Иванова Наталья Алексеевна
Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию «Пропитан солью весь предметный мир»
▼ Скачать + Заказать документы
«Детский сад комбинированного вида №24»
г. Сергиев Посад
Конспект образовательной деятельности
по «Познавательному развитию»
(опытно- экспериментальная деятельность)
тема: «Пропитан солью весь предметный мир»
(подготовительная к школе группа)
Провели:
Панина Наталья Николаевна
воспитатель первой кв. категории,
Публикация «Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию „Пропитан солью весь предметный мир“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Мир предметов и вещей, рукотворный мир
- Предметный мир. Конспекты занятий
- Соль. Изучаем соль
- Соль. Конспекты занятий
- Темочки
В роли лаборанта
Иванова Наталья Алексеевна
воспитатель первой кв. категории
15 ноября 2020г.
Программные задачи:
1. Развивать познавательно-исследовательскую деятельность детей через знакомство со свойствами соли.
2. Развивать умение самостоятельно действовать в соответствии с предлагаемым алгоритмом.
3. Продолжать совершенствовать диалогическую и монологическую формы речи.
4. Формировать умение вести диалог между воспитателем и ребенком, между детьми.
Предварительная работа :
1. Беседа с детьми «Что мы знаем о соли и её свойствах?»
2. Просмотр презентации на тему: «Где и как добывают соль».
3. Сбор образцов соли (морская, поваренная, каменная).
4. Чтение художественной литературы, где речь идет о соли; пословицы, поговорки о соли, русская народная сказка «Соль».
5. Творческая мастерская. «Рисуем с помощью соли».
6. Наблюдение «Как мама использует соль?».
Работа с родителями:
В группе велась работа с родителями по формированию навыков исследовательского поведения. С этой целью провели родительское собрание, на котором родители узнали о форме организации исследовательской работы, с разновидностью экспериментов, возможных для проведения с детьми дома.
Консультация на тему : «Роль семьи в развитии познавательной активности дошкольников».
Памятка «Чего нельзя и что нужно делать для поддержания интереса детей к познавательному экспериментированию».
Рекомендации: «Проведите с детьми дома».
Оформление папки «Мои открытия».
Созданы тематические ширмы-передвижки, выставки, мини-библиотечки и др.
Совместная детско-взрослая познавательно-исследовательская деятельность. В условиях тесного взаимодействия с семьей в группе подготовлены и проведены следующие исследования: «Расти кристалл»; «Портрет зимы» (рисование солью, «Что я знаю о соли?», «Весёлые льдинки», «Лёд, лёд-вода» и др.
Воспитатель: Ребята, сегодня к нам пришли гости. Давайте поздороваемся с ними.
Дети: Здравствуйте!
Воспитатель: Ребята, сегодня утром я пришла в детский сад, и почтальон принес мне письмо. (Показывает). Давайте прочитаем его. (Открывает, читает). «Здравствуйте, дорогие ребята! Приглашаю вас к себе в гости. А куда, догадайтесь по фотографии». Ребята, посмотрите на фотографию и скажите, куда нас пригласили.
Дети: Нас пригласили в лабораторию.
Воспитатель: Как вы догадались, что это лаборатория?
Дети: Здесь находятся оборудования, приборы, магниты, микроскопы, энциклопедии, лупы, разные вещества.
Воспитатель: Зачем нужны всё эти предметы?
Дети: Они нужны, чтобы проводить эксперименты.
Воспитатель: А вы знаете, что такое лаборатория?
Дети: Это специальное место, где ученые проводят опыты и эксперименты.
Воспитатель: Ребята, при проведении экспериментов ученые пользуются разными приборами, предметами : и острыми, и стеклянными. Поэтому необходимо соблюдать правила безопасности. Как вы думаете, какие правила надо соблюдать, работая в лаборатории?
Дети:
1. Внимательно слушать лаборанта.
2. Точно выполнять указания.
3. Аккуратно работать с оборудованием.
