Сусанна Байдикова
Конспект образовательной деятельности по речевому развитию в средней группе «Сочинение новой экономической сказки «Колобок»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №29 «Умка» города Георгиевска»
Конспект образовательной деятельности по речевому развитию
в средней группе по теме :
«Сочинение новой экономической сказки «Колобок»
с использованием мнемотаблицы».
Выполнила:
Байдикова С. Н., воспитатель высшей квалификационной категории
Публикация «Конспект образовательной деятельности по речевому развитию в средней группе „Сочинение новой экономической сказки „Колобок“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Сказка. Конспекты занятий по сказкам
- Сочиняем сказку
- Средняя группа
- Финансовая грамотность, деньги. Экономическое воспитание
- Финансовая грамотность. Конспекты занятий, НОД
- Финансовая грамотность. Экономические сказки и стихи
- «Колобок». Все материалы по сказке
- «Колобок». Конспекты занятий
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2023
МБДОУ «Детский сад № 29 «Умка» г. Георгиевска»
г. Георгиевск, 2023
Финансовое просвещение и экономическое воспитание - сравнительно новое направление в дошкольной педагогике. Многочисленные исследования последних лет свидетельствуют о необходимости внедрения экономического образования с дошкольного возраста, когда дети получают первичный опыт участия в элементарных экономических отношениях, происходит их приобщение к миру экономической действительности.
Проблема: у детей дошкольного возраста не сформированы знания по финансовой грамотности, нет верных представлений об экономике, финансовых отношениях.
Участники:
дети средней группы;
воспитатели группы;
родители.
Финансовая грамотность – это способность управлять своими доходами и расходами, принимать правильные решения по распределению денежных средств (жить по средствам) и грамотно их приумножать. Другими словами – это знание, позволяющее достичь финансового благополучия и оставаться на этом уровне всю свою жизнь. Согласно Стратегии, повышением финансовой грамотности, необходимо заниматься с самых ранних лет, а именно, в детском саду - начальном звене в системе непрерывного образования. Целью, внедрения финансовой грамотности в дошкольном учреждении, является выработка у воспитанников практических навыков и умений экономически грамотного, нравственно обоснованного поведения. Сущность экономического воспитания детей заключается не в организации специального обучения экономике, а в обогащении разных видов детской деятельности экономическим содержанием. Насыщение жизни дошкольников элементарными экономическими сведениями способствует развитию предпосылок формирования реального экономического мышления, что сделает этот процесс более осознанным. Внедряя Стратегию повышения финансовой грамотности с ранних лет, можем надеяться, на положительный результат освоения теоретических и практических базовых знаний об экономике, повышение и приумножение благосостояния населения.
Содержание, в соответствии с ФГОС ДО, обеспечивает развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывает следующие структурные единицы, представляющие определенные направления развития и образования детей : социально-коммуникативное развитие; познавательное развитие; речевое развитие; художественно-эстетическое развитие.
В целях развития у детей дошкольного возраста представлений об экономических понятиях (экономика, потребности, нормы жизни, деньги, товар, цена) в соответствии с их возрастными особенностями, я выбрала эту тему, поставила цели и задачи и разработала этапы работы.
Цель: создание условий по формирование основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста через игровую деятельность.
Условия применения: работа реализуется в ходе совместной деятельности воспитателей, родителей и воспитанников.
Трудоёмкость, ограничения, риски: современная жизнь диктует свои стандарты: в условиях рыночной экономики человеку в любом возрасте, чтобы быть успешным, необходимо быть финансово грамотным. Грамотное отношение к собственным деньгам и опыт пользования финансовыми продуктами в раннем возрасте открывает хорошие возможности и способствует финансовому благополучию детей, когда они вырастают. Современные дети участвуют в покупках в магазине, в 4-7 лет детям могут разрешить иметь карманные деньги. При этом многие родители жалуются на то, что дети не знают цену деньгам, ждут дорогих подарков или не ценят новые игрушки, и родители ищут помощи в решении этих проблем. Поэтому обучение основам экономических знаний необходимо начинать уже в детском саду, ведь представления о деньгах и их применении начинают формироваться в дошкольном возрасте.
