Светлана Шабурова
Конспект образовательной деятельности «Путешествие на лесную полянку»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект образовательной деятельности :
«Путешествие на лесную полянку»
Цель: формирование у детей заботы о природе.
1. Образовательные задачи :
o Уточнить и расширить знания детей о берёзке, тополе, осине, дубе о их удивительных особенностях.
o Уточнить с детьми понятие «кора», для чего она служит.
o Продолжать учить детей определять возраст дерева по коре и спилам.
Публикация «Конспект образовательной деятельности „Путешествие на лесную полянку“» размещена в разделах
o Продолжать учить устанавливать причинно-следственные связи в природе.
o Учить детей узнавать дерево по внешнему виду.
o Расширить и пополнить словарный запас детей.
o Закрепить умение рисовать мятой бумагой.
2. Воспитательные задачи:
• Воспитывать чувства уважения и любви к природе, бережное и заботливое отношение к природе.
• Воспитывать доброжелательное отношение ко всему живому, отзывчивость.
3. Развивающие задачи:
• Развивать наблюдательность, внимание, мышление (умение делать выводы)
• Развивать связную речь у детей.
• Развивать творческие способности.
Предшествующая работа:
• Наблюдения за деревьями на прогулке.
• Беседы о пользе деревьев, о её свойствах и способах использования, экспериментальная деятельность
• Разучивание стихов, песен, загадок, пословиц, поговорок о берёзе, топале, дубе.
• Рассматривание картин.
• Продуктивная деятельность : рисование.
Словарная работа:
Белоствольная, белокурая, чечевички, береста, гладкая, шершавая, золотая,.
Оборудование:
• Берёзовая веточка, дубовая веточка, кленовая.
• Аудиокассета с музыкой (шум ветра, голоса птиц)
• Кусочки бересты, коры дерева
• Спилы от берёзы, топаля, клена лупа.
• Лисы бумаги на количество детей
• Клей ПВА
• Трубочки
• Гуашь, сухие и свежие листья деревьев.
Организационный момент:
Дети сидят полукругом на стульчиках.
Воспитатель: «Какие деревья растут у нас в детском саду»
Дети: «клёны, осины, берёзки, дубы, елки»
Воспитатель: «Конечно, всегда нам представляются красавицы берёзки. Ведь берёза – символ красоты нашей природы, символ России. У каждой страны есть свой символ красоты природы. Вот, например, в Японии – сакура, которая похожа на нашу вишню, в Канаде – клён с красными листьями, а у нас белоствольная берёзка.»
«Ребята, как вы думаете, почему именно берёзу считают символом России?
Дети: «Потому что в нашей стране много берёз. Берёзы очень красивые и полезные.»
Воспитатель: «Да, ребята, ни в одной стране нет столько берёз, как в нашей.
Она растёт во всех уголках нашей необъятной родины. Её можно встретить и в лесу, и в поле, и под окном. Она не прихотлива к почве и вырастет порой даже на камнях.»
«Любит наш народ зелёную красавицу за её красоту. Недаром говорят:»
Пословица:
«Королю бела, душою мила».
Воспитатель:
«Стройная белоствольная берёзка привлекательна во все времена года.
О берёзке сложено много песен, стихов, загадок. Давайте их вспомним.»
Стих
Дуб дождя и ветра
Вовсе не боится.
Кто сказал, что дубу
Страшно простудиться?
Ведь до поздней осени
Он стоит зелёный.
Значит, дуб выносливый,
Значит, закалённый.
Загадки:
• Белая нога, зелёная одёжка, а в ушах серёжки. (берёзка)
• Русская красавица
Стоит на поляне
В зелёной кофточке,
В белом сарафане. (берёзка)
Физминутка
Наступило утро
Солнышко проснулось
И берёзки к солнцу потянулись.
Поздоровались друг с другом,
С солнцем поздоровались,
Радуясь дню новому.
Детям предлагается рассмотреть дуб, клен, осину на картинке (книжка-раскладушка)
Воспитатель: «Нравится вам деревья? Давайте её похвалим, назовём ласково. Какие они?»
Дидактическая игра: «Назови ласково»
Дети: «Курявые, любимые, пушистые, ненаглядные, белоствольная, белокурая, красивая, стройная, душистая, милая.»
