Оксана Краснопольская
Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию в младшей группе «Камни»
Задачи. Знакомить детей с камнями (внешними признаками, свойствами). Учить играть с камнями. Знакомить с понятиями "большой-маленький, гладкий-шероховатый, тяжёлый-лёгкий, мягкий-твёрдый". Развивать познавательную активность у детей, любознательность. Воспитывать у детей дружеские взаимоотношения.
Материал. Игрушечный утёнок Удивлёнок. Мешочек с камнями. Поднос. Миска с водой. Лист бумаги формата А2 с контурными изображениями солнца и цветка. Два камня (гладкий и шероховатый, разные по величине, кусочек поролона-на каждого ребёнка.
Публикация «Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию в младшей группе „Камни“» размещена в разделах
Ход занятия.
Воспитатель. Сегодня у нас в гостях утёнок Удивлёнок. (Выставляет утёнка с мешочком в клюве. Говорит за него)
Утёнок. Здравствуйте!
Дети. Здравствуй, утёнок Удивлёнок!
Воспитатель. Какой у тебя красивый мешочек! Что в нём?
Утёнок. Да так, просто камни.
Воспитатель вынимает из мешочка камни и выкладывает их на поднос.
Воспитатель. Нет, Утёнок, ты не прав. Это не просто камни. И сейчас мы с детьми поможем тебе в этом убедиться.
Утёнок, помоги мне раздать камни детям. (Воспитатель с утёнком в руке даёт каждому ребёнку два камня-гладкий и шероховатый). Рассмотрите свои камни, потрогайте их.
Дети рассматривают и ощупывают камни в течение одной минуты.
Утёнок. Ну что, убедились, что это просто камни? Все они одинаковые!
Воспитатель. Как вы думаете, у вас камни одинаковые? (ответы детей)
Конечно, камни разные. Какие они по величине?
Дети. Большие и маленькие.
Воспитатель. Правильно. А одинаковые ли они по форме?
Дети. Нет, разные.
Воспитатель. Да, форма у камней тоже разная. Есть камешки округлые, а есть с уголками. Какие ваши камни на ощупь?
Дети. Гладкие и шероховатые. (Если дети затрудняются с ответом, воспитатель проговаривает сам и просит повторить эти признаки двух-трёх детей, затем всех хором).
Воспитатель. Правильно, одни камни гладкие, а другие-шероховатые. Покажите, где у вас гладкий камень. (Дети поднимают руку, в которой держат гладкий камень.) А теперь покажите шероховатый камень. (Дети выполняют задание).
Молодцы! Давайте проверим: камни твёрдые или мягкие? Вот кусочки поролона. (Воспитатель с утёнком в руке раздаёт кусочки поролона). Теперь сравните поролон и камни. Скажите, камни твёрдые или мягкие?
Дети. Твёрдые.
Утёнок. Кажется, я заметил, чем ещё различаются камни. Посмотрите, какие они по цвету? Одинаковые?
Дети. Нет, они разные.
Воспитатель. Молодец, Удивлёнок, и вы, ребята, молодцы! В самом деле, камни различаются по цвету.
(Проводится физминутка)
Утёнок. А ещё я знаю, что камни тонут в воде. Хотите посмотреть?
Дети. Да.
Утёнок приглашает детей подойти к столу, на котором стоит миска с водой, и демонстрирует, как тонет камень.
Воспитатель. Правильно. Теперь вспомним всё, что мы узнали про камни. Какие они?
Дети. Разные по форме и цвету. Они гладкие и шероховатые, большие и маленькие, твёрдые и тяжёлые.
Воспитатель. Молодцы! Ну что, Утёнок, ты понял, что даже самые обычные камни очень разные?
Утёнок. Да, понял. Ребята, я знаю, как можно поиграть с камнями. И вас научу. Но сначала, мне бы хотелось угостить вас конфетками. А конфетки эти называются "морские камешки". Видите, они похожи на камешки?
Утёнок приглашает детей к столу, где ребят ждёт угощение-сок и конфеты "морские камешки".
После угощения проводится игра "Каменная мозаика".
(Воспитатель достаёт лист бумаги с контурным изображение солнца и цветка). Давайте выложим из ваших камней картинку.
Дети выкладывают камни по контуру изображений.