Ольга Троянская
Конспект образовательной деятельности с детьми старшей группы «Игрушки наших прабабушек».
▼ Скачать + Заказать документы
Виды детской деятельности : игровая, коммуникативная, продуктивная, познавательно-исследовательская.
Цели: приобщение к истокам духовной культуры русского народа: формировать представления о народной игрушки, традициях и обычаях, связанных с изготовлением куклы Пеленашки.
Задачи:
Познакомить детей с простой куклой закруткой. Показать последовательность изготовления тряпичной куклы Пеленашки. И учить самостоятельно изготавливать тряпичную куклу. Развивать творческие способности, воображение, фантазию при изготовлении куклы. Закреплять умение скатывать ткань рулончиком, завязывать тесьму в узелок, развивать чувство формы, цвета, творческое воображение, художественный вкус. Воспитывать усидчивость и аккуратность.
Публикация «Конспект образовательной деятельности с детьми старшей группы „Игрушки наших прабабушек“,» размещена в разделах
Планируемые результаты: выражает положительные эмоции при прослушивании, умеет поддерживать беседу, рассуждает, активно участвует в подвижной игре, с увлечением изготавливает куклу Пеленашку по образцу и схеме.
Материал для занятия:
1. Лоскут ткани для туловища светлого цвета – розового, белого.
2. Лоскутки квадратной формы размером 8*8 см 2 шт, тесьма.
3. Готовые куклы, изготовленные педагогом и куклы современные.
Содержание организованной деятельности.
Организационный момент.
На столе стоят современные куклы. Воспитатель предлагает рассмотреть их.
Воспитатель: Вот куклы, в которые вы играете каждый день и дома, и в детском саду. Эти куклы красивые. Они вам нравятся. Куклы бывают разные, и во се эти куклы играют.
(Воспитатель подводит детей к сундучку.)
- а сундук то какой волшебный. Чтобы его открыть нужно сказать волшебные слова. Послушайте какие «Фу-ты, ну-ты, лапти гнуты сундучок, сундучок, открывай-ка свой бочек.» Давайте вместе скажем такие слова. Только ласково, как в старину разговаривали с вещами, хорошо? (Дети произносят слова. А воспитатель открывает сундучок. Воспитатель достает из маленького сундучка куклы тряпичные.)
Рассказ воспитателя.
Но были еще и тряпичные куклы, которые делали сами своими руками. Сегодня мы поговорим об этих куклах. Посмотрите, из чего они сделаны? (дать потрогать и хорошо рассмотреть) Эти куклы сделаны из простых лоскутков ткани и ниток. Сейчас я вам расскажу об этих куклах. Эти куклы обрядовые, это обереги. Оберег - от слова «оберегать».вот одна из таких кукол – Куватка. Ее делали на кануне рождения ребенка и вывешивали над колыбелькой или укладывали в колыбельку. Куватки и защищали новорожденных, и служили им первыми игрушками. (воспитатель дастает другую куклу Утешницу) а это Утешница. Она была самым сильным и верным средством от детских слез. Когда ребенок начинал плакать так, что его трудно было успокоить, ее доставали. Ребенок забывал про слезы и капризы. Кукла была хороша: наряжена, с сережками и украшениями из конфет. Родители угощали ребенка конфетками. Незаметно Утешительницу прятали на прежнее место и опять украшали конфетками до следующего раза. Посмотрите, какая интересная куколка, свернутая в маленький кулечек. Раньше новорожденных детей плотно – плотно пеленали в пеленку. Считалосьчто спеленатый ребеночек оберегался в ней. А чего боялись люди? Они боялись злых духов, которык могли обидеть ребенка. Поэтому первая кукла ребенка, образ его, была Пеленашка. Ее клали в люльку к ребенку. Интересные эти куклы. Хотели бы вы поиграть в такие куклы?
Физкультминутка. (игра «Потанцуй с куколкой»)
Игра пляска с любой выбранной куклой под любую русскую мелодию.
- у кого куколка в руках, тот пустился с нею в пляс.
Дети стоят с куклами в кругу, под русскую народную мелодию пляшут, остальные дети хлопают. Звучит колыбельная песенка, и дети «засыпают». Те, у кого были куклы передают их другим детям. Игра повторяется.
Продуктивная деятельность.
А сделать их своими руками? Сегодня я научу как делать куклу Пеленашку.
(Педагог подробно рассказывает и показывает, как надо делать такую куклу. Дети мастерят вместе с воспитателем куклу.)
Покажите друг другу какие получились у вас куколки. А теперь можно уложить куколку спать или «покормить» ее, покачать в колыбельке (заранее приготовленные небольшие колыбельки детьми подготовительной группы из коробочек).
Рефлексия.
1. О каких куклах вы сегодня узнали?
2. В какую игру играли?
3. Какую куклу мастерили сами?
Куклы выставляются для показа родителям, по желанию детей забираются домой.