Белова Татьяна Николаевна
Конспект образовательной деятельности «Новый год у ворот. Описание зайца»
▼ Скачать + Заказать документы
Доминирующая образовательная область Познавательное развитие
Возрастная группа: Старшая группа
Цель: Формирование представлений детей о новогодних традициях России и других стран через игровую деятельность
Задачи:
Формировать представления дошкольников о традициях празднования Нового года на Руси, их возникновение. Систематизировать знания детей о празднование Нового года в разных странах, формировать познавательный интерес
Развивать мышление, воображение, внимание, память, связанную речь
Публикация «Конспект образовательной деятельности „Новый год у ворот, Описание зайца“» размещена в разделах
- Заяц, зайчики. Конспекты занятий
- Заяц, зайчонок. Все о зайцах для детей
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Новый Год в детском саду
- Новый год. Конспекты занятий
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2015
Воспитывать у детей доброжелательное отношение друг к другу и к народам разных стран
Планируемые результаты :
Сформированы представления о истории возникновения праздника – Новый год
Способен самостоятельно рассказывать о Дед Морозе разных стран
Испытывает потребность в качественном выполнении заданий
Организация среды для проведения занятия (образовательной деятельности) :письмо, елка и посылка с новогодними украшениями,разрезные картинки «Дед Мороз» на каждого ребенка, блюдо с яблоком, картинки с изображением Дед Мороза разных стран и зайца, костюм Снегурочки, вата, листы бумаги с изображением контура зайца
I. Организационный момент
Звучит вьюга
(Раздается стук, и вносятся письмо, елка и посылка с новогодними украшениями)
Воспитатель: Интересно от кого же это письмо и посылка.
– Дорогие ребята! Совсем скоро мы с вами увидимся, но сейчас у меня очень много важных дел. Но я хотел бы, чтобы вы проверили свои знания и умения при подготовке к самому веселому празднику.
Воспитатель: Ребята, а здесь еще что-то в посылке
Красавица, какая
Стоит, светло сверкая,
Как пышно убрана!
Скажите, кто она такая? (Новогодняя елка.)
Он с седою бородой.
Шуба, посох со звездой.
Он подарки нам принес,
Кто же это? (Дед Мороз.)
Он на резвой тройке мчится,
Сам пока что маленький.
Громко в двери к нам стучится,
Снег, сметая с валенок. (Новый год.)
II. Основная часть
Воспитатель: А, что такое Новый год?
Дети: Праздник
Воспитатель: Новый год - это самый любимый и долгожданный для детей и взрослых праздник, но он не всегда праздновался 1 января. В древности люди отмечали начало Нового года 1 марта, позднее праздник был перенесен на 1 сентября. Цари встречали его на Кремлевской площади, сидя в богатых одеждах на троне, окруженные боярами и именитыми гостями. В 1699 г. Новый год последний раз праздновался по древнему обычаю – 1 сентября. В декабре этого же года Петр I издал указ, в котором велел вести начало года с 1 января. В этом же указе повелевалось у домов зажиточных горожан, перед воротами, сделать украшения из хвойных деревьев. Вскоре ёлки и хвойные ветки стали украшать дома. Молодежь собиралась на ужин в посиделочных избах, а после ужина начинались игры. В одну из них предлагаю вам поиграть.
– Выходи-ка, детвора! Ждет вас русская игра!
Дети выходят и становятся в ряд. Кто-нибудь из них рассказывает считалку. Горящий становится на некотором расстоянии от игроков. Задача горящего – узнать, кому из ребят ведущий положил в ладони пуговицу. Если горящий угадывает, у кого пуговица, то становится на место игрока, а ведущий – водит. Если не угадывает, опять водит, а ведущий раскладывает. Ведущий делает вид, что кладет пуговицу в сложенные лодочкой руки играющих, приговаривая:
Я золото хороню
У батюшки в терему.
Кому золото попало,
Там метелкой распахало.
Игра проводится несколько раз.
Воспитатель: Ребята, а какие новогодние обычаи и традиции вы знаете? (Наряжать елку, дарить подарки, веселиться).
Воспитатель: Ребята, смотрите наша елочка согрелась и оттаяла. Может быть мы ее тоже нарядим? Ой, а чем же мы будем ее украшать? (Ответы детей)
Воспитатель: А я кажется знаю. Где наша посылка, ребята?