4. Не толкаться и не бегать.
Воспитатель: Правильно, ребята. А сейчас вы закроете глазки, и скажите: «1,2, 3 повернись и в лаборатории окажись», и мы с вами окажемся в лаборатории.
Открывают глаза. Детей встречает лаборант.
Лаборант: Здравствуйте, ребята! Молодцы, что догадались. Это письмо было от меня. Я пригласила вас в гости, потому вы проводите опыты с разными предметами. Я рада вас видеть. Я лаборант! В своей лаборатории я провожу опыты и эксперименты с разными веществами. Предлагаю стать моими помощниками. Посмотрите на экран и скажите какое вещество изображено на картине?
Дети: Это соль.
Лаборант: А, что такое соль?
Дети: Пищевой продукт.
Лаборант: Для чего нужна соль?
Дети: Для усвоения пищи, для дыхания, для движения мышц, для производства лекарств, бумаги, ткани, мыла, даже стекла. Соль нужна растениям.
Лаборант: К соли относились уважительно, потому что много лет тому назад соли добывали очень мало, и она была дороже золота. У кого была соль на столе, тот считался богатым человеком. Люди придумали пословицы о соли. Какие вы знаете, расскажите.
Дети рассказывают пословицы:
1. Без соли не вкусно, без хлеба не сытно.
2. Пуд соли вместе съесть.
3. Без соли, без хлеба – половина обеда.
4. Без воли – силы нет, без соли – вкуса нет.
Лаборант: Сейчас, я вам расскажу, как люди добывают соль.
Презентация «Добыча соли».
Лаборант: Молодцы, ребята. А скажите, какие виды соли вы знаете?
Дети: Каменная, морская, поваренная.
Физкультминутка
«Соль»
Очень опыты мы любим! Шеей влево, вправо крутим.
Соль полезна для еды - Если правда, топай ты!
Солью промываем рот- Делай вправо поворот!
Также нос, и снова рот- Влево делай поворот!
Медицина здесь уместна. Мы попрыгаем на месте!
Чтобы сильными и здоровыми стать. А затем весь мир обнять!
Лаборант: Сейчас, ребята, проходите в лабораторию, наденьте фартуки и занимайте свои рабочие места. Ребята, перед вами соль. Скажите имеет ли соль запах?
Дети: Вывод – соль без запаха.
Лаборант: Ребята, какое это вещество: жидкое, сыпучее?
Дети рассматривают соль в лупу.
Вывод: Соль похожа на порошок – это маленькие кристаллики.
Лаборант: Давайте попробуем ложечкой немного придавить соль, что мы слышим?
Дети говорят вывод, что кристаллики ломаются, потому что мы надавливаем ложечкой и слышим хруст.
Лаборант: Ребята, может ли стать соль цветной?
Дети (вывод) : Да, может, если её окрасить.
Лаборант: Попробуем её окрасить.
Дети смешивают соль с цветными мелками.
Лаборант: Ребята, цветной солью мы наполним сосуд.
Лаборант: А сейчас, ребята, посмотрите эксперимент «Лавовая лампа».
Лаборант объясняет происходящее.
Нужно взять стаканчик с водой, соль, растительное масло.
Стакан наполнить водой, вылить в воду растительное масло. Масло плавает по поверхности. Добавить соль.
Вывод: масло легче воды, поэтому плавает по поверхности, соль тяжелее масла, поэтому, когда добавляем соль в стакан, масло вместе с солью опускается на дно. Когда соль распадается, она отпускает частицы масла, и они поднимаются обратно на поверхность.
Лаборант: Давайте проведем еще один эксперимент со льдом, солью и нитью.
Опустите льдинку в воду. На неё положите нитку и присыпьте солью. Будем наблюдать. Что происходит со льдом?
Дети: Соль разрушает лед, нитка прилипает ко льду.
Лаборант: Ребята, поднимете льдинку за нитку. Что произошло?
Ответы детей.
