Любовь Фирсова
Конспект образовательной деятельности «В Мире материалов» разновозрастная группа от 5 до 7 лет
ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКАЯ ИНФОРМАЦИЯ
№ Организационно-методическая
информация Содержание Примечание
1. Тема образовательной
деятельности «В мире материалов»
2. Доминирующая
образовательная область Познавательное развитие
2. Доминирующий вид
деятельности
Познавательно-исследовательская деятельность (развитие умения определять мате-риалы, из которых изготовлены предметы. Учить сравнивать предметы, классифи-цировать).
3 Методы и приемы реализации содержания занятия
Публикация «Конспект образовательной деятельности „В Мире материалов“ разновозрастная группа от 5 до 7 лет» размещена в разделах
3.1 Общепедагогические методы и приемы
Методы формирования сознания:
Рассказ о рисунке по металлу (чеканке);
Методы организации деятельности и формирования опыта:
Упражнение (описывание предмета по алгоритму);
Методы контроля, самоконтроля и самооценки:
Размышление, анализ результатов собственной деятельности (анализ работ);
Методы организации и осуществления познавательной деятельности : создание про-блемной ситуации.
Методы стимулирования и мотивации деятельности : игра, поощрение (клад,;
3.2 Методы и приемы, характер-ные для специфических видов деятельности Наглядный метод : рассматривание образцов материала;
Словесный метод: рассказ о рисунке по металлу (чеканке, обсуждение выполнен-ных работ;
Практические методы: работа по таблице «Система» (ТРИЗ, тиснение на фольге.
3. Интеграция образователь-ных областей
Социально – коммуникативное развитие, речевое развитие, художественно- эстети-ческое развитие, физическое развитие;
4. Возрастная группа Подготовительная подгруппа
5. Цель Закреплять знания детей о различных материалах, формировать у детей устойчивый интерес к изобразительной деятельности.
6. Задачи Планируемые результаты
6.1 Расширить представления детей о материалах (пластик, дерево, металл, его качествах и свойствах; учить делать выводы и умозаключения о свойствах дерева, металла, пластика. Знает, какие бывают материалы, их происхождение, охотно вступает в беседу со сверстниками и взрослыми по поводу свойств и качеств материалов.
6.2 Способствовать овладению средствами познавательной деятельности, способами обследования объекта по извест-ному алгоритму; стимулировать желание детей для само-стоятельного проведения исследования;
Развивать творческое воображение, эстетический вкус. Умеет сравнивать, выделять характерные, существенные признаки предметов, интересуется различными видами изобразительной деятельности, проявляет интерес к са-мостоятельной творческой деятельности.
6.3 Воспитывать интерес к окружающему миру, бережное от-ношение к вещам. Обладает установкой положительного отношения к ми-ру, активно взаимодействует со сверстниками и взрос-лыми, участвует в совместных играх.
7. Возможные затруднения детей и способы их преодоления
Затруднения Способы преодоления
Работа в группе Работа по таблице ТРИЗ «Объект»
Работа в технике тиснения на фольге Сопровождение, показ образца.
8. Организация среды для прове-дения занятия (образователь-ной деятельности) Материалы и оборудование : «чудесный мешочек», в котором лежат три пред-мета, образцы материалов, клад, карта, таблица алгоритма описания объекта, карточки для работы по таблице.
9. Подготовка к образовательной деятельности на занятии и в режимные моменты Рассматривание образцов материала, беседа, чтение художественной литературы.
ПРИМЕРНЫЙ ХОД ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
№ Этап Содержание Примеча-ние
I. Вводная часть 2 мин
1.1
Введение в тему В: Дети, к нам сегодня на занятие пришли гости, давайте с ними поздороваемся.
Д: Здравствуйте.
В: С добрым утром начат день,
Первым делом гоним лень,
Зевоту мы прогоняем,
И играть все начинаем.
