Анастасия Сухова
Конспект образовательной деятельности «Удивительная соль» по образовательной области «Познавательное развитие»
Цель: изучить особенности соли, ее свойства, качества и применение.
Задачи:
Образовательные:
• познакомить детей с основными свойствами, видами, формами соли;
• учить детей способам исследования окружающего мира на примере проведения опытов с солью;
• научить использовать соль, как средство для творчества;
• вызвать радость от открытий, полученных из опытов.
Воспитательные:
• воспитывать любознательность, потребность в получении новой информации;
• воспитывать умения соблюдать правила поведения и необходимые меры безопасности при проведении опытов;
Развивающие:
• развивать интерес к исследовательской деятельности,
• развивать активный и пассивный словарный запас по теме;
• развивать мелкую моторику рук;
• упражнять в умении отгадывать загадки;
• развивать любознательность, логическое мышление и речь.
Материал и оборудование: презентация на мультимедийном оборудовании, соль поваренная (пищевая, одноразовая пластиковая посуда: тарелки, стаканчики, ложки, трубочки, вода кипяченая, картофелины, тарелки с солью для рисования, салфетки.
Ход занятия
Организационный момент.
Воспитатель: Ребята, давайте пройдем и встанем в круг. К нам на занятие сегодня пришли гости.
Придумано кем-то просто и мудро
– При встрече здороваться:
Доброе утро! Доброе утро – солнцу и птицам!
Доброе утро – улыбчивым лицам!
И каждый становится добрым, доверчивым.
Пусть доброе утро длится до вечера!
Воспитатель: Ребята, посмотрите на экран, кто еще пришел к нам в гости?
На экране появляются Фиксики
Дети: Фиксики.
Фиксики: - Сегодня у Дим Димыча на кухне мы нашли загадочное вещество. А что это за вещество мы сами до конца не можем разобраться. Поэтому решили послать вам посылку с этим веществом, потому что нам сказали, что вы самые умные ребята. Вы поможете нам?
Дети: - Да!
Воспитатель - Ребята, посмотрите, а вот и посылка. Давайте откроем и посмотрим что там.
Дети: Какие – то мешочки.
Воспитатель: А что в этих мешочках, поможет узнать загадка.
Без нее, ребята, повар, просто, как без рук.
И становится вся пища несъедобной вдруг,
Если в ранку попадает - испытаешь боль,
Вы, конечно, догадались, ну конечно это…
Дети: СОЛЬ.
Воспитатель: Давайте откроем и проверим, что там лежит и правильно ли вы отгадали загадку? Да, ребята, вы правы! Это соль!
Воспитатель: Ребята, а вы хотите узнать какая бывает соль и откуда она берется?
Дети: - Да!
Воспитатель: А сейчас садитесь за столы.
Воспитатель: - Тогда давайте с вами вместе посмотрим на экран.
Показ презентации: «Как добывают соль»
Соль - один из важнейших минералов на земле. Соль добывают разными способами.
1. Морская. Источниками соли являются моря, океаны и соляные озёра. Добытая там соль называется морская. Морскую воду выпаривают до тех пор, пока на её поверхности не образуются кристаллы, которые можно собрать в корзины.
2. Каменная или поваренная соль. Месторождения каменной соли находятся высоко в горах. Но очень давно на месте гор был океан. Со временем, в условиях жаркого климата, морская вода испарялась и соль кристаллизовалась. И образовались горы. Шахтеры выпиливают блоки, которые потом разбивают на куски, грузят в вагоны и на специальных поездах вывозят наверх.
Воспитатель: Соль необходима человеку. Недостаток соли может привести к различным заболеваниям
1. Соль используется при приготовлении пищи: мы каждый день с вами солим пищу.
2. Соль используется при консервировании овощей: чтобы овощи долго хранились.
3. Раствор соли применяется для промывания носа и для ингаляций.
4. На улице для безопасности человека дворники и специальные машины посыпают солью дорожки и лёд. Это нужно для того, чтобы человек идя по дорожке, не поскользнулся, не упал.
5. А еще соль полезна и животным. Соль, которую дают для употребления в пищу животным называется лизунец. А как вы, ребята, думаете почему ее так называют?
Воспитатель: Лизунец представляет собой камень, который животные могут лизать, когда им хочется соленного.
Воспитатель: Ребята, а вы хотите узнать какими свойствами обладает соль?
Ответы детей.
Воспитатель: Тогда я вам предлагаю вам стать маленькими учеными.
Воспитатель: Прежде чем начать наши исследования, давайте вспомним правила проведения опытов. При работе с солью:
1. Соблюдать тишину
2. Не толкать соседа во время работы
3. Выполнил и положи на место.
4. Сначала посмотри, а потом повтори
5. Не трогать руками глаза.
Воспитатель: Теперь мы с вами можем приступить к экспериментам!
