Ивашкина Светлана Сергеевна
Конспект ОД по познавательно-речевому развитию для детей 6–7 лет «Знакомство со звуками [М], [М’]»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект образовательной деятельности
по речевому развитию для детей 6 – 7 лет «Знакомство со звуком (буквой) М (мь)»
Цель: знакомство со звуками [М], [МЬ] и буквой М.
Задачи
Образовательная:
Упражнять в различении на слух и произнесении звуков [М] – [МЬ] формировать понятие «согласный звук»;
Публикация «Конспект ОД по познавательно-речевому развитию для детей 6–7 лет „Знакомство со звуками [М], [М’]“» размещена в разделах
- Буква М и звуки [М], [М’]. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
Учить выполнять звуковой анализ трёх звуковых слов, определять последовательность звуков в слове, составлять схемы слов;
Познакомить с образованием новых слов с помощью замены гласного или согласного звука;
Закреплять умение интонационно выделять звук в слове, находить одинаковые звуки в словах, сравнивать звуки по произношению (различать на слух твёрдые согласные и мягкие звуки;
Закреплять умение отвечать на вопросы.
Развивающая:
Развивать фонематическое и зрительное восприятие;
Развивать артикуляционную моторику детей;
Развивать мышление, память, внимание;
Воспитательная:
Воспитывать желание приходить на помощь;
Воспитывать навыки самоорганизации и контроля.
Словарная работа:
Лук, люк, мял.
Предварительная работа:
Повторение согласных и гласных звуков;
Повторение букв и звуков, которые уже изучали.
Форма работы: совместная деятельность педагога с детьми и самостоятельная деятельность детей.
Методы и приёмы:
Игровая, наглядная, практическая деятельность детей, вопросы к детям.
Материалы и оборудование: Магнитная доска; картинки с изображением муки, мёда, масла, молока, сосисок, батона хлеба, маленького мальчика, мальчика, замешивающего тесто; синие, зелёные и красные квадраты; схемы слов в виде трёх пустых квадратов (2 шт.).
Раздаточный материал:
Карточки с изображением маленького мальчика, мальчика, замешивающего тесто; синие, зелёные и красные круги; схемы слов в виде трёх пустых квадратов, тетрадь, простые и цветные карандаши.
Ход занятия:
В: - Здравствуйте, ребята.
Игровая минутка на развитие фонематического слуха.
В: - У меня в руке карточки, которые я вам раздам, на них изображены предметы, чтобы сесть на своё место за столом, вы должны назвать первый звук предмета. Например, у меня карточка с изображением солнца, в слове солнце первый звук [с]. После такого, как назвали звук, отдаёте мне карточку и садитесь на своё место.
Дети выполняют задания и садятся на свои места, если у кого-то не получается воспитатель помогает.
Вводная часть (мотивационный этап)
На доске картинки с изображением муки, сосисок, молока, масла, лука, батона, хлеба, мёда.
В: - Ребята, мама Васи решила испечь торт «Медовик», но не все продукты были дома. Она попросила сына сходить в магазин. Вася пошёл в магазин, а список продуктов оставил дома. Он очень просит нас выбрать необходимые продукты.
Основная часть
Дети отбирают картинки с изображением муки, масла, мёда, молока. Оставшиеся картинки воспитатель убирает.
В: - Молодцы! Теперь Вася сможет купить продукты, нужные для торта.
Воспитатель прикрепляет на доску слева картинки с изображением муки, молока, масла, а справа мёда.
В: - Назовите продукты, изображённые на картинках слева, выделяя голосом первый звук в словах. С какого звука начинаются эти слова?
Дети: - Со звука [м]
В: - Произнесите его и понаблюдайте, как работают ваши губы, зубы и язык. Губы смыкаются, зубы образуют щель, язык прячется.
Дети выполняют.
В: - При произношении звука [м] воздух встречает преграду, значит, звук [м] какой?
Д: - Согласный.
В: - Твёрдый или мягкий?
Д: - Твёрдый.
В: - Покажите каким квадратом мы его обозначим.
Дети показывают синий квадрат. Воспитатель приглашает к доске одного ребёнка, чтобы прикрепить синий квадрат под группой картинок слева.
В: - Назовите продукт. Изображённый на картинке справа, выделяя голосом первый звук. С какого слова начинается слово мёд?
Д: - Со звука [мь]
В: - Какой это звук: гласный или согласный?
Д: - Согласный.
В: - Мягкий или твёрдый.
Д: - Мягкий.
В: - Покажите каким квадратом мы его обозначим.
Дети показывают зелёный квадрат. Воспитатель приглашает к доске одного ребёнка, чтобы прикрепить зелёный квадрат под группой картинок справа.
В: - Звуки [м] и [мь] обозначается одной и той же буквой [М]
Воспитатель печатает на доске в клетку букву [М] и читает четверостишье «Полочка, палочка посредине галочка»
В: - Сейчас мы с вами будем учиться печатать букву [М] в своих тетрадях, но сначала разомнем свои пальчики, возьмите в руки карандаш и начнём.
Упражнение «Утюжок»
(Прокатывание карандаша между ладошками).
Я качу, качу, качу
Карандаш куда хочу.
(Прокатывание карандаша по поверхности стола).
Вправо - влево, вверх и вниз.
Карандаш, крутись, крутись!
Задание № 1.
Работа в тетрадях.
В: - Ребята, теперь откройте свои тетради и заштрихуйте одну букву [м] синим цветом, другую зелёным. Напечатайте букву [м] по образцу.
Работа в тетрадях. Дети выполняют задание, воспитатель проверяет.
Задание № 2.