(Достаем игрушки, наряжаем с детьми елку)
Воспитатель: Как красива наша ёлка! А вы знаете, что украшение елочки – очень древний обычай? Наши предки всегда относились с почтением к этому вечнозеленому дереву, символизирующему здоровье, долголетие и даже бессмертие. К тому же считалось, что морозной зимой добрые летние духи согреваются именно в пушистой еловой кроне. Чтобы задобрить их, наши предки оставляли на ветках елей угощения и всякие дары. Этот древний обряд поклонения ёлке был заимствован немцами.
Воспитатель: Ребята, кажется в посылке еще что-то есть
Дидактическая игра «Собери картинку»
(индивидуальные картинки деда мороза)
Воспитатель: Какая картинка у вас получилась? А, что вы знаете о Дедушке Морозе? (ответы детей)
Воспитатель: Для самых маленьких это – добрый и веселый волшебник, способный исполнить любое желание. Для взрослых Дед Мороз – это воспоминание о детстве, которое уже не вернуть, о счастливых моментах, которых мы не забудем никогда. Все взрослые превращаются в детей в новогоднюю ночь! Ждут чуда и исполнения желаний!
Воспитатель: Ребята, а вы знаете где живет Дед Мороз? (Ответы детей)
Воспитатель: Ребята, а давайте вместе посмотрим где живет и чем он сейчас занимается. У меня есть волшебное яблоко, которое поможет нам открыть волшебное окно (дети подходят к экрану. Только надо сказать волшебные слова:
Катись, катись, яблочко,
По волшебному подносу,
Покажи нам, яблочко,
Дедушку Мороза со Снегурочкой.
(Дети садятся на стульчики, на экране изображение Деда Мороза)
Воспитатель: Дед Мороз проживает в Великом Устюге. Его терем стоит в сосновом бору
Слайд 1
Воспитатель: Его терем построен из деревянных бревен, с резным крыльцом, а крышу украшают резные снежинки
Слайд 2
Воспитатель: Вот он наш российский Дедушка Мороз! Готовится к Новому году.
Слайд 3
Воспитатель: Читает письма, собирает подарки для детей. Спешит всех поздравить.
Слайд 4
Воспитатель: Ребята, а во что одет наш Дедушка Мороз! (Ответы детей) Дед Мороз носит шубу до земли, красного, синего цвета, расшитую серебром, высокую шапку, валенки, в руках у него ледяной посох и мешок с подарками.
Слайд 5
Воспитатель: А, может кто знает, как еще называют российского Деда Мороза? Дед Мороз, Дед Трескун, Морозко и Карачун в одном лице. Современный Дед Мороз немного суров на вид, но очень любит детей. На чём может приехать Морозко? Какие у него есть средства передвижения?
Слайд 6
Воспитатель: Как вы думаете, ребята, в других странах Деды Морозы приходят к детям? (ответы детей). А, какие Деды Морозы к ним приходят? Похожи они на российского Деда Мороза? (ответы детей). Хотите узнать, как они выглядят? Я предлагаю вам познакомиться с ними
Воспитатель: В Америке новогодний дед — Санта Клаус — носит коротенькую красную курточку и забавный колпачок на голове. Путешествует он по воздуху на оленьей упряжке и проникает в дома малышей через каминную трубу. Чем отличается российский Дед Мороз от Санта Клауса?
Дети: (ответы детей).
Воспитатель: В Бельгии Дед Мороз - Святой Николай. Как гласит легенда, он оставил приютившей его семье золотые яблоки в башмачке перед камином. Это было очень давно, поэтому Святой Николай считается самым первым Дедом Морозом. Он ездит на коне, облаченный в митру и белую епископскую мантию. Его всегда сопровождает слуга-мавр Черный Питер, который за спиной несет мешок с подарками для послушных детей, а в руках — розги для шалунов. Святой Николай и Черный Питер придумали вам задание.
Воспитатель: В Узбекистане Деда Мороза зовут Корбобо ("Снежный Дед"). Он одет в полосатый халат и красную тюбетейку. В кишлаки Корбобо въезжает на ослике, навьюченном мешками с новогодними подарками и т. д.
Воспитатель: Ребята, мне кажется нам пора немножко отдохнуть немного отдохнуть.