Ребята, сегодня утром Нина Владимировна принесла нам письмо, давайте посмотрим что там
«Здравствуйте ребята! Мы узнали,что вы скоро пойдете в первый класс, и решили приготовить для вас сюрприз. Сегодня рано утром мы побывали в вашей группе и спрятали клад. Найти этот клад будет очень не просто, но если вы будете следить по карте и выполнять все наши задания в конвертах, то обязательно достигните поставленной цели и отыщете наш клад. Желаем вам удачи! Пираты Средиземного моря».
1.2 Мотивация дея-тельности детей Найти клад, но для этого выполнить все задания пиратов
1.3 Целеполагание (с помощью педагога дети формулируют цель своей деятель-ности или прини-мают цель педагога) Вспомнить все о свойствах материалов, освоить технику нетрадиционного рисования «тиснение на фольге» и найти клад.
II. Основная часть: 25 мин
2.1 Актуализация ра-нее приобретенных знаний Здесь и карта как найти клад, ну что будем искать?
давайте рассмотрим карту, нам надо определить в каком направлении нам двигаться, где спрятано первое задание.
(картинка театр)- дети определяют, что надо двигаться к театральному уголку
Дети находят конверт с заданием и отдают воспитателю
1. Надо описать материал (его свойства, качества, который представлен на столе, рас-сказать, какие предметы можно сделать из этого материала. (на столе представлены- древесина, металл, пластмасс) Ребята перед вами лежат три пред-мета вам нужно описать свойства и качества этих материалов и что можно сделать из этого материала. Посмотрите, что у нас лежит на столе? (древесина, металл, пластмас-са)
Назовите свойства и качества метала: Крепкий, твёрдый, хорошо проводят тепло и элек-трический ток, тонет, не горит.
Свойства и качества древесины: Прочная, лёгкая, мягкая в обработке, сохраняет тепло, не проводит электрический ток (диэлектрик, легковоспламеняющаяся
Свойства и качества пластмасса: легкий, не тонет в воде, гнется, не прозрачная, гладкая и шероховатая, тонкая и толстая, обладает теплопроводностью, плавится.
Молодцы, вы справились с первым заданием. Посмотрим на карту, где искать 2 задание. Куда нам двигаться дальше? (на картинке изображены игрушки- уголок сюж. рол. игр)
Ребята, здесь нам надо определить какой предмет сделан из пластмассы, под ним и спрята-но 2 задание. (три предмета- дерев. кубик, метал. ложка, пластмасс. ведерко)
Проверим, а вот и задание:
2. Назвать предметы в нашей группе, которые сделаны из пластмассы.
Молодцы, идем дальше?
Где же 3 задание? (уголок уединения)
вот и задание:
3. Выходит вперед один участник. Он описывает предмет, который лежит в "чудесном мешочке", а остальные отгадывают предмет по описанию (описание по алгоритму). (деревянный кубик, пластмассовый молочник, металлическая ложка).
Ребята здесь у нас чудесный мешочек. В нем лежат предметы которые вы должны угадать по описанию. Описывать предмет вы будете по алгоритму. Ребята, выберите кто из вас, будет описывать предмет первым, а остальные угадывать.
Молодцы и с этим заданием справились, так куда нам двигаться дальше? (на карте изобра-жен физ. уголок)
4. Дети находят конверт
Игра на внимание "Бывает – не бывает". Воспитатель характеризует материалы. Если он называет свойства и качества материалов правильно, то дети должны хлопнуть в ладоши, а если называет неправильно – топнуть.
Сейчас мы поиграем в игру которая называется "Бывает – не бывает". Я буду называть вам свойства и качества материалов, Если называю правильно вы хлопаете, а если неправильно то топаете.
Металл: твердый (хлопают, не тонет (топают, горит (топают, проводит тепло (хло-пают).
Древесина: легко загорается (хлопают, тонет (топают, пластичная (топают, легкая (хлопают).
Бумага: легкая (хлопают, прозрачная (топают, рвется (хлопают, намокает (хлопа-ют).
Молодцы ребята, с заданием мы справились.
Смотрим снова на карту. Где следующее задание? (опытно-экспер. уголок)
5. Таблица по триз «Система».
