилась лампадка, которую зажигали, когда молились или на большие праздники. (воспитатель демонстрирует картинки).
Воспитатель: А кто знает, что такое рушник? (Ответы детей) Молодцы. На рушниках вышивали птиц, животных и цветы. Вышитый красный цветок с корнями и бутонами был символом крепкой семьи. Вот такие рушники вышивали на Кубани (воспитатель показывает фото).
Казаки плели свои заборы - из виноградной лозы или гибких ветвей деревьев. В подворье находились колодец, летняя печь, сараи, помещение для скота, «погребник» (воспитатель демонстрирует картинки). В подворьях держали : курей, гусей, уток, овец, коров. - Как вы думаете для чего? (Ответы детей) Правильно, домашнюю птицу держали для мяса, яиц, пуха. Из пуха делали подушки, перины. Корова давала молоко, а из него хозяюшки делали молочные продукты. Ребята, кто знает, какие продукты. (Ответы детей) Правильно – сметану, сливки, сыр и т. д.
В казацких семьях особый почёт и уважение оказывалось самым старшим. При появлении старика все вставали, показывая ему своё уважение. Главный в семье был отец. Он занимал главное место за столом, рядом садились сыновья. Отец резал хлеб, читал молитву за столом, первым начинал есть и первым выходил из-за стола. Гостей в семье принимали с большим радушием, угощали самыми вкусными явствами.
Казаки были очень трудолюбивы. Мужчины пахали, сеяли на полях, заготавливали корма, рубили лес, изготавливали орудия труда. Женщины делали всю работу по дому и огороду: готовили еду, убирали, стирали, пряли, ткали, шили.
Детей у казаков было много, родители были рады рождению и мальчика и девочки. Дети помогали старшим в огороде, нянчили младших детей, пасли скот. Уважение к старшим прививалось в казацких семьях с ранних лет. Во время приема гостей детям запрещалось не только сидеть, но и находиться в комнате, где велись разговоры. Вот такие строгие обычаи соблюдались в семьях, но это не значит, что старшие не любили младших. Они их любили, следили, чтобы чужие не обижали, заботились о них, играли с ними. Вот и мы с вами сейчас немного поиграем.
Проводится игра «Звонок».
Дети встают в круг, крепко держась за руки. В круг заходят двое детей. У одного в руках колокольчик, у другого – веревочка. Ребенку с веревочкой завязывают глаза. Он должен по звуку колокольчика поймать своего противника и набросить на него веревочку. Круг не позволяет играющим далеко расходиться.
Воспитатель: Ребята, вы сегодня молодцы, все постарались. Что вам больше всего понравилось сегодня? (Мнение детей о проделанной работе).
Рефлексия: «Солнышко».
Дошкольники выбирают изображения и прикрепляют их к голубому фону.
Моё настроение похоже на:
* солнышко;
* солнышко с тучкой;
* тучку;