Людмила Рузанова
Конспект образовательной деятельности «Путешествие в лес. Ярусы леса»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект образовательной деятельности "Путешествие в лес. Ярусы леса"
Задачи:
-Закрепить знания о лесе как сообществе растений и животных, проживающих на одной территории; о многоярусности смешанного леса;
-Уточнить знания детей о частях растений;
-Закрепить умение детей различать диких и домашних животных, птиц, ягоды и грибы, учить детей обобщать и анализировать;
Публикация «Конспект образовательной деятельности „Путешествие в лес, Ярусы леса“» размещена в разделах
- Закрепить умение детей различать диких и домашних животных, птиц, ягоды и грибы, учить детей обобщать и анализировать;
-Закрепить правила поведения в лесу;
-Подвести к пониманию значения леса в жизни человека, необходимости охранять это богатство нашей Родины;
-Формировать у детей навыки изображать лес на основе знаний и впечатлений;
- Развивать память, быстроту реакции, сообразительность, логическое мышление;
-Развивать у детей познавательный интерес к жизни леса и его обитателям, а также память, связную речь, умение анализировать, делать выводы;
-Воспитывать дружеские взаимоотношения, чувство товарищества;
- Воспитывать любовь и бережное отношение к родной природе.
Оборудование и материалы: игрушка Старичок-Лесовичок, картинки диких, домашних животных, птиц, ягод и грибов, рисунок леса, схема «Этажи леса», гербарии растений с корнями, альбомные листы по количеству детей и цветные карандаши, аудиозапись «Звуки природы», цветные фигурки животных по числу детей.
Основной метод: беседа.
Частичные методы и приё мы: игровой момент, художественное слово, музыкальное сопровождение, рассматривание картинок, схем, вопрос-ответ, индивидуальная работа, сравнение, дидактическая игра, физкультминутка.
Предварительная работа: заучивание стихов, рассматривание иллюстраций, беседы о зверях, птицах, деревьях ; чтение сказки «Два леса»; наблюдение за деревьями на участке д/сада, проблемная ситуация, приемы фантазирования, самостоятельная работа.
1. Организационный момент:
- Здравствуйте, дорогие ребята. Я очень рада вновь встретиться с вами на нашем занятии. Давайте вспомним девиз занятия:
«С голубого ручейка
Начинается река.
А занятие –
начинается с улыбки!»
(дети проговаривают четверостишие вместе с воспитателем)
2. Активизация внимания детей: (Рисунок леса)
- Рассмотрите картинку. Что на ней изображено? Кто может жить в этом лесу?
- А еще в этом лесу живет Старичок-Лесовичок, который сегодня он пришел к нам на занятие. - Знаете, почему его так назвали? Потому что он родился, рос и всю жизнь живет в лесу – следит там за порядком.
(появляется игрушка «Старичок - Лесовичок») :
Словно сказочной книги страница,
Лес открылся, листвою звеня.
Понимаю и зверя и птицу
И они понимают меня.
(обыгрывается приветствие)
- Кто из вас был в лесу? Расскажите, что вы там видели? Вам понравилось? Что понравилось больше всего? - Сегодня мы будем говорить с вами о лесе и о растениях, которые в нем растут.
-А какие животные живут в лесу? (Дети отбирают из картинок животных,которые лежат перед ними (волк, лиса, лошадь, свинья, белка, корова, медведь, барсук) тех, которые по их мнению живут в лесу. (Воспитатель прикрепляет их на картину леса)
- Почему вы отобрали только этих животных? Как их можно назвать? (Дикие животные)
- А как можно назвать другую группу животных (Домашние животные)
- А почему они не могут жить в лесу? (Дети отвечают)
- А каких птиц мы можем встретить в лесу (Дети отбирают и называют)
3. Основная часть. «Этажи леса» :
- Когда Лесовичок впервые появился на свет, он увидел огромные растения с твердыми, одревесневшими стеблями. От этих стеблей-стволов отходили тонкие ветки с листьями.
- Как назывались эти растения, как вы думаете? (Деревья) Какие вы знаете деревья?
- У других растений было сразу несколько стволов, и определить главный среди них невозможно. Да и по высоте они уступали деревьям.
- О каких растениях идет речь? (Кустарники).Какие вы знаете кустарники?
- У третьих были мягкие травянистые стебельки, а на некоторых из них даже красивые яркие цветочки.
- Вы догадались, какие это растения? (Трава, цветы) Какие вы знаете цветы? (По мере называния растений вывешивается изображение «Какие могут быть растения»)
- А что ещё растёт в лесу, чем питаются животные? Ягоды и грибы)
- Назовите ягоды, которые вы знаете?
