татьяна стряпихина
Конспект образовательной деятельности по анализу литературного произведения «Лиса и рак» для старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Задачи:
Познакомить детей с алгоритмом анализа литературного произведения (учить детей анализировать поступки героев, их мотивы, формулировать черты характера героев сказки);
учить сравнивать ситуации, находить в них отличительные черты и самостоятельно выводить жизненные правила;
продолжать играть в игру «Да-нет»;
развивать у детей связную речь, фантазию, творческое воображение.
Организация деятельности Содержание
Публикация «Конспект образовательной деятельности по анализу литературного произведения „Лиса и рак“ для старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Лиса, лисичка. Литература, сказки о лисе для детей
- Литература, чтение. Конспекты занятий
- Писатели для детей. Все писатели по фамилиям
- Старшая группа
- Темочки
1. Игра: «Я возьму тебя с собой, если ты назовешь мне героя сказки …».
2. Игра «Я назову героя, а ты его действия».
3. Игра «Найди недостающих героев».
4. Игра «Да – нет»
5. Анализ литературного произведения
«Лиса и рак»
Тем же образом обсуждаем и лису.
6. Игра «Закончи предложение».
7. Выбор поговорок.
8. Творческая деятельность : «Рисуночное письмо».
Каждого ребенка приглашаю на свой стульчик при отгадывании героя сказки.
Ребёнок, у которого в руках мяч, называет действие героя.
- Назови мне действия Колобка…
Герои сказок: «Колобок», «Волк и 7 козлят», «3 Медведя», «Репка», «Красная Шапочка», «Заюшкина избушка». Дети стоят в кругу. После того, как ведущий назовёт героя, дети называют его действия.
На некотором расстоянии от них лежат изображения сказок и героев из других сказок. Дети ищут героев к нужной сказке и возвращаются.
- Ребята, сегодня я хочу поговорить с вами о сказке…. А о какой – мы узнаем по «Да – нетке».
«Лиса и рак» (Читаю сказку).
1. Какова цель героя? Чего он хочет добиться? Почему он так поступает?
- победить в соревновании.
2. Какие действия рака?
Действие (Д)
- соглашается на соревнование, цепляется за хвост лисы, держится, потом отцепляется.
3. Какой характер у рака?
- Если рак для своей цели предпринимает вышеназванные действия - цепляется за хвост лисы и едет на нем - то в этом проявляются какие черты характера?
- Характер (Х)- волевой, целеустремленный, хитрый, смекалистый, догадливый, ловкий.
4. - Скажите, ребята, рак результата добился?
Результат мы определяем, во-первых, по отношению к цели: достигнута или нет. Отмечаем это знаком (+) или (-).
Результат (Р) - (+) рак побеждает лису, выигрывает соревнование.
Кто ___ (Д)___, тот ___ (Р).
Д - совершенное героем действие, Р - полученный результат.
ЛИСА :
Ц - прибежать первой, победить рака.
Д - быстро бежит, не замечает на хвосте рака.
Х - недогадливая.
Р - (-) лиса проигрывает соревнование.
Детям предлагаются ситуации, для которых надо придумать 2 продолжения - как в них поступит недогадливый, а как - сообразительный человек. Это задание требует от них активного, самостоятельного применения новых понятий.
Воспитательница с большой стопкой книг подходит к двери; сообразительный ребенок ___, а недогадливый.
У мамы хмурое лицо; сообразительный ребенок ___, а недогадливый.
Ребята, давайте выберем подходящие к сказке поговорки:
Сделал дело – гуляй смело. Кто хитрым бывает, тот побеждает.
Где смелость, там и победа. Кто сопернику доверяет, тот проиграет.
Мораль (М) - Жизненное правило:
Для Рака-
- Кто на другом выезжает, тот побеждает. Кто хитрым бывает, тот побеждает.
Для лисы-
- Кто за другими не наблюдает, хитрость прозевает.
Дети иллюстрируют свою сказку так, чтобы «письмо» поняли те, кому оно адресовано.