Лаборант: Сейчас, ребята, я возьму стакан с водой, соль, яйцо. Опущу яйцо в воду. Что происходит?
Дети: Яйцо тонет.
Лаборант: Добавляю соль.
Дети: Яйцо всплывает.
Лаборант: Какой вывод?
Дети: В соленой воде предметы не тонут, потому что соль выталкивает их на поверхность.
Лаборант: Такое явление мы можем увидеть на Мертвом море.
Презентация «Мертвое море».
Воспитатель: Лаборант, мы с детьми в нашей группе проводили вот какой эксперимент «Выращивание кристалла». Ребята, я буду показывать, а вы будете рассказывать, как мы проводили такой эксперимент?
Дети: Нужно взять стакан, воду, соль, нитку. Наполняем стакан с водой, добавляем до тех пор, пока на дне стакана не появятся осадок из кристалликов соли. Кладем нитку. Закрепляем её. Теперь нужно ждать. Наблюдаем каждый день, как растут кристаллы соли.
Лаборант: Вы наблюдательны! Скоро пойдете в школу. Будете изучать много нового и интересного. Знания, которые вы получили, вам пригодятся. Ребята, наши исследования закончились. На память о нашей встречи я дарю вам сосуд с цветной солью. Приходите еще в гости.
Воспитатель: Мы возвращаемся в детский сад. Давайте скажем: «1,2,3 повернись и в детском саду окажись». Закрывайте глазки и считаем.
Дети считают.
Воспитатель: Вот мы и вернулись к нам в группу. Вы сегодня были молодцы. Дети, мы с вами совершили интересное путешествие в лабораторию, где проводят различные эксперименты и поучаствовали в некоторых из них. Вы были активными участниками в лаборатории, вели себя хорошо, проделали интересные опыты, надеюсь, вы запомните это на долго. Скоро вы пойдёте в школу, и будете изучать новые предметы, узнаете много интересного. Возможно, кто-то из вас тоже будет работать в лаборатории или станет исследователем, научным сотрудником и сделает интересные открытия.
Список литературы:
1. Общеобразовательная программа МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №24». Принята 08.09.2015г.
2. Белая К. Ю. Формирование основ безопасности у дошкольников. Для занятий с детьми 4-7лет–М. : Мозаика –Синтез 2014.-64с.
3. Крашенинников Е. Е., Холодова О. Л. Развитие познавательных способностей дошкольников. Для занятий с детьми 4-7лет–М. : Мозаика –Синтез 2014.-80с.
4. Мартынова Е. А., Сучкова И. М. Организация опытно-экспериментальной деятельности детей 2-7 лет. - Волгоград: Учитель. 2012г. -333с.
5. Познавательно – исследовательская деятельность как направление развития личности дошкольника. Опыты, эксперименты, игры / сост. Н. В. Нищева. – СПб: Детство-Пресс, 2015. – 240 с.
6. Организация опытно-экспериментальной работы в ДОУ. Тематическое и перспективное планирование работы в разных возрастных группах. Выпуск 1 / сост. Н. В. Нищева. – СПб: Детство-Пресс, 2015. – 240с.
7. Организация опытно-экспериментальной работы в ДОУ. Тематическое и перспективное планирование работы в разных возрастных группах. Выпуск 2 / сост. Н. В. Нищева. – СПб: Детство-Пресс, 2015. – 240с.
8. Познавательно – исследовательская деятельность как направление развития личности дошкольника. Опыты, эксперименты, игры / сост. Н. В. Нищева. – СПб: Детство-Пресс, 2015. – 240 с.
9. Рыжова, Л. В. Методика детского экспериментирования /Рыжова Л. В. – СПб: Детство-Пресс, 2015. – 208 с.
10. СанПин для детских садов 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» -М. : «Издательство «Национальное образование», 2015г. -368с.
11. Тугушева, Г. П. Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста /Тугушева Г. П. – СПб: Детство-Пресс, 2015. – 128 с.