Мороз
Я мороза не боюсь,
С ним я крепко подружусь.
Подойдёт ко мне Мороз,
Тронет руку, тронет нос. (Надо показать руку, нос.)
Значит, надо не зевать,
Прыгать, бегать и играть. (Движения.)
Воспитатель: Ребята, а вы знаете, что под Новый год всегда случаются чудеса? А хотите, чтобы чудо свершилось у нас в группе? Тогда закрывайте скорее глазки и не подсматривайте
(Воспитатель заходить за ширму и одевает костюм Снегурочки)
Воспитатель: Здравствуйте ребята, вы узнали меня? Кто я?
Дети: Снегурочка
Воспитатель: А кто такая Снегурочка? (Ответы детей)
Воспитатель: Ребята, я пришла, чтобы рассказать вам о своих друзьях зайчатах
III. Продолжение работы по теме
На магнитной доске изображения зайца
Заяц к зиме не готовится. Нет у него ни норы, ни гнезда. Ляжет под куст или в овражек. Шубка у зайчика теплая-теплая, пушистая-пушистая, белая-белая. Тепло ему в такой шубке и на снегу не видно. Такая шубка и от мороза спасет, и от охотников и лисы скрывает. Днем заяц спит, но глаза у него открыты и зорко следят: нет ли врага поблизости.
А ночью выходит заяц погулять и покормиться. Питается заяц зимой в основном корой деревьев. Подбежит к дереву, станет на задние лапы и обгложет кору. Любит заяц погрызть молодые веточки деревьев. Врагов у зайца много : лисицы, совы, волки, люди – все охотятся за зайцем.
Заяц всех боится и спасается бегством. Зайца спасают его тонкий слух, острое зрение и сильные, быстрые ноги.
– Составьте текст по вопросам.
– Как зимует заяц? (Заяц к зиме не готовится.)
– Где он ночует? (Спит заяц под кустом или в овражке.)
– Какая у зайца шубка? (Шубка зайца теплая, пушистая, белая.)
– Как и когда спит заяц? (Спит заяц днем.)
– Кто у зайца враги? (Врагов у зайца много : лисицы, совы, волки, люди.)
– Как заяц спасается от врагов? (Глаза зайца открыты и зорко следят: нет ли врага поблизости. Спасают зайца от врагов быстрые ноги.)
Воспитатель: Ребята, а помогите мне накормить моих друзей?
Дидактическая игра «Накорми зайку»
Воспитатель: Ребята, а посмотрите, кто спрятался у нас под елочкой? Так это же маленький серенький зайчонок. Он еще не успел переодеться в зимнюю шубку. Как же он будет прятаться от хищников зимой. Давайте поможем им переодеться.
Аппликация
Воспитатель: Но сначала подготовим наши ручки
Самомассаж «Жил-был зайка»
Жил-был зайка (Растирают ладошки).
Длинные ушки. (Прищипывают ушки).
Отморозил зайка
Лобик на опушке (Ладошкой трут лобик).
Отморозил глазки (Поглаживают глазки).
Отморозил носик. (Поглаживают носик).
Отморозил зайка
На опушке хвостик. (Растирают поясничный отдел позвоночника).
Мы погладим ушки (Поглаживают ушки)
И погладим носик (Поглаживают носик)
Мы погреем лапки (Поглаживают лапки)
И погреем хвостик (Поглаживают хвостик)
Скачет зайка
Прыг-скок, прыг-скок
На заснеженный лужок (Прыжки на двух ногах).
Воспитатель: У зайчиков шубка мягкая, белая, пушистая, похожа на вату. Чтобы зайчикам было тепло мы наклеим вату. Аккуратно расправьте кусочек ваты, чтобы он стал тоненьким и маленькими кусочками наклеиваем на весь шаблон зайчика.
Воспитатель: За то, что вы такие добрые, отзывчивые, любознательные ребятишки и за то, что вы помогли моим друзьям - я хочу угостить вас сладкими «снежками»
Угощение детей зефиром
Рефлексия:
Что мы должны были узнать?
Удалось ли нам узнать, чем отличается российский дед мороз от деда мороза других стран?
Что нам нужно было сделать, чтобы научиться отличать дедов морозов?
Что у нас не получилось? Почему? Как это исправить?