Тема: сочинение новой экономической сказки «Колобок» с использованием мнемотаблицы.
Цель: сочинение новой сказки «Колобок» с опорой на символы-образцы.
Задачи: формировать представление о потребностях, как желаниях и нуждах человека; показать детям широкий спектр потребностей; совершенствовать связную речь детей, побуждая их использовать в речи сложноподчиненные предложения; обогащать активный словарь детей новыми словами: потребности, банк, копилка, заработок, деньги, карточка; развивать ассоциативное мышление, зрительную и слуховую память, внимание и воображение.
Предварительная работа: чтение и обсуждение народных и авторских сказок о деньгах : грузинской сказки «Заработанный рубль»; русских народных сказок : «По копейке блёстка», «Мена», «Умный работник», «Как поп работницу нанимал», «Муха-Цокотуха»; К. И. Чуковского, «Приключения Буратино»; А. Н. Толстого, «Серебряная монета» и «Огниво» Г. Х. Андерсена;
решение экономических задач по математике, логических задач;
знакомство детей с денежными купюрами и монетами;
проигрывание сюжетно-ролевых игр с детьми: «Продуктовый магазин», «Почта», «Банк», дидактических игр: «Угадай название», «Закончи предложения», «Найди лишнее», «Выбери верное», «Вспомним сказку по коллажу», игра-пазл «Колобок»;показ настольного театра «Колобок»;
рассказывание детьми сказки «Колобок» с помощью мнемотаблицы, по коллажу.
Продуктивная деятельность : коллективная работа по рисованию «Я от бабушки ушёл».
Двигательная деятельность : подвижная игра «Хитрая лиса».
Используемый материал: магнитная доска с картинками изображающими : здания банка, магазина, банкомата, банковской карты; мнемотаблица к новой сказке «Колобок», включая аналогичные таблицы на каждого ребенка.
Организационный момент:
Деловой Лис прислал письмо, в котором просит ребят помочь деду и бабе из сказки «Колобок», которые попали в трудную жизненную ситуацию: «Попросил дед бабу испечь колобок, а в амбаре – то пусто, даже смести нечего. Что делать?»
Игра «Рассуждалки» воспитатель предлагает детям мысленно перенести бабу и деда из старой сказки в современный мир и подумать, где же можно взять муки? ( Дети рассуждают: купить в магазине, намолоть на мельнице, и т. д). Воспитатель выставляет на магнитную доску картинку с изображением магазина, озвучивает новую проблему: «Решила баба купить муку в магазине, да денег нет. Где можно их взять?» (Дети рассуждают, предлагают разные варианты решения проблемы, на магнитной доске появляются картинки с изображением банка, банкомата, банковской карты). Воспитатель рассуждает вместе с детьми: «Где можно еще взять деньги, не обращаясь в банк?» (Дети рассуждают, например заработать и т. д.).
Игра: «Без чего человеку не прожить?»
Ответ на этот вопрос помогут дать отрывки из стихотворений А. Л. Барто.
У солнышка есть правило
Оно лучи расправило
Раскинуло с утра
И на земле жара (тепло)
Жарко, жарко, нету сил!
Пить прохожий попросил
Вовка добрая душа,
Дай напиться из ковша (вода).
Девочки и мальчики
Прыгают от радости
В каждом чемоданчике
Яблоки и сладости (пища)
На Андрейке – телогрейки,
Кофты, руковицы,
Полосатый шарф Андрейке,
Принесли сестрицы (одежда).
Итак, потребность - это то, без чего не может прожить человек, то, в чем он нуждается. В данном случае у деда и бабы потребность в муке, которая нужна для выпечки Колобока.
Физминутка
«Покупка»
Мы бежали по дорожке (бег на месте)
Вдруг, порвались босоножки! (один громкий хлопок в ладоши)
Что же делать? Как нам быть? (разводим поочередно руки в стороны)
Где же обувь нам добыть? (обнять щечки ладошками и покачать головой)
Будем туфли покупать! (потопать ногами в ритм словам 4 или 7раз)
Станем денежки считать! (потереть большим пальчиком другие пальцы, обеими руками одновременно)
Один (рубль, два, три, четыре (с размахом вскользь хлопаем правой ладонью об левую и наоборот, 4 хлопка)
Вот мы туфельки купили! (указываем ручками на обувь, выставляя на пяточек то правую, то левую ножку).
