Наталья Михайлова
Конспект образовательной деятельности в подготовительной группе «Пришла весна, прилетели птицы»
▼ Скачать
Пояснительная записка
Бесспорно, что в настоящее время всё актуальнее проблемы охраны окружающей природной среды, популяризации бережного отношения к природе.
Но не смотря на активное использование общепринятых традиционных форм работы с детьми, в целом дающих положительный эффект, мы сделали и неутешительный вывод — зачастую наши дети остаются глухи к добру, сочувствию, сопереживанию, не всегда могут проникнуться чужой радостью и болью.
Это говорит о том, что работа по экологическому воспитанию должна вестись во всех направлениях. Любовь к Родине начинается с любви к малой Родине, ко всему, что окружает ребёнка, будь то травинка или жучок.
Публикация «Конспект образовательной деятельности в подготовительной группе „Пришла весна, прилетели птицы“» размещена в разделах
- Весна. Все материалы на весеннюю тему
- Весна. Конспекты занятий, НОД на весеннюю тему
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Перелетные птицы
- Перелетные птицы. Конспекты занятий, НОД
- Подготовительная группа
- Птицы. Конспекты занятий
- Темочки
Методическое пособие разработано на основе примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой (издание 2-е исправленное и дополненное; Москва «Мозаика-Синтез», 2012.
Данный конспект можно использовать, как полностью, так и отдельные его части в различных видах деятельности.
Данное пособие предназначено для обобщения и закрепления имеющихся знаний у детей подготовительного возраста.
На занятии представлен материал: карточки с изображением птичьих стай, схемы, карта миграции птиц, чудо-дерево и картинки-гнёзда с прорезью для вставки птицы-картинки, картинки с изображением птиц, силуэты птиц, рассказ В. Бианки «Перелёт птиц».
В пособии используются аудиозапись П. И. Чайковского «Времена года. Весна», «Голоса птиц в лесу», подборка голосов птиц для игры «Птичьи сигналы», где подобраны характерные сигналы : при помощи призывного сигнала птицы знакомятся друг с другом, организуют семейные пары; защитный сигнал подают, когда угрожает опасность; птенчики громко кричат, — они голодны. Использован теневой театр. В пособии используется чудо-дерево, представляющее собой дерево, где вставлены в прорези изображения перелётных птиц на палочках. Во время игры «Чьё гнездо?» дети переселяют птиц с дерева в гнёзда.
Для выполнения заданий поискового характера дети делятся на пары.
После того, как дети нарисовали знаки и повесили их в парке, предложить нарисовать плакаты в защиту птиц, сделать альбом о птицах для малышей, где дети нарисуют картинки, составят рассказы о птицах. Работа может продолжаться неделю, две, пока детям это интересно.
Эти методы работы способствуют более крепкому усвоению прочных знаний, развивают познавательный интерес, желание участвовать в мероприятиях внутри группы.
Цель: Уточнить и расширить представление детей о перелётных птицах, об их образе жизни в весенний период.
Задачи: Дать сведения о звуковых сигналах птиц, о путях миграции, учить определять птиц по полёту (клином, друг за другом) Упражнять детей в узнавании птиц по внешнему виду. Уточнить знание детей о видах гнёзд и их размещении. Развивать воображение, мышление, речь детей, обогащать словарь. Воспитывать доброе, заботливое отношение к птицам.
Ход:
1. Звучит «Весна» из «Времён года» П. И. Чайковского
Воспитатель: Как приятно проснуться, встать,
Синее небо в окно увидать,
И снова узнать, что повсюду весна,
Что солнце и утро прекраснее сна.
— Сегодня утром я проснулась от весеннего пения и перезвона птичьих голосов за окном. Птицы весело и громко пели свои песни. На улице появились птицы, которых не было зимой. Откуда же прилетело к нам столько птиц? (из тёплых стран, с юга)
— Почему птицы прилетели к нам? (Они вернулись на свою родину, наступила весна, растаял снег, стало тепло).
— Самое главное чудо — это то, что именно весной прилетают к нам птицы и приносят весну на своих крыльях.
— Каких птиц называют перелётными? (Которые улетают на зиму в тёплые края, а весной возвращаются обратно).
— Почему они улетают от нас на юг? (Зимой холодно в наших краях, им негде укрыться от ветра и снега, а на юге тепло; голодно, птицам нечем питаться, так как все насекомые зимой спят, а в тёплых странах насекомые водятся круглый год).
— Все ли птицы улетают на юг одновременно? Почему? (Ласточки, журавли улетают на юг первыми, потому что кормятся насекомыми. А насекомые осенью исчезают. Последними улетают утки и гуси. Они живут у нас долго, пока речки, озёра и пруд не начнут замерзать.)
— Возвращаются птицы к нам теми же воздушными дорогами и в том же порядке, какими летели их предки сотни лет подряд. (Рассматривание карты с нарисованными путями миграции птиц, называние материков, стран, откуда мигрируют птицы, дети помогают).
— Позже других прилетают самые красивые и пёстрые птицы : им надо дождаться свежей листвы и травы. Почему? — показ модели дерево без листьев и иволга. (Они слишком заметны на голой земле и деревьях, и сейчас им негде спрятаться от врагов).
— Кто их враги? (Хищные птицы и звери). Воспитатель показывает картинки хищных птиц, дети называют.
— По какому признаку вы узнали, что это — хищные птицы?