Давайте мы с вами вспомним происхождение предмета по системе. Вам она знакома. Перед вами три таблицы. В центре у нас объект. Теперь мы расскажем о его происхож-дении.
6 где находился 2 где находится 8 где находится
4 прошлое объекта 1 объект 5 будущее объекта
7 часть объекта 3 часть объекта 9 часть объекта
6. И последнее задание, посмотрите, где оно? (к столам)
Сделать рисунок на металле, ребята, а мы сможем это сделать? Давайте попробуем
Предлагаю взять кисточки и обратной стороной нанести рисунок на металл, виден ли ри-сунок на металле? Как вы думаете, почему?
На металле рисунок у нас не виден, т. к. метал прочный, твердый, а умелые мастера выполняют рисунки и на металле специальным инструментом это искусство называется чеканка. Техника че-канки применяется при создании посуды, декоративных панно, различных ювелирных украше-ний.
Рельеф или рисунок можно чеканить, положив лист металла на войлок, толстую резину, брезенто-вый мешок с речным песком, слой пластилина или смолы.
Ребята, предлагаю вам выполнить рисунок на фольге, ведь фольга это тончайший металлический лист. Посмотрите, какая она?
- Она не прочная, легкая…
- Верно, этот материал обладает своеобразной памятью. Если в нём осторожно сделать нажим ка-ким-то предметом, то вмятина останется, не меняясь. Значит, на фольге можно делать рисунок продавливанием и на нем будет образовываться рисунок.
- Это искусство называется тиснением.
Но прежде чем мы приступим, давайте сделаем пальчиковую гимнастику.
«Замок»
На двери висит замок —
Кто его открыть бы смог?
(Быстрое соединение пальцев в замок.)
Потянули…
(Тянем кисти в стороны.)
Покрутили…
(Волнообразные движения.)
Постучали…
(Пальцы сцеплены в замок, дети стучат ладонями.)
И открыли!
(Пальцы расцепились.)
Пошаговое выполнение:
1 Выбираем себе картинку
2 Кладем шаблон на фольгу, предварительно подложив что-нибудь мягкое (альбом).
3 Обводим рисунок по контуру кисточкой или палочкой для суши. Убираем шаблон, по-лучается рисунок на фольге.
4 для четкого изображения, можно обвести рисунок еще раз.
5 Накладываем на изнаночную сторону рисунка картон и загибаем края работы на кар-тон. 15 мин
2.3 Самостоятельная деятельность детей по закреплению но-вого знания В процессе самостоятельной творческой деятельности детей акцентировать внимание на индиви-дуальности рисунка.
III. Заключительная часть 3 мин
3.1 Анализ и самоана-лиз деятельности детей Ребята, мы выполнили все задания, но где же наш клад?
Давайте посмотрим еще раз на карту. Может там есть еще какая ни будь подсказка? (ма-ленькая картинка театрального уголка)
4. Рефлексия:
Какое удивительное приключение нам приготовили пираты. Скажите, а какие качества вы проявили во время поиска клада?
Д: Внимательность, находчивость, смекалку, дружбу, взаимовыручку.
Что мы сегодня делали? (выполняли различные задания) С какой целью? (найти клад) Ка-кие задания мы выполняли (называли свойства и качества материалов, описывали предмет по алгоритму, называли пластмассовые предметы которые есть в нашей группе, рисовали на фольге) Какой результат мы получили? (нашли клад, сделали тарелочки из фольги, какие вы испытывали затруднения? Ребята, перед вами на столе смайлики, выберите смайлик по настроению и положите его в коробочку. Спасибо
Открыть сундук и раздать подарочки.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Алешина Н. В. Ознакомление дошкольников с окружающим и соци-альной действительностью. Старшая и подготовительная группы. - УЦ Перспектива, 2016 — 248 с.
2. Дыбина О. В. «Занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе детского сада» Конспекты занятий/ М. : Мозаика-Синтез, 2009—2010.- 138 с.
3. Лыкова И. А. «Изобразительная деятельность в детском саду» старшая группа/ М. :Карапуз, 2006.- 256 с.