Малимон Ирина
Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию для детей подготовительной группы «Волшебный магнит»
▼ Скачать + Заказать документы
Малимон И. А.
воспитатель, МБОУ «СОШ с. Орлик Чернянского района Белгородской области»
Цель: развитие познавательных способностей детей подготовительной группы через экспериментирование.
Задачи:
- сформировать у детей представление о свойствах магнита; активизировать в речи детей слова : магнит, магнитная сила;
Публикация «Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию для детей подготовительной группы „Волшебный магнит“» размещена в разделах
- побуждать детей самостоятельно принимать решения в ходе экспериментальной деятельности, проверять эти решения, делать выводы из результатов проверки, учить делать обобщения;
- развивать мыслительные операции, умение к самостоятельному познанию и размышлению, логическое мышление;
- развивать коммуникативные навыки, умение работать в паре;
- воспитывать у детей доброжелательные отношения друг к другу, желание приходить на помощь другим; воспитывать аккуратность в работе.
Оборудование: железные, деревянные, резиновые предметы, бумага, рукавица, фасоль, стаканчик с водой, магниты.
Дети входят в группу.
- Ребята, сегодня к вам в группу пришли гости. Давайте, скажем всем: - «Здравствуйте!»
В круг быстрее становитесь
И друг другу улыбнитесь.
Смелей вперёд.
Нас много интересных открытий ждёт.
- Вы знаете, кто делает открытия? (Учёные, исследователи).
- Как учёные исследуют вещества, предметы из различных материалов? (Проводят опыты)
- С какими материалами мы с вами проводили опыты? (С водой, с воздухом, с деревянными предметами, с металлическими)
А сегодня вы готовы сами проводить опыты?
Надо соблюдать при проведении опытов некоторые правила: нельзя бегать, нельзя кричать, нельзя без разрешения трогать предметы руками, нельзя брать исследуемые предметы в рот, нельзя толкаться. А что можно? Можно внимательно слушать, работать дружно. Вы согласны выполнять эти правила?
Тогда приступим к работе. Присаживайтесь за столы, где указаны ваши карточки. Вы сегодня побываете в роли учёных-исследователей.
Сегодня к нам в лабораторию привезли для исследования какой-то предмет. У меня на столе я нашла рукавицу. Записка от Золушки: «Помогите, пожалуйста, перебрать фасоль от скрепок. Опаздываю на бал». Поможем Золушке.
Надеваю рукавицу,
Вот теперь я мастерица.
За рукой моей следите.
Что случилось, расскажите?
Фасоль перебрали. Золушка может отправляться на бал.
- Дорогие младшие сотрудники, вы не знаете, почему гайки притянулись к рукавице? (Объяснение опыта, вывод).
Бывает маленьким, большим.
Железо очень дружит с ним.
Он поможет непременно
Найти иголку в стоге сена.
(Магнит)
- Вот перед вами магнит. Много секретов в себе он хранит.
Вытаскиваю магнит из рукавицы.
Вы не забыли, что вы сегодня в роли исследователей? А исследовать мы будем магнит. Наша с вами задача, как исследователей, определить с помощью опытов, какими свойствами обладает магнит.
Вы можете найти магнит. Ведь вы с этим предметом уже встречались. Можно взять магнит в руки. Какой магнит на ощупь? Магнит – гладкий или шершавый, холодный или тёплый, имеет вес. Какого цвета магнит? Послушайте легенду о том, как был открыт магнит.
- Легенда гласит, что был такой путешественник по имени Магниус. Как-то раз он заметил, что к его башмакам, подбитым железными гвоздями прилипают камни. И к его посоху, подбитому также железом, тоже прилипают камни. Магниус разулся, теперь камни к его ногам не прилипали. Он перевернул посох и обнаружил, что к дереву этот камень не прилипает. Легенда гласит, что так был открыт магнит.
- Что вы узнали о магните из легенды?
1. Магнит прилипал к железным гвоздям и к посоху подбитому железом.
Да. Ведь легенда – это вымысел. А мы с вами сегодня в роли исследователей. Что мы должны сделать, как вы думаете? Провести опыт.
Опыт№1 Скажите, а у вас на тарелочке есть железные предметы? Да. Что это? Это скрепка. Проводим опыт со скрепкой. Подносим к скрепке сверху магнит. Что произошло? Скрепка примагнитилась. Почему?
Вывод: Магнит обладает магнитной силой. Железная скрепка притягивается магнитом. Верно утверждение?
Легенда гласит, что не все материалы притягивает магнит. Согласно легенде о магните, предметы из какого материала не притягивается к магниту? – Деревянные.
