ИРИНА НИКАНОРЕНКОВА
Конспект образовательной деятельности по речевому развитию (обучение основам грамоты) в подготовительной группе детского сада
▼ Скачать + Заказать документы
ГБДОУ детский сад №18 Невского района г. Санкт-Петербурга
Конспект непосредственной образовательной деятельности по речевому развитию (основам грамоты) в подготовительной к школе группе. Тема: «Звук и буква Ы».
Материал подготовлен
воспитателем выс. кв. кат.
Никаноренковой И. С.
Цель:
Публикация «Конспект образовательной деятельности по речевому развитию (обучение основам грамоты) в подготовительной группе детского сада» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Подготовительная группа
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2021
Создавать условия для закрепления представлений о данной букве и звуке, его формировании, звучании, чтении и обозначении на письме.
Задачи:
Образовательные :
1. Уточнить понимание артикуляции звука [ы];
3. Упражнять в составлении предложений с заданным словом;
2. Упражнять в умении проводить звуковой анализ слов;
Развивающие :
1. Развивать фонематическое восприятие, связную речь, мелкую моторику.
2. Развивать память, внимание, словесно-логическое мышление у детей, рассуждать, делать выводы.
Воспитательные:
1. Воспитывать умение слушать словесные инструкции и выполнять задания по ним, умение слушать друг друга; интерес к занятию; настойчивость
Оборудование: мольберт с изображением буквы Ы, карандаши красный, синий, зеленый, белые листы с заданиями для чтения, написанные слова с одним двумя, тремя слогами с буквой Ы, тетради и простые карандаши для написания слов в крупных клетках, дидактический мешочек с пластиковыми буквами синего и красного цвета для игры «Угадай букву на ощупь», указка для педагога, красная ручка гелевая.
Магнитофон: аудиозапись песни «Чему учат в школе» М. Пляцковского
Ход занятия:
Организационный момент.
«Собрались все дети в круг,
Я твой друг, и ты мой друг.
Крепко за руки возьмемся,
и друг другу улыбнемся:
Будем дружно заниматься и не будем отвлекаться!»
-Ребята, мы с вами живем на планете? Земля. А в какой стране? Россия. А в каком городе? Санкт-Петербург. А на какой улице? А в каком саду? А в какой группе?
На все эти вопросы мы можем ответить, а молча у нас получится это сделать? Конечно, есть много способов донести информацию и один из них ГОЛОС! Голосом мы произносим разные звуки, слова, предложения.
В нашем мире много разных звуков? А какие звуки мы слышим каждый день (шелест листьев, чириканье птиц, гул автомобилей, стуки, грохоты, разговор людей, музыку и т. д) и нам нужно научиться слышать эти звуки, чтобы различать их.
-Давайте, вспомним, какие гласные звуки мы уже знаем: [а, о, у, и, е]
- Почему их называют гласными? (Отв. детей)
-Какие знаем согласные звуки? (Отв. детей)
-Почему их называют согласными? (Отв. детей)
-Какими бывают согласные звуки? (Отв. детей)
Сегодня мы встретимся с одним очень интересным гласным звуком и его образом – буквой. Все мы помним, что звуки мы слышим, а буквы мы видим и пишем.
Читаю загадку:
Темной он покрыт корой,
Лист красивый вырезной.
А на кончиках ветвей,
Зреет много желудей.
(Дуб - выставляю картинку дубы)
Русская красавица
Стоит на поляне
В зелёной кофточке,
В белом сарафане.
(Береза выставляю картинку березы)
-Какие это деревья? (Дубы, березы)
2. Игровое упражнение с элементами дыхательной гимнастики
-Представьте, что вы превратились в дубы. Вокруг себя повернитесь и в деревья превратитесь. Крепко ногами упритесь в пол и сожмите кулаки.
Сильный ветер едва- едва раскачивает большие дубы, они стонут низким голосом «Ы-Ы-Ы».
