Елена Величко
Конспект образовательной деятельности по рисованию в подготовительной группе «Золотая хохлома»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель:
Познакомить с историей возникновения хохломского промысла.
Задачи
Обучающие:
1. Закреплять и расширять знания детей о хохломской росписи и ее особенностях.
2. Учить детей видеть и выделять характерные элементы росписи: ягоды, цветы, завиток, травка, листики.
3. Познакомить детей с элементами узора «Ягодки», обучить приемам их рисования.
4. Учить составлять узор, набирать краску на кисть определенным способом и проводить кисточкой мазок.
Публикация «Конспект образовательной деятельности по рисованию в подготовительной группе „Золотая хохлома“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Рисование. ВСЕ материалы
- Рисование. Конспекты
- Хохлома. Знакомимся с хохломской росписью
- Хохлома. Конспекты занятий
- Хохлома. Рисование, роспись
- Темочки
5. Совершенствовать умение рисовать концом кисти, тычком; выполнять узор в определенной последовательности -завиток, крупные элементы -ягоды, листья, мелкие элементы- травка.
6. Закреплять умения правильно держать кисть, промывать перед использованием краски другого цвета.
Развивающие:
1. Развивать у детей интерес к изделиям хохломских мастеров.
2. Обогатить словарь словами по теме занятия: братина, ендова, ковш.
3. Развивать чувство композиции, умение красиво расположить узор в заданной форме.
4. Развивать навыки свободного общения со взрослыми и детьми по результатам продуктивной деятельности.
5. Развивать чувство цвета, творчество, фантазию.
Воспитательные:
1. Воспитывать детей на народных традициях, углублять знания о ремеслах России.
2. Воспитывать, аккуратность при работе с красками (гуашью,
4. Воспитывать интерес к русскому декоративно – прикладному искусству, восхищение изделиями мастеров,
показывая народное изобразительное искусство нераздельно от народной музыки и устного народного
творчества.
Оборудование:
Демонстрационные:
Выставка хохломских изделий. Иллюстрации с изображением хохломских предметов декоративно-прикладного искусства. Аудиозапись русской народной музыки. Презентация изделий хохломских мастеров. Запись произведения П. И. Чайковского «Камаринская»; таблицы поэтапного изображения основных хохломских узоров «травка», «листочки», «ягодки»; элементы узоров для дидактической игры «Угадай-ка», «Узнай элементы узора», Собери целое».
Раздаточный материал:
Тонированные заготовки – шаблоны хохломской посуды, гуашь, кисточки, стаканчик с водой, подставки для кистей, салфетки матерчатые.
.
Предварительная работа
Рассматривание фотоальбомов о хохломских изделиях.
Чтение художественной литературы.
Изготовление с детьми заготовок – шаблонов для хохломской росписи. Тонирование шаблонов.
Методические приёмы
Использование художественного слова, вопросы к детям, пояснения.
Рассматривание подлинных изделий, иллюстраций.
Ход образовательной деятельности.
Задачи Деятельность
воспитателя Действия
детей Раздаточный материал (РМ)
Демонстрационный материал (ДМ)
Организационный этап (мотивация)
установить положительный эмоциональный контакт с детьми
мотивировать детей на участие в совместной деятельности на основе диалогового общения
учить видеть красоту, своеобразие в изделиях мастеров Хохломы
расширять знания детей о хохломской росписи и ее особенностях.
Обогатить словарь братина, ендова, ковш
учить видеть и выделять характерные элементы росписи и основные цвета.
Учить видеть отдельные элементы узора, среди которых есть отличающиеся цветом и деталями
познакомить детей с элементами узора «Ягодки», обучить приемам их рисования.
развивать умение оценивать свою работу, анализировать этапы работы по уровню сложности
Приветствие:
Я держу в ладошках солнце,
Я дарю его друзьям,
Улыбнитесь, это просто.
Лучик солнца – это вам!
Что я вижу! Что за диво, сколько радости вокруг!
Правда, дети, тут красиво аж захватывает дух!
А куда же мы попали?
Ребята, мы с вами попали в город мастеров.
Посмотрите какая здесь посуда собрана.
Не простая,старинными мастерами-умельцами из дерева вырезана да волшебными узорами расписана. А вот какой росписью мастера расписывали посуду, вы узнаете, отгадав загадку:
Посуда эта – не простая,
А волшебно-расписная.
Блюда, ложки и ковши
Так прекрасны, хороши!
Отвести всем трудно взгляд:
Красный, черный, золотой –
Росписи фон основной.
Дивный красоты узор
Завораживает взор.
Листья, ягоды, цветы,-
Угадали роспись вы?
Говорят, будто давным-давно поселился в лесу за Волгой весёлый мужичок-умелец. Избу поставил, стол да лавку сладил, посуду деревянную вырезал. Варил себе пшённую кашу и птицам пшена не забывал насыпать. Прилетела как-то к его порогу птица-жар. Он её угостил. Жар-птица задела золотым крылом чашку с кашей, и чашка стала золотой. Это, конечно же, сказка. А начало золотой росписи ведут от древних мастеров-живописцев.
Сложно сделать мастеру эту замечательную посуду. Сначала мастера вырезают из дерева ложки, чашки, тарелки. Затем их покрывают глиной, чтоб дерево не впитывало краску, покрывают льняным маслом, натирают алюминиевым порошком, расписывают посуду растительным орнаментом, который берут из природы (цветы, ягоды, листочки, травка). Затем ещё раз покрывают маслом и, наконец, обжигают. После обжига посуда превращается в «золотую».
Название свое роспись получила от села Хохлома.
Одну посуду использовали каждый день, а расписанную яркими
красками – по праздникам.