Работа в тетрадях.
В: - Ребята буква М отправляется в плавание к островам гласных букв А; О; У; Ы; И. Теперь нужно прочитать слоги.
Воспитатель называет по одному ребёнку на каждый слог. Дети читают: МА МО МУ МЫ МИ ME
В: - Проведите линию от каждого слога к подходящему звуковому домику.
В: - Ребята. Кто из вас любит пироги?
Воспитатель надевает поварской колпак. Дети выходят в середину группы и встают в круг.
Физическая минутка. «Пирог»
Мы поставим в печь пирог
(Вытягиваем по одной руки вперёд
и немного в сторону, ладонями вверх.)
Очень ароматный
(Вдох, выдох.)
Из трубы идёт дымок,
(Вращаем кистями поднимаем руки вверх,
Встаём на носочки подтягиваемся.)
Он такой приятный!
(Вдох выдох.)
Там за лесом, у реки
(Волнообразные движения рукой.)
Пекарь Булочка живёт.
(Показываем руками большой живот.)
По утрам печёт пирог он
(Переворачиваем ладони вверх - вниз.)
В гости всех к себе зовёт.
(Манящие движения руками к себе. Далее бег по кругу. В конце останавливаемся, приседаем (едим пирог).)
Воспитатель приглашает детей занять свои места.
В: - Чтобы испечь торт, замешивают тесто. Послушайте фразу: «Я бы мял, но ещё мал» Какие два слова звучат похоже?
Воспитатель повторяет фразу ещё раз, выделяя голосом слова мял и мал.
Д: - Мял и мал.
В: - Что означает слово мял?
Ответы детей.
В: - Что означает слово мал?
Ответы детей.
В: - Давайте составим звуковые схемы этих слов. Схему слова мал будем выкладывать слева. А слова мял справа.
Педагог прикрепляет на доску слева изображение маленького мальчика, а справа – картинку с изображением замешивания теста. Под каждой картинкой чертит мелом, схему слова из трёх пустых квадратов. В тетрадях у детей такие же схемы с картинками.
В: - Выделите голосом первый звук в слове мал. Назовите его.
Д: - [м]
В – Какой это звук?
Д: - Согласный твёрдый.
Воспитатель приглашает к доске одного ребёнка, он прикрепляет под картинкой слева синий квадрат, на месте первого пустого квадрата. Остальные дети работают в тетрадях.
В: - Выделите голосом второй звук. Назовите его.
Д: - [а]
В: - Какой это звук?
Д: - Гласный.
В: - Каким цветом обозначим?
Д: - Красным.
Воспитатель приглашает к доске другого ребёнка, он прикрепляет с синим квадратом красный. Остальные дети работают в тетрадях.
В: - Выделите голосом третий звук. Назовите его.
Д: - [л]
В: - Какой это звук?
Д: - Согласный, твёрдый.
Воспитатель приглашает к доске другого ребёнка, он прикрепляют рядом с красным квадратом синий. Остальные дети работают в тетрадях.
В: - Теперь составим звуковую схему слова мял. Выделите голосом первый звук. Назовите его.
Д: - [мь]
В: - Какой это звук. Назовите его.
Д: - Согласный, мягкий.
Воспитатель приглашает к доске одного ребёнка, он прикрепляет под картинкой справа синий квадрат. Остальные дети работают в тетрадях.
В: - Выделите голосом второй звук. Назовите его.
Д: - [а]
В: - Какой это звук?
Д: - Гласный.
В: - Каким цветом обозначим?
Д: - Красным.
Воспитатель приглашает к доске другого ребёнка, он прикрепляет с синим квадратом красный. Остальные дети работают в тетрадях.
В: - Выделите голосом третий звук. Назовите его.
Д: - [л]
В: - Какой это звук?
Д: - Согласный, твёрдый.
Воспитатель приглашает к доске другого ребёнка, он прикрепляют рядом с красным квадратом синий. Остальные дети работают в тетрадях.
В: - Сколько звуков в слове мал?
Д: - Три.
В: - Сколько звуков в слове мял?
Д: - Тоже три.
В: - Чем отличаются звуковые схемы этих слов?
Д: - В слове мал первый звук согласный твёрдый, а в слове мял - согласный мягкий.
В: - Поменялся всего один звук, и изменилось значение слова. Ребята, давайте заглянем в тетради и посмотрим, что делает Вася.
Заключительная часть
Задание № 3.
Работа в тетрадях.
В: - Вася заглянул в люк, а там лук. Заполните схемы лук и люк, закрасив квадратики по порядку, от первого до последнего.
Дети выполняют задание самостоятельно. Воспитатель подходит к детям, задаёт вопросы, просит назвать звуки, при необходимости оказывает помощь.
В: - Сравните схемы слов. Чем слово лук отличается от слова люк?
Ответы детей.
Рефлексия.
В: - Молодцы, девочки и мальчики! Давайте вспомним, какие звуки и букву мы сегодня изучали. Кому мы сегодня помогли? Какие задания вам было выполнять легко, а какие сложно?
Список литературы:
Учебно-методический комплект «Обучение дошкольников грамоте» по методикам Д. Б. Эльконина, Л. Е. Журова, Н. В. Дуровой. Для детей средней – подготовительных групп.
Методическое пособие «Обучение грамоте детей 5 – 7 лет» М. Д Маханёва, Н. А. Гоголева, Л. В. Цыбирева.
Методические рекомендации к УМК «Оранжевый котёнок» для занятий с детьми 5 – 6 лет «Осваиваем грамоту»/ С. В. Чиркова, Н. В. Акимова, А. А. Аксёнова, Е. Г. Федулина.