Ольга Тихонова
Конспект образовательной деятельности туристско-краеведческой направленности «В гости к Айоге»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект образовательной деятельности туристско-краеведческой направленности
«В гости к Айоге»
(Подготовительная к школе группа)
Цель:
Расширить знания детей по историческому, природному и культурному наследию родного края
Задачи:
- Продолжать знакомить детей с историей и сложившимся бытом людей на Ямале.
- Развивать умение видеть красоту северной природы.
- Воспитывать любовь к родному северному краю, уважение к её коренным народам.
- Воспитывать интерес к своей малой Родине.
Публикация «Конспект образовательной деятельности туристско-краеведческой направленности „В гости к Айоге“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Туризм. Туристическая деятельность и походы в детском саду
- Туристический поход. Конспекты занятий "Мы туристы"
- Темочки
Активизация словаря: коренные народы: ненцы, ханты, селькупы; оленеводство, рыбоводство, чум, малица, ягушка, родной северный край, шаманский бубен, евражки, оленья упряжка, полуостров.
Формы и методы: мультимедийная презентация, беседы, чтение художественной литературы, рассматривание иллюстраций, фотографий
Используемые ресурсы: оборудование, тсо, дид материал, условия реализации мультимедийное оборудование, вспомогательные материалы для оформления ментальной карты (рисунки детей, карандаши, фломастеры, ножницы, клей., карта ЯНАО, интерактивный глобус, набор картинок для оформления ментальной карты, кукла в национальной одежде, рядом чум и бубен
Предварительная работа: просмотр слайдов «Города – Ямала» (Салехард, Ноябрьск, Новый Уренгой, просмотр мультфильма «Умка», посещение городского праздника посвященного дню Оленевода, художественное слово (заучивание стихов).
Ямал ты мой любимый,
Ямал, ты мой родной,
Ямал, для государства
Ты очень дорогой!
Красота Ямала в озерах красивых.
Богат Ямал ягодами, грибами.
Тундрой и тайгой,
Красивыми зверями
И сказочной зимой.
Ход занятия
В. На столе сидит кукла в национальной одежде, рядом чум и бубен. Ребята, сегодня с вами мы отправимся в гости к Айоге, совершим путешествие по нашему родному краю- Ямалу. А поможет нам в этом волшебный интерактивный глобус.
Суров мой северный Ямал на первый взгляд,
Пусть ветры завывают за стеной,
Здесь каждый вас увидеть будет рад
И обогреть душевной теплотой.
В: Ребята, а Вы знаете, где находится Ямал? (ответы детей)
В: Кто знает, как переводится с ненецкого языка на русский слово «Ямал»? (край земли)
В: В старину называли эти места «краем света». С давних времён поселились здесь ненцы, ханты и селькупы. Название народностей означают места их проживания – безлесную тундру, побережье многочисленных рек и речушек и тайгу.
В: Вы на глобус посмотрите
И ЯМАЛ на ней найдите,
Потому что здесь наш дом
Мы на Севере живем
Давайте найдем на волшебном глобусе Ямал? (Ребенок показывает)
В: Чем же интересен наш край? (Всегда много снега, можно кататься на санках, лыжах, коньках).
Физминутка «Лыжники» (дети передвигаются по группе рассматривают карту, слайды, картинки).
В: Давно мы не встречались с Айогой, давайте ее навестим. Айога рассказывает детям о скором празднике. Каждый год, в первый месяц весны, отмечают народный праздник народов Севера- «День оленевода», который с нетерпением ждут весь год. В город, где проводится праздник, приезжают гости и спортсмены из национальных поселков, из разных районов Ямала, со всей России и даже из иностранных государств.
В этот день можно познакомиться с культурой этих народов, их традициями и образом жизни: национальные виды спорта, гонки на оленьих упряжках, колоритная национальная одежда и быт. В общем, в этот день мы переносимся в потрясающий и загадочный мир оленеводов.
Айога: Ребята, а вы знаете: (детям задаются вопросы по ходу беседы)
- В каком округе мы живем? (ЯНАО)
- Столица Ямала? (Салехард)
- Назовите коренных жителей тундры? (Ненцы, ханты, селькупы)
- Чем занимаются коренные жители? (Охотой, рыбалкой, оленеводством.)
- Чем богат наш Ямало-Ненецкий автономный округ? (Ягодами, грибами, газом, нефтью.)
- Как называется одежда коренных жителей северной тундры? (Малица, ягушка) Обувь? (Кисы, унты)
- Скажите название жилища людей северной тундры? (Чум)
- Главное животное северной тундры? (Олень)
- Чем питается олень? (Мхом, ягелем)
- Какие ягоды здесь растут? (Брусника, голубика, морошка.)
- Какие грибы можно здесь найти? (Подберезовик, подосиновик, белый гриб, масленок.)
Айога: А как запомнить всю информацию?
Дети: «Сделать умную карту»
Дети после беседы с Айогой, считалкой разбиваются по парам, оформляют ментальную карту.
Айога: Молодцы, за ваши знания и любовь к родному краю я подарю вам шаманский бубен!
В: Ребята, у нас есть бубен. В какую народную ненецкую игру можно поиграть?
Дети: «Полярная сова и евражки».
Дети становятся в круг и выбирают ведущего – Сову. Сова ритмично бьет в бубен, евражки бегают по залу. На громкий удар бубна евражки становятся столбиком и замирают. Сова облетает евражек, кто шевельнется уводит с собой. Играют 3-4 раза. (Похвалим тех, кто ни разу не попался сове).
В: А сейчас мы попросим наш волшебный интерактивный глобус рассказать нам о животных Севера. (Дети слушают рассказ).
В: Наше путешествие подошло к концу, возвращаемся домой, снимаем лыжи.
В: Скажите, что нового вы узнали? Что понравилось? Что было интересно?
В: Мы будем продолжать путешествовать по нашему родному краю, знакомиться с его историей, со сказками и обрядами коренных жителей, с жизнью и бытом живущих здесь народов и, конечно же, с природой! Нас ожидает ещё много интересного.
Детям предлагается нарисовать свои впечатления о путешествии. Объекты рисования и изобразительные материалы дети выбирают самостоятельно.