Елена Черникова
Конспект образовательной деятельности «С приветом из каменного века» с использованием ИКТ в подготовительной группе
▼ Скачать + Заказать документы
Интеграция областей
: познание, коммуникация
Задачи:
• Создать условия для развития познавательного интереса к родному краю, городу, его историческим местам;
• Воспитывать чувство гордости, желание гордиться историей родного края;
• Систематизировать и обобщить знания детей об археологии – как науке, изучающей прошлое;
Публикация «Конспект образовательной деятельности „С приветом из каменного века“ с использованием ИКТ в подготовительной группе» размещена в разделах
- ИКТ. Информационно-коммуникационные технологии в ДОУ
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Первобытные люди для дошкольников
- Подготовительная группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» июль 2017
• Расширять представления о временных понятиях, о первобытной стоянке «Лиственка Заречная», как о достопримечательности родного города;
• Развивать внимание, мышление, память;
• Закрепить знание порядкового счета, умение составлять и решать задачи, соотносить понятия количества и цифры;
• Совершенствовать умение составлять предложения по картинке, систематизировать знания звукового анализа;
• Пополнить словарь дошкольников словами: стоянка древних людей, наскальные рисунки.
Ребята, сегодня к нам пришли гости, давайте с ними поздороваемся. Гости пришли к нам, чтобы посмотреть, чему мы с вами научились, пока ходили в детский сад.
1. Кто мне скажет, а сколько лет вы посещали детский сад? А сколько вам сейчас лет? Ребята, к какой категории знаний это относится? Когда мы говорим про годы – это про что?
Да, это про время. А какие еще отрезки времени вы знаете? Какой самый короткий отрезок времени вы знаете? Какой самый длинный?
А как называется наука, которая изучает прошлое всего человечества? (археология)
Ребята, давайте пройдем на стульчики и посмотрим на экран.
2.
Просмотр презентации:
Слайд1
Ученые - археологи рассказывают: в конце прошлого века неподалеку от нашего города был открыт культурно - исторический памятник, который назвали: «Стоянка первобытных людей «Лиственка Заречная».
Слайд 2
Посмотрите, как тщательно и скурпулёзно работают археологи, извлекая из земли тайны прошлых тысячелетий!
«Лиственку Заречную» занесли в международные археологические справочники. Это значимый археологический объект, а событие очень важно не только для Российской, но и для мировой археологии и истории.
Слайд 3
Вот так это место выглядит в наше время летом.
Слайд 4
Вот так зимой.
Слайд5
А вот так оно выглядело много веков назад.
Это жители каменного века. Посмотрите, как они одеты? Какие орудия труда и охотничье оружие держат в руках! У кого то в руках дубина, кто то несет на плечах добытое на охоте животное. Вдалеке охотники сразились с огромным медведем. Рядом бегают дети. Это обычная жизнь первобытных людей.
Слайд 6
Такая пещера служила людям и жилищем, и укрытием.
Слайд 7
В пещере для тепла жгли костер, на этом же костре готовили пищу.
Слайд 8
А это орудия труда первобытных людей, с помощью которых они устраивали свой быт и добывали себе пропитание.
Посмотрите, есть среди них похожие на современные вещи? Как вы считаете?
Слайд 9
Это орудие труда из бивня мамонта ученые нашли именно на «Лиственке».
Слайд 10
Это первобытная семья. Посмотрите, тут же спят дети, укрытые теплыми шкурами животных, и тут же взрослые занимаются своими повседневными делами.
Слайд 11
А вот так они охотились на диких зверей.
Слайд 12
Первобытные люди еще не знали цифр и чисел, чтобы пересчитать что-нибудь они делали зарубки на дощечках или завязывали узелки. Слайды 14 – 22
А чтобы оставить кому – нибудь сообщение, им приходилось выбивать на скалах рисунки. Вот такие сообщения дошли до наших дней.
«Лиственка Заречная», ребята, это историко – культурный памятник мирового значения, который ученые называют мостом, который соединяет тысячелетия.
Вам хотелось бы познакомиться с первобытным человеком? Наверное, это было бы интересно!
3. Посмотрите, вам знаком этот предмет? Да, это песочные часы, их изобрели древние Римляне для того, чтобы определять время.
Ребята, существует легенда, что с помощью прибора, который называется «машина времени» можно пронзить одновременно пространство и время и попасть или в прошлое или в будущее. А вдруг это и есть машина времени?
Давайте попробуем с их помощью попутешествовать во времени. Встанем в круг, возьмемся за руки и произнесем волшебные слова:
Утро, вечер, день и ночь-
Пролетают сутки прочь.
Чтоб о сутках не жалеть,
Нужно каждый час беречь,
На секунды счет идет,
Вырываемся вперед,
Любопытству нет предела,
Так эпоха пролетела.
