Ревяко Надежда Ивановна
Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию «Волшебница вода»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: Волшебница вода.
Цель: дать понятие о значении воды и ее свойствах.
Образовательные :
Формировать представление детей о значении воды в жизни живых существ. Уточнить понятия детей о свойствах воды (вкус, запах, отсутствие формы, об агрегатном состоянии.
Знакомить со способами очистки воды при помощи простейших способов фильтрации.
Развивающие :
Развивать познавательно – исследовательский интерес, умение выдвигать гипотезы, сравнивать, анализировать и делать соответствующие выводы.
Воспитательные:
Публикация «Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию „Волшебница вода“» размещена в разделах
Воспитывать бережное отношение к воде, как основному природному ресурсу; подвести детей к пониманию того, что жизнь живых существ на земле зависит от воды. Воспитывать у детей интерес к экспериментальной деятельности в процессе
практической деятельности с водой. Воспитывать интерес и желание детей расширять свой кругозор, любознательность, взаимопомощь;
воспитывать позитивное отношение к окружающему миру, желание исследовать его всеми доступными способами.
Интеграция образовательных областей : познание (формирование целостной картины мира, познание коммуникация, социализация, развитие речи, чтение художественной литературы).
Работа над словарем: Закрепление текста приветствия и текста физ. минутки.
Создание среды (оборудование) для организации и проведения ОД:
Прозрачные, пластмассовые стаканчики разной формы.
Салфетки, ватные диски;
Вещества, которые мы будем растворять в воде, по выбору воспитателя; Например : сахар, растительное масло;
Предмет круглой и прямоугольной формы, яблоко, глобус, зеркало, термос с горячей водой, белые халаты, деревянные палочки;
Иллюстрации с изображением животных, растений, рыб
Виды детской деятельности в ОД :
Коммуникативная (беседа, ответы на вопросы)
Двигательная деятельность (физ. минутка)
Познавательно - исследовательская (рассматривание глобуса)
Экспериментальная (опыты с водой)
Критерии оценки деятельности детей на ОД
Активность
Взаимодействие со сверстниками и взрослыми
Сопереживание
Эмоциональность
Проявление волевых усилий
Воспитатель: Ребята, посмотрите, что я принесла. Кто знает, что это такое?
Дети: Это глобус.
Воспитатель: Правильно. Глобус – это модель нашей планеты Земля в уменьшенном виде. А какого цвета на глобусе больше всего?
Дети: Синего, голубого.
Воспитатель: Верно. Как вы думаете, что же обозначено этими цветами на глобусе?
Дети: Вода, реки, моря, океаны.
Воспитатель: Голубой и синий цвет – это цвет обозначения воды на глобусе. Посмотрите, как много воды на нашей Земле.
Воспитатель: Дети, а теперь посмотрите, что у меня в руках? (держу зелёное яблоко).
Дети: Яблоко.
Воспитатель: Яблоко, как и глобус, круглое. Сейчас я разрежу это яблоко на четыре равные части. А теперь посмотрите: одна часть символизирует сушу, а три другие – воду. Так чего же больше на Земле, воды или суши?
Дети: На земле больше воды.
Ребенок читает стихотворение Н. Рыжовой “ Вы слыхали о воде?”
Вы слыхали о воде?
Говорят она везде!
В луже, море, океане
И водопроводном кране.
Как сосулька замерзает,
В лес туманом заползает,
На плите у вас кипит,
Паром чайника шипит.
Без нее вам не умыться,
Не наесться, не напиться,
Смею вам я доложить!-
Без нее нам не прожить!
Воспитатель: Ребята, скажите где в природе можно встретить воду?
Дети: Моря, реки, океаны, ручей, дождь.
Воспитатель: Правильно. Воду в океане называют океанической, а как называют воду в реке?
Дети: Речная
Воспитатель: А в роднике- Дети: родниковая
В море- Дети: морская,
В болоте- Дети: болотная.
Воспитатель: А вы знаете, что в море и океане вода соленая, пить ее нельзя. А какая вода в реке, озере, роднике?
Дети: пресная
Воспитатель: Правильно, пресная. Такую воду пить можно.
Чтение рассказа:
Жила-была в пустыне черепаха. Воды она почти не видела, поскольку получала ее с растениями, которые ела. Поэтому, думала черепаха, что вода и не нужна. А вы как думаете? Кому нужна вода?
Дети: Животным, растениям, человеку.