Воспитатель: «Молодцы, ребята! Сколько красивых слов вы придумали о деревьях.»
Воспитатель: «Чем же полезны деревья?»
Дети: «ответы детей»
Воспитатель: «А ещё, какие полезные качества у деревьев?»
Дети: «Берёзу используют на дрова, потому что они очень жаркие. В старину из берёзы делали лучины, которыми освещали избу. Из берёзы, дуба изготавливают разные поделки, посуду, мебель. Из берёзовых, дубовых веток делают веники и метёлки.»
Воспитатель: «Правильно, ребята! Потому – что, очень прочный материал, древесина хорошо полируется.»
Воспитатель: «Кто знает, какой материал получают из коры берёзы?»
Дети: «Береста.»
Воспитатель: «Самый распространённый материал, который получают от берёзы – это береста.»
Дети: «Из бересты плели лапти, туески, лукошки. В старину не было бумаги и писали на бересте.»
Воспитатель: «Из бересты ещё изготавливают дёготь. Это такая тёмная густая жидкость, которая используется и в медицине, и в быту. Им смазывают колёса, чтобы не скрипели. Вот какая удивительная береза, нужная и полезная.»
Слышится шум ветра (в группу влетает берёзовая веточка)
Воспитатель: «Смотрите, ребята! Ветер принёс в нашу группу веточки. Они жалобно дрожит, потому что просит о помощи. В лесу с деревьями произошло несчастье. Злая колдунья разозлилась на деревья. Нагнала сильный ветер и сорвала все листья. И теперь берёзка стоит совсем голая. И победить зло может только добро. Вы хотите сделать добро? Тогда мы должны отправиться в лес, чтобы помочь деревьям.
Чем же можно им помочь?»
Дети: «Веточки нужно поставить в воду.»
Воспитатель: «Ну а мы отправляемся в лес спасать деревья.
Представим себя волшебниками. У меня для этого есть волшебная накидка.
Закрыли все глазки.»
Слышны голоса птиц. Дети оказываются на лесной полянке, где находится поляна без деревьев.
Воспитатель: «А вот и несчастная наша поляна. Чем же мы ей можем помочь?»
Дети: «Мы можем нарисовать на ней деревья.»
Воспитатель: «А рисовать мы будем не обычным способом, а при помощи выдувания делаем ствол дерева. А затем наклеивают листья на деревья, которые мы собрали с вам на территории детского сада. Но помните, только добро сможет победить зло. Поэтому нарисовать сможет только тот, кто загадает для своего дерева доброе желание.»
Дети: «Загадывают желания и приступают к работе)»
Воспитатель: «Вот мы и посадили на нашей поляне деревья. Смотрите, как она радуется, благодарит нас.»
Воспитатель: «Я приготовила для вас кусочки коры.
Кто из вас догадается, где кора от старого дерева, а где от молодого?»
Дети: (угадывают)
Воспитатель: «Как же вы догадались?»
Дети: «У старого дерева кора толстая, грубая, шершавая.
А у молодого дерева кора тонкая, гладкая, нежная.»
Воспитатель: «Какие же вы молодцы! А для чего определяют, где старое дерево, где молодое?»
Дети: «Чтобы знать, какие деревья можно спиливать. Можно спиливать только старые или больные.»
Воспитатель: «Недавно спилили берёзу в лесу. Хотите узнать, сколько ей лет?»
«Вот это спил с берёзы. Здесь видны кольца. (показывает через увеличительное стекло). Их нужно посчитать. Сколько колец, столько и лет.»
Воспитатель: «Ребята, вы запомнили, как нужно определять, сколько лет дереву?»
Дети: «Нужно посчитать кольца. Сколько колец, столько и лет.
Воспитатель: Молодцы! Я думаю, вы теперь и сами посчитаете,
сколько лет березе.»
«Нам пора возвращаться в д/сад.»
Воспитатель: «Ну а мы с вами представим себя снова волшебниками.»
(накрываю покрывалом, предлагаю закрыть глаза)
Итог занятия:
Вот мы и вернулись обратно.
Вам понравилось наше занятие?
А что вам больше всего понравилось?
А, что мы привезли из нашего путешествия?
Воспитатель: «Мне тоже понравилось, как вы занимались. Спасибо вам, ребята.»