Ребята, что то идет не так! Не получается перенестись!
Давайте попробуем произнести обратный отсчет, а так как мы не опытные путешественники, чтобы нам не было страшно, давайте крепко закроем глаза. Начинаем!
10, 9, 8, 7, 6, 5, 4, 3, 2, 1, пуск
Звучит гром (аудиофайл)
Мальчик из каменного века лежит, закрыв голову руками и кричит «Демоны!»
4. Это что же мы натворили? Ты кто? Может, тебе помощь нужна?
Мальчик: наше племя живет в каменном веке на Лиственке Заречной. Меня вихрь закружил. А вы кто? Злые духи?
Ребята, так это же наш предок! Практически родственник! Случайно мы вызвали его из прошлого в наше время. Может тебе врача позвать?
Мальчик: не надо, я боюсь!
Ребята, когда дети играют, они забывают о своих болезнях. Давайте поиграем с ним:
Каменный Век – ее, (идем по кругу)
Пещера древних гор. (руками – крыша над головой)
И человек – ее (идем по кругу)
Несет в руках топор. (две руки к плечу)
В шкуру одет – ее, (жест руками по телу сверху вниз)
И грозен его вид. (показываем «когти и оскал»)
И даже мамонт от него (бег на месте)
Куда глаза глядят бежит. (бег на месте)
И трижды удары кулаками в грудь (со звуком «о»)
Смотрите! Нашему предку кажется, стало лучше. Давайте обнимем его, ведь мы его потомки!
5. А что это у тебя выпало? Можно посмотреть? (веревка с узелками)
Мальчик: это когда мы в засаде сидим, сколько раз увидим животное, столько раз и узелки завязываем.
Вы хотите узнать, сколько каких животных увидел наш предок?
Давайте посчитаем, назовем результат и закроем фишкой нужную цифру.
Восптитатель: ты хочешь узнать, как у нас это получилось? Со времен каменного века цивилизация продвинулась далеко вперед, и для того, чтобы пересчитывать предметы теперь не нужно завязывать узелков или делать зарубок, мы пользуемся цифрами и числами. Выходите ребята, расскажите стихи про цифры.
Задачи – шутки:
• Сколько концов у дубинки древнего человека? (2)
А сколько концов у двух с половиной дубинок? (6)
• На равнине паслось 12 динозавров, к ним присоединилось 8 мамонтов. Кого стало больше: динозавров или животных? (животных)
Сколько всего стало животных? (20)
Какой знак мы поставили между числами? (+)
А если мы захотим узнать, кого больше, динозавров или мамонтов, какой знак мы поставим между числами? (12 >8)
А еще до наших дней дошли наскальные рисунки. Сейчас ребята посмотрят на их фотографии и попробуют догадаться, какие сообщения они могут содержать!
6. Ребята, кто хочет выйти и придумать предложение по наскальному рисунку?
Как ты думаешь, предок, мы правильно догадались?
А мы в нашем времени для письма используем бумагу, которую придумали в Китае примерно 2 тысячи лет назад. А больше тысячи лет назад в России была создана письменность и придумана азбука.
Воспитатель: Давайте расскажем нашему предку, что такое азбука?
А что такое буквы?
Какие мы с вами знаем звуки?
Чем они отличаются друг от друга?
Какие бывают согласные звуки?
Чем звуки отличаются от букв?
Сколько всего букв в русском алфавите?
Сколько гласных?
Сколько согласных?
И 2 знака – твердый знак и мягкий знак.
А теперь покажем нашему предку, как можно сделать звуковой анализ слова:
Отгадаем загадку: День недели из пяти букв?
Звуковой анализ слова «среда». Возьмем схему и раскрасим окошечки в нужный цвет. Схема с каким количеством окошечек нам нужна?
А теперь другая загадка:
Перекаты, повороты,
Мели и водовороты.
Размывая берега,
Мчится быстрая (Река)
Звуковой анализ слова «река».
А с буквами можно еще и играть. На этих карточках буквы прячутся, а ребята отгадывают, что там написано. (ребусы)
Воспитатель: ребята, а давайте споем нашему предку нашу любимую песню «Туристическую - археологическую»
Песня
Мальчик: А можно мне вас угостить? У меня тут случайно сушеные крокодильчики с собой оказались. (угощает детей)
Воспитатель: Дорогой наш предок! Может ты еще погостишь в вашем времени и побудешь у нас, сколько тебе захочется?
Рефлексия:
Ребята, вам понравилось помогать нашему предку?
Что больше всего понравилось?
Что было трудно?
Что было интересно?
Как вы думаете, почему у нас не получилось перенестись в прошлое?
Для того чтобы придумать машину времени, надо много учиться. Скоро вы пойдете в школу, получите новые знания и, может быть, кто то из вас впоследствии изобретет машину времени.