-А сейчас покрутитесь и березы превратитесь. Березы раскачивает даже легкий ветерок, поднимите расслабленные руки, покачайте ими. Березы поют высоким голосом «ы-ы-ы».
-Как стонали дубы, как стонали березы? (Отв. детей)
-Какой последний звук слышится в словах дубы, березы? (Отв. детей)
Вспомнить артикуляцию звука: когда вы произносите звук [Ы] нам ничего не мешает, воздух проходит свободно, преграды нет.
-Молодцы! А теперь чистоговорки на звук [Ы], произнесем их по очереди:
-Ыр-ыр-ыр – съела мышка сыр.
-Мы-мы-мы –ждем уже зимы.
-Цы-цы-цы – пели звонко бубенцы.
-Бы-бы-бы – выросли грибы.
-Ты-ты-ты –выросли цветы.
-Сы-сы-сы – тикают часы.
3. Дидактическая игра «Поймай звук»
Вы хлопнете один раз в ладоши, если в словах услышим звук [Ы], если нет, то топните.
(молоток, мыло, сыр, ветер, тыква, рыба, утка, рысь, печка, дыра).
4. Дидактическая игра «Где живет звук?»
Я буду называть слово, а вы будете определять в какой части слова находится звук [Ы] (в начале- вы показываете на пальцах один, середине- показываете на пальцах два, если в конце слова, то три пальца).
(Тыква, рыба, дым, часы, слоны, мышь, грибы, макароны)
-Молодцы, справились!
Динамическая пауза.
Тыр-пыр, восемь дыр, (хлопать в ладоши)
В каждой дырке - целый мир, (сделать руками большой круг)
В каждом мире - вкусный сыр, (погладить себя по животу)
В каждом сыре - восемь дыр. (попрыгать на месте)
(повторяем 2 раза)
Звук [ы] : волшебный, не верите? Если звук [ы] : спрятался в конец слова, то он сразу же превращает один предмет во множество предметов.
Игра с мячом «Один-много».
Я называю один предмет, а вы много:
Цветок- цветы, гриб – грибы, машина – машины, лимон – лимоны, шкаф – шкафы, бегемот-бегемоты, шар – шары, стол –столы, жаба – жабы, телефон – телефоны.
Звуковой анализ слова «сыр»
Ребята, отгадайте загадку про слово, которое мы сейчас разберем на звуки:
«Съедобность эта, жёлтого цвета. Любимая слишком, каждой серой мышкой!»
-Сколько слогов в слове сыр? Какой первый звук в слове сыр? Последний?
какой звук второй? какой третий звук?
(зарисовываем по очереди цветными карандашами, закрашивая кружок внутри). Похлопали! Все молодцы!
Игровое задание «Придумай предложение по схеме»
(Показываю схему предложения с тремя словами)
-Ребята, посмотрите и скажите, что это?
-Что обозначает высокая черта в начале предложения?
-Начало предложения пишется большой буквой.
-Что обозначает точка?
-Сколько слов должно быть в предложении?
Теперь придумайте предложение со словом «Сыр», состоящее из трех слов.
Физминутка «Теремок»
«Стоит в поле теремок (ладошки домиком)
На дверях висит замок (переплетаем пальчики, делаем замочек)
Пришёл котик коток (перекатываем руки, не расцепляя пальцы- как змейкой)
Трык- трок. И открылся замок (расцепляем пальчики, трясем руками)»
Игровое задание в тетрадях «Напечатай букву в клетках».
(дети выполняют задание и получают 5 на полях тетради)
Рефлексия через интервьюирование.
Добрый день, я – учительница 1-го А класса соседней школы, я хочу взять у вас интервью, ответьте, пожалуйста, на мои вопросы:
1. как мы называем звуки, при произношении которых воздушная струя не встречают преграду?
2. какой фишкой обозначаем гласный звук?
3. с каким звуком и буквой мы сегодня познакомились?
4. Ребята вам понравилось занятие? А что получилось? Что не очень?
Я желаю вам всем хороших знаний и настроения. До новых встреч!