Ольга Гаврилова
Конспект образовательной деятельности в подготовительной группе «Нева — главная река Санкт-Петербурга»
▼ Скачать + Заказать документы
Нева — главная река Санкт-Петербурга
Цель: формировать начальные знания о родном городе и его главной реке Неве.
Задачи:
- показать красоту и важность Невы для города;
- познакомить с некоторыми островами и мостами города;
- объяснить, почему Неву называют поилицей, труженицей, кормилицей;
- обогащать словарь: исток, приток, артерия, речной трамвайчик, акватория;
- воспитывать любовь к родному городу.
Предварительная работа: Изучение песни "Островитяне".
Материалы и оборудование: игрушка Незнайка, презентация, видео "Развод дворцового моста", песня "Островитяне", проектор, ноутбук.
Публикация «Конспект образовательной деятельности в подготовительной группе „Нева — главная река Санкт-Петербурга“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Ленинградская область, Санкт-Петербург. Петербурговедение
- Подготовительная группа
- Реки и озера
- Темочки
Ход ОД:
- Здравствуйте, ребята, сегодня на занятие к нам пришёл Незнайка. Ему поручили написать сочинение о нашем городе, а он совсем ничего о нём не знает. Поэтому я и пригласила его к нам на занятие. Ведь сегодня мы снова будем говорить о нашем любимом городе. А точнее о его главной водной артерии. Ребята, вы не против, если Незнайка посидит на нашем занятии(ребята с удовольствием соглашаются)
- Что же такое артерия (выслушиваются ответы детей) Что значит артерия города?(выслушиваются ответы детей)Как называется главная река нашего города? (ответы детей).
- Правильно, Нева - главная водная артерия нашего города, главная река.
- А почему петербуржцев называют островитянами, как в песне?(выслушиваются ответы детей).
- Хотите ли узнать о родном городе и его реке больше?(Дети отвечают - Да)
Тогда смотрите и слушайте внимательно. Мы с вами отправимся на экскурсию по Петербургу.
- Посмотрите на карту. Это часть нашего города. Голубой цвет - это вода, реки, каналы, Финский залив. Посмотрите, как много островов в нашем городе. Как вы думаете сколько их?(выслушиваются ответы детей). Слайд 1.
- А их, ребята, на самом деле 33.
- Нева берёт начало из Ладожского озера и впадает в Финский залив Балтийского моря. Место, из которого река вытекает, называется истоком, а куда впадает - называется устьем. Общая длина Невы 74 км, из них 28 км длина реки в Санкт-Петербурге. Слайд 2.
- Откуда же произошло название реки?
Согласно легенде первое название реки "Невица"(в переводе "бык", из-за мощного течения, а после 13 века название сократили и Невица стала Невой. Есть предположения, что название происходит от финского "neva" - "болото". Другие учёные предполагают, что название происходит от греческого "невос"("новый" - новый путь торгового сообщения). Существуют и другие версии, так что мнения учёных о происхождении названия Нева расходятся.
- Давайте посмотрим на некоторые острова нашего города с высоты птичьего полёта. Слайд 3.
- Какой это остров? (Дети отвечают - Заячий остров, т. к. на нём видна Петропавловская крепость).
- А вот ещё один остров - это Крестовский остров, на котором находится ЦПКиО им. Кирова, аттракционы, стадион Газпром Арена. Слайды 4 и 5.
- Это Васильевский остров и знаменитая Стрелка Васильевского острова. Слайд 6.
[/i]А вот как выглядит Стрелка Васильевского острова поближе. Слайд 7.
- Давайте немножко отдохнём и разомнёмся.
Игровой массаж «Дружок»
У меня такие ручки! По-смо-три!
Звонко хлопают ладоши 1-2-3! Хлопают
Твои ручки тоже на мои похожи. Гладят по рукам друг друга
Хорошо с тобой, дружок, Кружатся «лодочкой»
Покружись со мной разок.
У меня такие щёчки! По-смо-три! Гладят свои щёчки
Пощиплю я их немножко 1-2-3 Легко щиплют щёчки
Твои щёчки тоже на мои похожи. Растирают щёчки друг друга
Хорошо с тобой, дружок, Кружатся «лодочкой»
Покружись со мной разок.
У меня такие ушки! По-смо-три! Массируют мочки ушей
Разотру их потихоньку, 1-2-3. Растирают ушки с усилием
Твои ушки тоже на мои похожи. Теребят ушки друг друга
Хорошо с тобой, дружок, Кружатся «лодочкой»
Покружись со мной разок.
У меня такая спинка! По-смо-три! Гладят себя по спине
Я похлопаю по спинке! 1-2-3! Шлёпают ладонями по спине
Твоя спинка тоже на мою похожа. Шлёпают по спине друг друга
Хорошо с тобой, дружок, Кружатся «лодочкой»
Покружись со мной разок! В конце обнимаются!
- Продолжаем наше путешествие.
- В наш город приезжает много туристов и всем им очень нравятся водные прогулки по акватории Невы на речных трамвайчиках. Слайд 8.
- Речной трамвайчик - это речной транспорт, который перевозит пассажиров и туристов. Слайд 9.
- Прогуливаясь на таком трамвайчике можно увидеть много интересного, красивого, рассмотреть с воды главные достопримечательности города. Например, Зимний дворец. Слайд 10., Летний сад. Слайд 11.. Можно увидеть красивые исторические здания с необычной архитектурой, памятники. А ещё, плывя на таком катере, можно услышать много интересного о нашем городе из экскурсии, которую вам обязательно расскажет экскурсовод.
- Наш город знаменит мостами. Самый широкий мост в городе - Синий. Он проходит через реку Мойку, находится рядом с Исаакиевским собором. Слайд 12
- О каких ещё мостах мы пели в песне "Островитяне"? (Дети отвечают - Банковский, Львиный, Поцелуев.)
- Давайте посмотрим на некоторые из них - вот Львиный. Слайд 13, а вот Банковский мост. Слайд 14
- Наш город - это город портов и торговли. По реке плывут корабли и привозят грузы. А для того, чтобы корабли смогли проплыть - мосты в нашем городе разводятся. Слайды 15-17 и видео "Развод дворцового моста".
- Так выглядят порты. В них кипит работа по приёмке и отправке грузов. Слайды 18 и 19. За то,что по Неве плавает большое количество судов, её называют труженицей. Поилицей Неву называют за то, что она поит весь город. Её воду используют фильтровальные станции, которые потом перенаправляют отфильтрованную воду в наши дома. А ещё Неву называют кормилицей, потому что из воды можно много чего приготовить. Во время Блокады Ленинграда Нева спасла множество жизней, ведь воду брать было больше неоткуда.
- Весной в реке ловят рыбу корюшку. Она очень вкусная и полезная. В Санкт-Петербурге даже есть праздник корюшки, который отмечается в мае. Слайды 20-22
Нашему городу уже 320 лет, а Неве примерно 2500 лет. Давайте любить наш город, интересоваться его великой историей, узнавать новые и новые достопримечательности, факты из жизни города и его великих деятелей.
- Незнайка, тебе понравилась наша экскурсия? Хочешь послушать песню, которую мы с ребятами выучили? Ребята слушают и подпевают песню "Островитяне". Незнайка прощается и уходит.
Рефлексия: Что вы запомнили с нашего сегодняшнего занятия? Сколько островов в нашем городе? Какой мост самый широкий? На каком транспорте можно отправиться на экскурсию в нашем городе? За что Неву называют труженицей? Поилицей? Кормилицей?
Молодцы! Наше занятие окончено.