Воспитатель наизусть читает отрывок из рассказа В. Бианки: «В пути их ждут препятствия и беды. Многие птицы погибают в пути от голода и стужи, не выдерживают трудной дороги, в густом тумане теряют дорогу и разбиваются о скалы, тысячи их гибнет от жадных хищников — орлов, соколов и ястребов. Но ничто не может остановить крылатых странников: через туманы и все препятствия они летят на родину к своим гнёздам».
— Ребята, а вам бы хотелось увидеть перелётных птиц? Раньше на Руси весной дети становились в хоровод, и все вместе звали птиц закличкой. Давайте и мы с вами позовём их так же.
Физкультминутка:
Если речка голубая
Пробудилась ото сна
(Руки через стороны вверх, потянулись)
И бежит в полях, сверкая,
(Прыжки на месте)
Значит, к нам пришла весна.
(Хлопки в ладоши)
Если снег везде растаял,
И трава в лесу видна,
(Приседания)
И поёт пичужек стая —
Значит, к нам пришла весна.
(Хлопки в ладоши)
Если солнце разрумянит
Наши щёчки докрасна,
(Повороты влево-вправо)
Нам ещё приятней станет —
Значит, к нам пришла весна.
(Прыжки на месте)
Закличка: Уж вы пташечка, щебетушечки,
прилетайте к нам.
Весну ясную, весну красную
Принесите нам.
2. Использование теневого театра; музыкальное сопровождение. Дети по силуэтным изображениям определяют перелётных птиц.
— Летят перелётные птицы. Поднялись высоко. С земли не различишь, где какая птица. Видны только тени. Угадайте, какие птицы летят?
3. — Птицы всегда летят в строгом порядке. Журавли клином — треугольником. Давайте выложим клин журавлей. Первым летит самый сильный, самый мудрый журавль. Почему, как вы думаете? Ему труднее всех рассекать воздух. Когда он устаёт, переходит в конец строя, а его место занимает другой журавль со свежими силами. (Упражнение. Дети с силуэтами журавлей перестраивают клин журавлей несколько раз).
— Некоторые птицы выстраиваются в колонну друг за другом, другие летят стайкой. (Дети рассматривая картинки, определяют, какие птицы в каком порядке летят, перестраиваются).
4. Воспитатель обращает внимание на макет дерева, на котором разместились перелётные птицы : Что за чудо-дерево! Какие птицы прилетели к нам! Каких птиц вы узнали? (Соловей, скворец, ласточка, грач, кукушка, иволга, жаворонок).
— А как вы догадались, что это ласточка? (У неё головка, крылья, спинка чёрные, а грудка белая, клювик маленький и острый, а хвост, как две косички)
— По каким признакам догадались, что это скворец? (Он весь чёрный, клюв у него острый, а грудка в блестящую крапинку).
— Как вы догадались, что это грач? (Большая чёрная птица, клюв большой, около клюва белое пятно).
5. «Отгадай, кто поёт?»
— Какие красивые, одна на другую не похожие птицы. Радуют нас не только своим внешним видом, но и своими песнями. Послушайте пение птиц и догадайтесь, о чём они поют? Постарайтесь определить, какая птица поёт? (Звучит аудиозапись «Голоса птиц в лесу», дети стараются определить, какие птицы поют, отвечают).
6. Задания поискового характера.
— Звуки, издаваемые птицами, очень трудны для подражания. Но не всегда пение птиц звучит одинаково. Сейчас мы послушаем птичьи сигналы. Попробуйте догадаться, что обозначают в природе эти сигналы, вам помогут знаки-подсказки.
1. (Звучит аудиозапись, воспитатель показывает схематичный знак-призыв: Одна птичка протягивает другой своё сердце).
— Как вы думаете, что обозначают в природе эти сигналы птиц? Что может обозначать этот знак? Это призывный сигнал птиц. При помощи призывного сигнала птицы знакомятся друг с другом, организуют семейные пары.
2. (В аудиозаписи звучат громкие крики птиц. На знаке нарисован рыцарь с мячом). Что может обозначать этот сигнал птиц? Это защитный сигнал. Когда птицы подают защитный сигнал? Когда самой птице или птенчикам угрожает опасность.
3. В аудиозаписи — громкий писк птенцов. На знаке нарисована ложка с сидящими в ней гусеницами и жуками). Угадайте, что означают эти громкие крики птиц. Что означает этот шутливый знак? Кто чаще всего всего издаёт этот сигнал? Правильно, голодные птенчики,
6. «Чьё гнездо?» Далее дети выясняют, из чего строят гнёзда птицы, где располагают их (на деревьях, на земле, под крышей, в кустах). Рассматривают гнёзда птиц (картинки) и определяют, чьё это гнездо, «переселяя» птиц с макета дерева в гнездо. Каждый ребё нок задействован: птиц и гнёзд по количеству детей. Задание на развитие памяти, сообразительности.
— Какая птица не высиживает птенчиков сама? (Кукушка. Она подкладывает свои яички в гнёздышки другим птицам).
— А как вы думаете, гнездо она вьёт? Почему?
— Но зато она приносит огромную пользу нашим садам, паркам. Какую? (Поедает таких гусениц, которых не клюют другие птицы). Почему не клюют?
7. — Почему мы птиц называем друзьями? А как мы с вами можем помочь нашим пернатым друзьям? (Сделать скворечники, нарисовать запрещающие знаки и повесить в парке: не бегать, не шуметь в парке, не заглядывать в птичьи гнёзда, не трогать яйца и птенцов, не брать с собой собаку в парк).
— Давайте нарисуем эти знаки в группе и развесим их в парке. (Дети рисуют знаки, на прогулке идут в парк и развешивают их).