Воспитатель: Правильно, без воды нет жизни на земле. А что человек делает при помощи воды?
Дети: Готовит, стирает, поливает растения, пьёт, умывается.
Воспитатель: Молодцы. А для чего нужна вода животным?
Дети: Пить, купаться.
Воспитатель: А растениям нужна вода?
Дети: Да. Без воды они погибнут.
Воспитатель: А сейчас я предлагаю поиграть в игру
"Хорошо - плохо". Вы будите называть "Вода - это хорошо. Почему?". "Вода - это плохо. Почему?". За ответы я буду давать вам фишки. За ответ вода - это хорошо я буду давать вам синие фишки, а за ответ Вода - это плохо красные.
Итак, начали: "Вода это хорошо. Почему?".
Дети: Вода нужна для питья, чтобы умыться и вымыть руки. Водой можно закаляться, играть с водой, готовить еду, мыть полы, посуду, игрушки, стирать одежду. Вода нужна для того, чтобы поливать цветы, растения в огороде. В воде живут разные животные, возле воды обитают птицы.
Воспитатель: Вода - это плохо. Почему?.
Дети: Если в жару напиться холодной воды, можно заболеть. Горячей водой можно обжечься. Если неаккуратно с ней обращаться и пролить на пол, можно поскользнуться и упасть. Если часто поливать растения водой, они могут погибнуть. Если не умеешь плавать, можно утонуть. Бывает наводнение и тогда вода разрушает дома.
Воспитатель: Миша, собери синие фишки и выложи на числовую дорожку. Посчитай сколько фишек. Какой мы цифрой обозначим это число? Алеся соберет красные фишки и выложи на числовую дорожку. Посчитай сколько фишек. Какой мы цифрой обозначим это число?
Вывод
Воспитатель: Ребята, вода больше приносит пользы или вреда? Сравниваем цифры
Воспитатель: Сегодня я хочу вас познакомить со свойствами воды. Ребята, а чем занимаются в лаборатории?
Дети; Проводят опыты
Воспитатель: А чтобы это узнать, давайте пройдем в нашу лабораторию Для этого мы оденем халаты и послушаем правила поведения в лаборатории.
Дети садятся за столы, воспитатель обращает внимание детей на то, что находится у них на столах.
"ВОДА - НЕ ИМЕЕТ СОБСТВЕННОЙ ФОРМЫ"
Воспитатель: Ребята, мячик какой формы?
Дети: круглой
Воспитатель: А книга какой формы?
Дети: Прямоугольная
Воспитатель: А вода какой формы?
(ответы детей)
Воспитатель: Возьмите стакан №1 и посмотрите, какой формы вода
Ответы детей
Воспитатель: А теперь выльем воду в контейнер.
Какую форму приняла вода?
Воспитатель: Я налью воду в сосуд, Какую форму приняла вода?
Дети: Форму сосуда
Воспитатель: Правильно. Ребята, это значит, что вода не имеет определённой формы. Куда бы мы её не налили, вода приобретает ту форму, в каком сосуде она находится. Итак, делаем вывод - вода не имеет формы.
Воспитатель: Ребята, мы перелили воду из стаканчика в контейнер. Значит вода какая?
Дети: Она жидкая.
Воспитатель: А если бы вода была твердая, могла бы она течь в реке, ручейке, из крана?
Дети: Нет.
Воспитатель: Поскольку вода жидкая, может течь, ее называют жидкостью.
Воспитатель: Ребята, а твердая вода бывает?
Ответы детей
Воспитатель раздает детям лед
Воспитатель: Ребята, мы сейчас проверим, что лед это вода в твердом состоянии. Если льдинки подержать в руке, что произойдет?
Дети: Они растают от тепла наших рук
Воспитатель: Да. Мы убедились, что лед это вода в твердом состоянии.
"ПАР - ЭТО ТОЖЕ ВОДА"
Воспитатель: Что произойдет с водой если ее сильно нагреть?Вы правы, если сильно нагреть воду, то она превращается в пар. Сейчас мы это проверим. Я осторожно подержу зеркало над паром (показывает детям). Что вы видите на зеркале? Оно запотело, и появились капельки.
(Воспитатель предлагает детям потрогать их пальчиком и убедиться, что это вода). Значит, мы можем сделать вывод: " Пар - это тоже вода, очень сильно нагретая".
«ВОДА НЕ ИМЕЕТ ВКУС»
Воспитатель: Ребята, чистая вода имеет вкус?