-А какие грибы вы знаете? (Дети называют, если затрудняются назвать, воспитатель показывает картинки с изображением грибов и ягод)
- Лесовичок очень внимательный и наблюдательный, поэтому он обратил внимание на то, что растения в лесу расположены, как этажи многоэтажного дома.
(Воспитатель вывешивает на доску схему «Этажи леса».
- Ребята, представьте себе, что мы с вами пришли в гости к Лесовичку в его большой Лесной дом. Какие растения живут на «первом лесном этаже»? Какие растения живут на «втором лесном этаже»? Какие растения живут на «третьем лесном этаже»? (Дети называют растения, показывая их на схеме)
Физкультминутка
В: Что ты делаешь мой лес?
Д: Целый день качаю кроны (движение руками вверху).
В: На кого похож ты лес?
Д: На высокий дом зелёный (встают на носочки и потягиваются вверх).
В: Почему ты зелен лес?
Д: Чтоб меня любили дети (обнимаются друг с другом).
В: Сколько лет тебе, мой лес?
Д: Больше всех на белом свете (руки разводят в стороны).
В: Сколько птиц ты знаешь лес?
Д: Сколько листьев, трав и ряски (попеременно размахивают руками).
В: А когда запел ты лес?
Д: В миг, когда возникли сказки.
3. Продолжение основной части занятия. «Части растений».
- Когда Лесовичок подрос, ему стало интересно, как такие могучие и огромные деревья или тонюсенькие, нежные цветочки стоят на земле и не падают? Что же их держит, как вы думаете, ребята?
(дети рассматривают гербарии различных растений с развитой корневой системой)
- Из каких частей состоят растения?
– Внимание, вопрос юным знатокам природы! Зачем необходим корень растению? (Выслушиваются ответы детей)
- Молодцы, вы очень наблюдательны и внимательны.
4. Закрепление изученного. Творческое задание:
(детям раздаются альбомные листы со схематичным изображением ствола дерева)
- Что вы видите на листах? Может ли такое дерево жить? Что ему необходимо для жизни? (корни, листья)
- Давайте оживим это дерево и дорисуем корни и листья. А чтобы нашему дереву было не скучно, нарисуйте вокруг него друзей – другие деревья, кусты, цветы.
(Звучит музыка. Дети выполняют задание)
(Из детских рисунков тут же оформляется мини – выставка на доске)
- Посмотрите на нашу выставку рисунков. Каждый из вас нарисовал разные деревья, цветы, кустарники, а вместе у нас на доске получился, красивый и замечательный …. Правильно, ЛЕС!
Очень опасно стало в лесу,
Отчего я никак не пойму!
Кто бутылки и мусор бросает?
Кто костры без конца разжигает?
Кто животных и птиц истребляет?
Кто спокойно в лесу жить мешает?
Так, друзья, скоро лес весь погибнет,
И беда всех людей настигнет!
Я прошу: «Помогите! Спасите!»
От врагов вы мой лес защитите!
- Ребята, на что жалуется Лесовичок? А чем вы могли бы помочь Лесовичку, лесу? Какие правила поведения на природе вы знаете? (Дети называют)
5. Итог занятия:
- Наше занятие заканчивается, а чтобы проверить, как вы запомнили все, о чем мы с вами сегодня говорили, Лесовичок приготовил для вас специальные лесные вопросы и лесные подарки. Отвечайте на вопросы, получайте подарки!
- Где растут деревья? Какие еще растения растут в лесу? Давайте вспомним «этажи леса». Из каких частей состоят растения? Что мы должны делать, чтобы лес не погиб? Какие животные и птицы поселятся в нашем лесу? А что ещё растёт в лесу (Грибы и ягоды)
(Всем отвечающим детям, педагог вручает на память фигурки животных)
- Лесовичку очень понравилось наше занятие, он рад, что вы, ребята, такие внимательные, добрые и готовы прийти на помощь природе.
- Занятие закончено. До свидания.
Литература:
1. Белавина И., Найденская Н. Планета – наш дом: методика проведения занятий по основам экологии для дошкольников и младших школьников – М. : Издательство «Лайда», 1995г.
2. Гризик Т. «Познаю мир» Дошкольное воспитание №11, 2002г – с. 25
3. Денисенкова Н. «Ваш ребенок познает мир» - Дошкольное воспитание №2, 2000г.
4. Иванова Т. С. – Экологическое образование в начальной школе : Учебно-методическое пособие – М. : ЦГЛ, 2003г. – 56с.