Посмотрите какие необычные сосуды–братина, ендова, ковш. Их использовали на праздничных пирах для напитков.
Какие цвета используются в росписи посуды?
Золото (жёлтый цвет) означает счастливую жизнь, довольство, красоту и чистоту. Трава, цветы, ягоды, листья (красный и зелёный) – напоминали людям о молодости, силе.
Чёрный цвет – цвет, земли.
-Какие узоры нарисованы на посуде?
Как можно назвать такой узор?
Из каких основных элементов состоит узор «Травка»?
Что вы знаете об узоре «Листочки»?
Как вы думаете, почему они так называются? (Они состоят из трех лепестков).
Как вкусно есть из такой сказочной посуды! Да еще золотистой расписной ложкой. Не боится Хохлома ни жара, ни стужи. Все так же будут сиять ее краски, не потускнеет «золото». Потому что сделали это чудо золотые руки мастеров. Этим промыслом занимались целыми семьями. И в работе дети всегда были хорошими помощниками взрослым. Взрослые с любовью говорили о них: «Маленький, да удаленький», «Маленькое дело – лучше большого безделья».
Дидактическая игра «Узнай элементы узора», «Собери целое».
Давайте украсим ковш хохломским узором. Но,будьте внимательны, среди карточек есть элементы не хохломской росписи.
Ребята, хотите создавать такие красивые узоры?
Перед тем, как приступить к работе, давайте с вами немного разомнемся.
Физкультминутка
Хохлома да хохлома (руки на поясе, повороты туловища вправо – влево) Наше чудо – дивное! (руки поднять вверх, через стороны опустить вниз)
Мы рисуем хохлому (руки перед грудью одна на другой)
Красоты невиданной! (руки поднять вверх, через стороны опустить вниз). Нарисуем травку (руки перед грудью одна на другой)
Солнечною краской (руки поднять вверх, через стороны опустить вниз) Ягоды рябинки (руки перед грудью одна на другой)
Краской цвета алого (руки поднять вверх, через стороны опустить вниз) Хохлома да хохлома (руки на поясе, повороты туловища вправо – влево)
Вот так чудо дивное! (руки поднять вверх, через стороны опустить вниз).
Основной этап (практическая деятельность)
Приглашение в мастерскую
Дети подходят к и присаживаются на стулья
Сегодня мы с вами познакомимся с новым узором - этот узор называется «ягодки».
Какие ягодки присутствуют в хохломской росписи?
Это: брусничка, крыжовник, смородинка, клубничка, рябинка, малинка. Все ягодки изображают упрощенно. Для того чтобы сделать ягодки «живыми» объемными изображения каждой ягодки используют точки и дуги.
Для ягод бруснички, смородинки и рябинки используют печатку. А вот крыжовник, клубничку и малинку рисуют сразу кистью. После высыхания красной краски ягоды “оживляют” желтым цветом.
Сегодня мы с вами научимся рисовать ягодки. Какой они формы и цвета?
Правильно, они круглые и красного цвета. Ребята, чтобы ягодки были ровные, круглые и аккуратные, мы их будем рисовать тычком - вот такой трубочкой туго скрученной из бумаги (Показ воспитателя тычка). Тычек надо держать строго вертикально, чтобы все ягодки получились кругленькие и красивые.
А теперь нарисуем смородинки.
На каком элементе надо рисовать смородинку и рябинку? (осочка).
Сначала мы рисуем осочку – тоненькую веточку кончиком кисти черной краской, а затем печаткой рисуем ягодки, располагаем их как на образце.
Ну а теперь рябинка: сначала рисуем несколько веточек кончиком кисти черной краской, а затем сами ягодки печаткой.
Дидактическая игра «Угадай – ка!»
А сейчас не зевайте и правильно узор называйте
А пока мы называли узор ягодки подсохли. Давайте их «оживим» и желтым цветом, дорисуем кончиком кисти точечки.
Заключительный этап (подведение итогов, рефлексия)
Ребята, вам понравилось трудиться?
Что мы делали?
Какими узорами расписывали посуду? Как вы думаете, у вас получилось?
Какой элемент для вас был наиболее сложным?
В конце занятия дети раскладывают свои работы Любуются готовым результатом.
Хохломская роспись -
Алых ягод россыпь.
Отголоски лета
В зелени травы.
Рощи, перелески,
Шелковые всплески
Солнечно – медовой
Золотой листвы.
Роспись хохломская,
Словно колдовская,
В сказочную песню
Просится сама,
И нигде на свете
Нет таких соцветий!
Всех чудес чудесней
Наша Хохлома! (П. Синявский) .
детивстают в круг вместе с воспитателем, улыбаются, положительно настроены на взаимодействие, выражают готовность для участия в деятельности.
дети отвечают на вопросы диалога, выражают готовность отправиться на выстаку
просмотр презентации
Черный, желтый, красный, зеленый
Веточки, цветы, ягоды, рябина, земляника.
Растительно-травяной
Осочки, травинки, капельки, усики, завитки, кустики
Листочки в хохломской росписи бывают простые, а бывают трилистники
дети накладывают карточки с элементами узора на изображение ковша.
дети выполняют движения
дети берут тычек и рисуют ягоды
печаткой рисуют ягодки смородинки
тонкой кистью дети рисуют осочку, кустики и печаткой ягодку.
дети называют элементы узора: ягодки. осочка, кустик, завиток, кудрина,
дети заканчивают рисунок
дети отвечают на вопросы, делятся своими впечатлениями, оценивают свою работу
аудио запись «Камаринская»
слайды презентации
показ плаката с элементами росписи
шаблон ковша, братины, ендовы