Ответы детей
Воспитатель: Возьмите стаканчик №2 и попробуйте воду. Какая на вкус вода? Возьмите стаканчик №3, попробуйте
Воспитатель: В каком стаканчике чистая вода?
Дети: в стаканчике №2
Вывод: чистая вода не имеет вкуса
Физминутка «Буратино»
Воспитатель: Ребята, я попрошу вас подойти к моему столу. У меня на столе стоят два блюдца, накрытые салфетками. Чтобы узнать, что там лежит, нужно отгадать загадки.
Слушайте первую загадку:
Белый он, как снег, колючий.
Как песок сухой, сыпучий.
Сладкий-сладкий, словно мёд.
Чай с ним часто папа пьёт.
(Сахар)
Воспитатель поднимает салфетку, дети проверяют, правильно ли они отгадали загадку.
Воспитатель: И, наконец, вторая загадка.
Желтое, а не солнце,
Льется, а не вода,
На сковороде - пенится,
Брызгается и шипит.
(масло).
Воспитатель: Ребята, а почему сахар боятся воды.
Дети: Потому что они в ней исчезают.
Воспитатель: Давайте посмотрим, что станет с сахаром, если мы положим в воду. Возьмите баночку с водой. положите сахар и размешайте его палочкой.
Что получается? Растворился сахар в воде или нет? Дети: Сахар растворилась в воде.
Воспитатель: А все ли вещества могут растворяться в воде, как вы думаете? Если в воду налить масло она также исчезнет как сахар и соль. Добавьте в ваши баночки с водой несколько капель масла.
Идет самостоятельная работа детей.
Воспитатель спрашивает 3 - 4 человек, что произошло с маслом в воде.
Дети: Масло не растворилось в воде: оно плавает на поверхности воды желтыми капельками.
Воспитатель: Молодцы ребята. Проведя сейчас опыты с сахаром и маслом, с каким же новым свойством воды вы познакомились
Дети: Вода одни вещества может растворять, а другие нет.
Воспитатель: Правильно дети. В воде одни вещества растворяются, другие не растворяются совсем.
"ОЧИСТКА ВОДЫ".
Воспитатель: Ребята, посмотрите еще раз на ту баночку, куда мы наливали масло. Оно так и осталось плавать на поверхности воды. Можно пить такую воду и почему?
Дети: Нет. Она пахнет маслом и неприятная на вкус.
Воспитатель: Да, действительно, такая вода не пригодна для питья. А что нужно сделать, чтобы она стала чистой?
Дети: Её нужно очистить от масла.
Воспитатель: А вы знаете, это можно сделать, но только с помощью фильтра.
Самый простой фильтр для очистки воды мы можем сделать с вами сами из обычной салфетки. Посмотрите, как я это сделаю (Воспитатель показывает как сделать фильтр. Затем, как его установить в баночку). А теперь попробуйте сделать фильтр самостоятельно.
Самостоятельная работа детей.
Воспитатель: У всех все правильно получилось, какие вы молодцы! Давайте попробуем, как работают наши фильтры. Мы очень осторожно, понемногу, будем лить масленую воду в баночку с фильтром.
Идет самостоятельная работа детей.
Воспитатель: Аккуратно уберите фильтр и посмотрите на воду. Какая она стала?
Дети: Вода стала чистой.
Воспитатель: Куда же делось масло?
Дети: Все масло осталось на фильтре.
Воспитатель: Мы с вами узнали самый простой способ очистки воды. Но с фильтрованной водой мы с вами сталкиваемся каждый день. Вода, которая попадает к нам, в наши квартиры через водопровод, тоже фильтрованная. Сначала воду берут из реки или из какого-нибудь подземного водохранилища. Затем она попадает на специальные водоочистительные станции, где с помощью сложных фильтров, непохожих на наши, воду очищают от песка, грязи, разных микробов. И только после этого вода уже попадает в водопровод.
Коллективная работа «Кому нужна вода?»
Воспитатель: Ребята, вода - одно из самых удивительных веществ на планете. Какие новые свойства воды вы узнали на сегодняшнем занятии.
Дети:
1. Вода это жидкость;
2. Вода не имеет собственной формы;
3. Вода может быть горячей;
4. Вода может растворять одни предметы и не растворять другие.
5. Воду можно очистить с помощью фильтра.
6. Вода не имеет вкуса
7. Вода бывает жидкая, твердая, газообразная