Придумывание новой сказки «Колобок» по мнемотаблице.
Воспитатель предлагает придумать новую современную сказку со счастливым концом и отправить Деловому Лису. Поможет в этом - таблица (дети рассматривают мнемотаблицу).
Вопросы: Из каких частей состоит сказка? Какими словами начинаются сказки? Какими словами обычно заканчиваются русские народные сказки? Подумайте, как можно закончить нашу сказку, чтобы все герои были довольны и счастливы? Какой же выход нашел дед, где он взял муки? Как поступили дед и баба с Колобком? Какими словами вы закончите сказку?
(2-3 ребенка рассказывают свои сказки, затем воспитатель дает детям свой вариант сказки). Все сказки отправим по электронной почте Деловому Лису.
Рефлексия: дети с воспитателем садятся на пуфики по кругу. Воспитатель предлагает сказать, интересно ли было сочинять новую сказку? Какое доброе дело мы сделали сегодня? (помогли деду и бабе выйти из трудной ситуации). Да ребята, из любой ситуации можно найти достойный выход, нужно только потрудиться.
Образец сказки воспитателя : Жили - были дед и баба. Говорит дед бабе: «Испеки мне Колобок». Собралась баба печь, а муки – то и нет. «Что же делать? Где взять муки? Пойду в магазин, да куплю» : думает она. Посмотрела баба в кошелек, кошелек тоже пуст. Рассердилась баба, что в доме нет денег, и давай деда ругать. Призадумался дед, где же взять денег? Можно их заработать, но долго ждать зарплату. Может взять в банке? Поздно, банк уже закрыт. Дед думал, думал и придумал. Насыпал зерна в мешок и отвез на мельницу. Смолол муку и привез домой. Баба похвалила деда за смекалку и испекла Колобок, да еще пирожков и пряников. А Колобка они есть не стали, напоили его чаем и стали втроем жить – поживать и добра наживать.
Таня С.
В одной деревне жижи-были дед и баба. Проснулся дед утром и просит: «Испеки мне баба колобок». А баба отвечает: «Муки нет, где взять»? «Купи в магазине» отвечает ей дед. Посмотрела баба в кошелек, а там пусто, нет денег.
Рассердилась баба и отправила деда зарабатывать деньги. Призадумался старичок: «что же мне делать? Взять денег в банке? До пенсии ждать долго.» Думал дед думал и придумал: насыпал зерна в мешок и отвез на мельницу, смолол из зерна муку. Баба рада, испекла и колобок, и пироги, и ватрушки. Так они и жили.
Вероника С.
Жили – были дед и баба. Захотела баба испечь колобок, а мука закончилась. Где же взять муки, если денег тоже нет? Стал дед думать, где денег взять? Заработать, взять в банке или с карточки снять? Подумал дед: «Долго все это, потом еще и в магазин за мукой идти. Решил смолоть зерно на мельнице, вот и мука готова. Баба напекла деду пирогов сладких. Да и Колобок получился кругленький, румяненький. Вот и сказки конец, а кто слушал, молодец!
Используемая литература
1. Кнышова Л. В. Экономика для малышей, или как Миша стал бизнесменом [Текст] / Л. В. Кнышова. - М. Просвещение, 1996. – с. 128
2. Маркова, Т. А. Воспитателю о детской игре [Текст]/ Т. А. Маркова. – М. Педагогика-Пресс, 1998. – с. 163
3. Меньшиков О. И. Экономика детей, большим и маленьким: практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ [Текст]/ О. И. Меньшиков. – Воронеж: ТЦ «Учитель», 2005. – с. 127
4. Шатова А. Д. Дошкольник и. экономика [Текст] / А. Д. Шатова. Программа. – М. Просвещение, 2005. – 112с.