Елена Нестерова
Конспект образовательной деятельности по развитию речи в средней группе «Посуда»
Конспект образовательной деятельности по развитию речи в средней группе
Тема: «Посуда»
Цель: систематизировать и обобщить знания детей о посуде, ее назначении; материала, из которого она сделана;
Публикация «Конспект образовательной деятельности по развитию речи в средней группе „Посуда“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Посуда. Все о посуде для детей
- Посуда. Конспекты занятий, НОД
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Средняя группа
- Темочки
Задачи: Продолжать формировать у детей понятия: чайная, столовая, кухонная; уточнять и активизировать активный и пассивный словарь по теме «Посуда»;
Продолжать учить образовывать прилагательные от существительных в родительном падеже; продолжать выделять лишний предмет по видовым признакам, учить объяснять свой выбор; развивать зрительное внимание, диалогическую речь, память, творческое воображении, эмоциональную отзывчивость.
Воспитывать инициативность в речевом общении с окружающими; формировать навыки сотрудничества, взаимопонимания.
Предварительная работа:
Чтение произведения К. Чуковского «Федорино горе». Отгадывание загадок на тему посуда.
Методы и приемы: беседа, вопросы, загадка, пояснение, поощрение.
Материал:
Круги разного цвета (6 желтых, 6 красных); цветные конверты двух цветов с разрезными картинками внутри; различные предметы столовой, кухонной, чайной посуды, картинки с предметами посуды.
Словарная работа:
Посуда, кастрюля, чайник, тарелка, сковорода, чашка, салатник, сахарница, масленка, молочник, салфетница.
Ход занятия Вводная часть
Ребята сегодня на занятие к нам пришло много гостей, давайте
поздороваемся.
Постановка мотивации
- Вам интересно узнать, чем мы сегодня будем заниматься? Послушайте загадку.
Она бывает разная стеклянная, деревянная, металлическая, керамическая.
В цветочек, горошек, листочек.
Но всем нужна для одного.
Покушать вкусно из неё. (Посуда.)
Актуализация личного опыта ребенка
- Ребята к нам в группу пришли письма. Но для того, чтобы открыть эти
письма нам необходимо поделиться на две команды. У каждого из вас на груди кружочки разного цвета. Команда «желтых» идут к этому столу, а команда «красных» подходит к этому столу.
Команда желтых получает желтый конверт, команда красных - красный конверт.
Дидактическая игра «Собери картинку»
Дети из деталей собирают изображение кастрюли, чайника, сковороды, чашки.
Введение нового материала
- Ребята, вы все справились с заданием, а теперь скажите, что у вас
получилось? (Ответы детей.)
• Ребята, что это такое? (Показывает кастрюлю.) А кастрюля какая, что вы можете о ней сказать? (Большая, белая, металлическая.) Что есть у кастрюли? (Ручки, крышка.) Для чего используется кастрюля?
• А это что? (Чашка.) А какая чашка? (Белая, с цветочками.) Для чего она? (Для чая, компота.)
• А это что? (Чайник.) Какой он? (Большой, маленький и т. д.) Что есть у чайника? (Носик, ручка, крышка.) Для чего нужен чайник.
Таким образом, воспитатель рассматривает все предметы (сковорода).
Молодцы, ребята, присаживайтесь на свои места.
- Ребята, назовите столовые приборы, которыми мы пользуемся для еды? (Ложка, вилка, нож)
- В какой посуде готовят пищу? (Кастрюля, сковородка, противень и т. п.)
- Как называется эта посуда? (Кухонная)
- Какой посудой мы пользуемся, когда пьём чай? (Чашка, блюдце, сахарница, заварной чайник)
- Как называется эта посуда? (Чайная)
- А как называется посуда, из которой едим (принимаем пищу? (Столовая)
-Назовите столовую посуду. (Глубокая тарелка, мелкая тарелка, супница, салатница, солонка). Молодцы, ребята.
- Ребята, давайте отдохнем.
Физминутка: Помощники
Раз, два, три, четыре, (Ритмичные удары кулачками и в ладоши попеременно.)
Мы посуду перемыли : (Одна ладонь скользит по другой)
Чайник, чашку, ковшик, ложку
И большую поварешку. (Загибаем пальчики по одному на каждое название посуды.)
Мы посуду перемыли, (Одна ладонь скользит по другой.)
Только чашку мы разбили,
Ковшик тоже развалился,
Нос у чайника отбился, (Снова загибаем пальчики.)
Ложку мы чуть-чуть сломали.
Так мы маме помогали. (Ритмичные удары кулачками и в ладоши переменно.)
Игра называется «Назови, какая посуда»
- Если тарелка из пластмассы, то она какая? (пластмассовая)
- Если ложка из металла, она…
- Если чайник из глины, он…
- Если чашка из фарфора, она…
- Если стакан из стекла, он…
- Если половник из металла, он…
-Молодцы, ребята! Правильно все сказали
Д\И «Что лишнее?» (сопровождая картинками)- Дети будут объяснять почему лишний предмет.
Кастрюля, сковородка, половник, стул.
Чашка, блюдце, ложка, платье.
Диван, стол, салатница, стул.
Чайник, валенки, сапоги, кроссовки.
Игровое упражнение на развитие слухового внимания
- Ребята, сейчас я вам буду называть различные слова, если вы услышите
название посуды, хлопайте в ладоши, если название другого предмета
топайте ножками.
Итог занятия:
Итак, ребята, теперь вы знаете, что предметы, которые нам нужны для приготовления пищи и для еды, называются одним словом — посуда. Посуда сделана из разных материалов. Из чего сделана посуда, в которой мы готовим еду? (Из металла.) А почему? (Металл прочный, посуду из металла можно ставить на огонь.)
А посуда, из которой мы едим, из чего сделана? (Если дети будут затрудняться ответить, воспитатель говорит, что эта посуда сделана из стекла
например, салатница, или из глины.)
Как вы думаете, если посуда из глины упадет, она разобьется? (Да,
разобьется.) Она не такая прочная, как посуда из металла, поэтому с ней надо
обращаться очень бережно. Когда вы будите дежурить вспомните об этом.
После еды что делают с посудой? (Моют). А если её не мыть, то она может убежать от такого человека, как убежала от бабушки Федоры.
Рефлексия:
Ребята, вы сегодня очень хорошо занимались, отвечали на вопросы. Что вам больше всего понравилось на занятии? Что запомнилось? (Оценка детям)