Опыт № 1: «Внешний вид».
Ребята, возьмите стаканчик с солью. Какого она цвета?
Дети: Белого.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, сквозь соль, видно дно стакана?
Дети: Нет!
Воспитатель: Значит соль какая?
Дети: Непрозрачная.
Воспитатель: Ребята, какой вывод мы с вами можем все сделать, исходя из первого опыта? Вывод: соль белого цвета, непрозрачная.
Опыт №2 «Соль сыпучая, хрустит»
Воспитатель: Ребята, возьмите щепотку соли на ложку и переверните ложку над тарелкой. Что произошло с солью?
Дети: Она сыпется.
Воспитатель: Значит, соль какая?
Дети: сыпучая.
Воспитатель: А теперь, ребята, надавите на неё ложкой. Что вы слышите?
Дети: хруст.
Воспитатель: Как вы думаете, на что похож этот хруст?
Дети: ответы детей.
Воспитатель: Это похоже на хруст снега в морозный день. Как вы думаете, ребята, почему соль хрустит?
Дети: ответы детей.
Воспитатель: Потому что кристаллики соли трутся друг о друга.
Воспитатель: Ребята, какой вывод мы с вами можем все сделать, исходя из второго опыта?
Вывод: Соль сыпучая, она, как и снег состоит из кристаллов. Поэтому при надавливании ложкой на соль мы слышим хруст.
Воспитатель: Ребята, я предлагаю вам немного отдохнуть и поиграть в игру «Солят – не солят». (Музыка)
(Ребята выходят из-за столов и встают в круг.)
Воспитатель: Если услышите продукт, который солят – нужно присесть.
Если нет – нужно встать.
Варенье
Чай
Борщ
Компот
Кисель
Вареная картошка
Мармелад
Шоколад
Котлеты
Винегрет
Мороженое
Дети: выполняют упражнения: приседают или стоят на месте.
Воспитатель: Молодцы, ребята! Весело поиграли! Проходите, пожалуйста, на свои места.
Опыт №3. «Соль растворяется в воде»
Воспитатель: Ребята, предлагаю вам приступить к опыту №3. Нам с вами предстоит исследовать, растворяется соль в воде или нет? Перед вами стоят стаканчики с водой.
Воспитатель: Теперь, ребята, возьмем одну ложку соли и положим в стакан с водой, хорошенько размешаем. Что произошло?
Дети: Соль растворилась.
Воспитатель: Правильно, ребята, соль растворилась в ваших стаканчиках. Пробуем на вкус, какой стала вода? А какой была?
Воспитатель: Правильно, ребята! Молодцы! Какой мы с вами можем сделать вывод, исходя из этого опыта?
Вывод: Соль растворяется в воде.
Опыт №4 «Соленая вода помогает предметам держаться на поверхности».
Воспитатель: Теперь я предлагаю нам проверить такую гипотезу: «Соленая вода помогает предметам держаться на поверхности».
Перед воспитателем в миске лежат 2 картофелины и стоят 2 стакана с водой.
Воспитатель: Ребята, я сейчас насыплю в один стакан с водой 7 ложек соли и хорошо размешаю. Вы считайте вместе со мной.
Дети дружно считают до 7. А в другой стакан ничего добавлять не буду.
Воспитатель: А теперь осторожно опускаю картофель в оба стакана и понаблюдаем. Что произошло?
Дети: В одном стакане картофелина утонула, а в другом нет.
Воспитатель: Ребята, может эта картофелина волшебная? Предлагаю поменять картошку местами (воспитатель вынимает из одной банки и кладет её в другую). Посмотрите, теперь она утонула. Как вы думаете, ребята, почему в одном стакане картофелина плавает, а в другом – тонет? Почему так происходит?
Дети делают вывод, что соль помогает держаться предметам на поверхности).
Воспитатель: Те, кто был на море, наверняка заметили, что в морской воде плавать легче, чем в речной. Морская вода держит нас на плаву. Значит, соленая вода что делает?
Вывод: соленая вода помогает предметам держаться на поверхности.
Воспитатель: Молодцы, ребята, все у нас получилось! Вы оказались настоящими учеными!
Воспитатель: Ребята посмотрите на экран.
На экране появляются Фиксики:
Фиксики: Ребята, как у вас дела? Вам удалось выяснить, что это за вещество хранится на кухне?
Воспитатель: Ребята, расскажите, пожалуйста, какое вещество храниться у Дим Димыча?
Дети: Соль.
Воспитатель: Что нового вы узнали о соли? Какие свойства у этого вещества?
Дети: Ответы.
Воспитатель: Фиксики, ребята помогли вам разгадать тайну вашего необычного вещества?
Фиксики: Спасибо. Но к сожалению, нам пора в другой детский сад. До скорых встреч!
Воспитатель: Ребята, мне тоже с вами было очень интересно. Вы, молодцы!