Опыт №2 Берём деревянный прямоугольник, подносим сверху магнит. Притягивает магнит дерево?
Вывод: магнит не притягивает дерево. Дерево немагнетический предмет.
Опыт №3 Берём ненадутый воздушный шарик. Шарик из какого материала сделан? Из резины. Подносим сверху магнит. Притягивает магнит резину? Вывод: -Нет. Резина немагнетический предмет.
Опыт №3 Берём бумагу. Подносим сверху магнит. Магнит не притягивает бумагу.
Вывод: Бумага немагнетический предмет.
Согласно легенде о магните, предметы из какого материала не притягивются к магниту? – Из бумаги.
Давайте сделаем общий вывод из опытов, которые вы провели.
Дерево, резина, бумага – это немагнетические предметы. Их магнит не притягивает.
Давайте сделаем вывод, какие материалы являются немагнетическими? Бумага, резина, дерево – это немагнетические предметы. Эти виды материалов не притягиваются к магниту.
А сейчас мы отдохнём. Физкультминутка.
Делать научные открытия дело не из лёгких, поэтому у учёных бывают перерывы для отдыха. Неплохо бы немножечко отдохнуть и нам. Давайте выйдем из-за столов.
-Чтобы стать ещё умнее,
Мы слегка покрутим шеей.
Раз и два, раз и два закружилась голова.
Разминая поясницу,
мы не будем торопиться.
Вправо, влево повернись,
На соседа оглянись.
Раз, два, три, четыре, пять.
Ноги надо нам размять.
Напоследок всем известно,
Как всегда ходьба на месте.
От разминки польза есть.
Что ж пора на место сесть.
А мы с вами садиться не будем. Все сотрудники лаборатории подойдут сейчас к столу.
Опыт № 5: Ещё один сказочный герой просит у нас помощи. Иван-царевич уронил меч-кладенец в колодец с мёртвой водой. Руками до воды дотрагиваться нельзя. От воды мёртвой погибнуть можно. Что же нам делать?
Какой вывод мы сделаем? Магнит притягивает стальной меч и через воду. Вода не является препятствием для магнита. Магнитные силы проходят и через воду и действуют на стальной меч- кладенец.
Мы с вами знаем, что бумага, резина, дерево – это немагнетические предметы. Как вы думаете, если мы накроем железную скрепку резиной и поднесём магнит. Что произойдёт?
Опыт №7. Магнетическую скрепку накрываем немагнетической бумагой. Что происходит? Магнитные силы магнита проходят через бумагу и притягивают железную скрепку. Проделаем то же самое с резиной, деревянным прямоугольником. Через все эти предметы проходят магнитные силы магнита и действуют на железную скрепку.
Вывод: Магнитная сила может проходить через предметы-преграды и притягивать железные предметы.
Уважаемые исследователи, давайте с вами ещё раз обобщим, что мы узнали о магните, его свойствах.
1. Магнит притягивает железные предметы. Магнит обладает магнитной силой. Предметы, которые притягивает магнит называются магнитическими.
2. Магнит не притягивает, не действует на немагнетические материалы : бумагу, резину, дерево.
3. Магнитная сила может проходить через предметы- преграды: воду, бумагу, резину, дерево и притягивать железный предмет.
.
- Давайте посмотрим на экран. Где человек применяет магнит?
Скажите, а дома вы используете магнит, он нам в чём-нибудь помогает?
Магнитики на холодильниках. Можно к железной двери прикрепить магнит и подвешивать ключи на магнит. Так вы всегда будете знать, где ваши ключи. Магниты окружают нас повсюду. В телевизорах есть магниты, в телефонах. Магнит помогает передавать звук.
У нас в группе есть магниты? Много игрушек сделано с помощью магнита.
Дорогие исследователи, у нас с вами был трудный, но интересный день. Мы изучали свойства магнита.
Самооценка. Сейчас вы сами себя оцените.
На столе лежат цифры. Назовите их. Да, это 5 и 4. Оцените себя сами. Если вы работали отлично и никогда не ошибались, были всегда активны, то вы ставите себе «5». А если что-то не получалось, вызвало затруднение – «4».
Дорогие исследователи, мне тоже понравилось работать с вами. Я хочу поблагодарить вас за опыты, которые вы сами выполняли. Наши с вами исследования о магните не заканчиваются. В следующий раз мы будем с вами говорить о магнетизме Земли, об устройстве компаса. А сегодня я хочу вас поощрить и преподнести вам в подарок вот такие небольшие магнитики.