Наталья Бикметова
Конспект образовательной деятельности «Мальчик и девочка пляшут в музыкальном зале» в подготовительной группе
▼ Скачать + Заказать документы
СОДЕРЖАНИЕ
I. Пояснительная записка 3-4
II. Конспект специально организованной совместной образовательной деятельности взрослого и детей:
1) организационно-методическая информация; 5-8
2) примерный ход специально организованной совместной образовательной деятельности взрослого и детей;
9-14
3) дальнейшая разработка темы; 15
III. Список литературы 17
IV Приложения 18
I.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Публикация «Конспект образовательной деятельности „Мальчик и девочка пляшут в музыкальном зале“ в подготовительной группе» размещена в разделах
- Гендерное воспитание
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Мальчики и девочки. Конспекты занятий, НОД
- Музыка. Конспекты музыкальных занятий
- Подготовительная группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2021
Изобразительная деятельность в подготовительной группе имеет особо значение для подготовки детей к школе, осуществляющейся по всем направлениям: всестороннему воспитанию и образованию детей, психологической и предметной подготовке.
Занятия рисованием, способствуют решению ряда задач подготовки детей к школе. Специалисты выделяют несколько направлений, по которым осуществляется подготовка детей к школе: всестороннее развитие личности ребенка, его психологическая и специальная подготовка. Как подчеркивал известный психолог А. В. Запорожец, основу подготовленности к школе составляет всестороннее развитие ребенка (умственное, нравственное, трудовое, эстетическое и физическое, осуществляемое в детском саду. Психологическая подготовка заключается в том, что в детском саду учат заниматься, подчиняя свои действия задачам занятия; формируют умение целенаправленно действовать, слушать воспитателя, выполнять поставленные задачи, готовиться к занятию в соответствии с поставленными задачами, общаться друг с другом и со взрослыми.
Предметная подготовка детей к школе, осуществляемая в процессе изобразительной деятельности, заключается а том, что они овладевают разнообразными художественно – творческими деятельностями (изобразительной, музыкальной, художественно – речевой, приобретая знания о произведениях изобразительного, музыкального искусства, литературы.
В процессе изобразительной деятельности в детском саду осуществляется всестороннее воспитание и психологическая подготовка детей к школе. Но особое значение имеет эта деятельность для эстетического воспитания. Изобразительная деятельность – один из путей воспитания у детей чувства прекрасного; умение замечать красивое в явлениях природы, жизни общества, в произведениях искусства (в живописи, графике, скульптуре, произведениях декоративного искусства); формирования потребности отразить увиденное в рисунке, лепке.
В процессе изобразительной деятельности при условии ее оптимальной организации и эффективного осуществления у детей закладывается интерес к художественно – творческой деятельности, на основе которого впоследствии будет формироваться художественная культура человека.
Следует помнить, что решение задач всестороннего воспитания и развития детей в процессе изобразительной деятельности происходит не само по себе, стихийно, а при условии, что педагог будет постоянно помнить об этом и направлять свою деятельность на их решение.
Актуальность занятия.
Рисование, как деятельность, подводит детей к умению ориентироваться в пространстве. Занятия рисованием способствуют развитию чувства воображения. Стараясь как можно точнее передать фигуру, ребенок активно работает руками, а это, как известно, способствует развитию речи.
Наблюдая за воспитанниками своей группы, заметила, что они очень любят рисовать. Читая методическую литературу, выяснила, что рисование является одним из вдов деятельности, развивающей мелкую моторику рук и пальцев, воображение.
Техника рисования богата и разнообразна и при этом доступна любому человеку. Занятия рисованием даёт уникальную возможность фантазировать и передавать фантазию в рисунке. У каждого ребёнка появляется возможность создать свой удивительный мир.
Следовательно, с учётом методики художественно-эстетического развития, я использовала наглядно-дидактический материал: иллюстрации с изображением различных видов танцев. Занятие разработано в рамках раздела «Художественно-эстетическое развитие» образовательной программы МБДОУ №12, составленной на основе ФГОС ДО.
II.КОНСПЕКТ СПЕЦИАЛЬНО ОРГАНИЗОВАННОЙ СОВМЕСТНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВЗРОСЛОГО И ДЕТЕЙ
1). ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКАЯ ИНФОРМАЦИЯ
1. Тема образовательной деятельности «Мальчик и девочка пляшут в музыкальном зале»
2. Доминирующая образовательная область Художественно-эстетическое развитие: Побуждать детей создавать динамические выразитель-ные образы и коллективные сюжетные композиции, самостоятельно выбирая тему, материал, способы рисования, приёмы декорирования образа.
3. Виды деятельности детей Игровая (Сюрпризный момент – чтение стихотворения «Любим танцевать»; игровая ситуация - «Вспоминание танцев какие танцуют в музыкальном зале»).
Коммуникативная (Свободное общение по теме НОД)
Двигательная (Физ. минутка «Мои пальчики»).
4 Методы и приемы реализации содержания занятия
4.1 Общепедагогические методы и приемы
Методы формирования сознания:
- показ (показ воспитателя приемам рисования)
- разъяснение (работа по карточкам - схемам),
- беседа (обобщение опыта,
- Обращение к опыту детей (вспомнить какие использовали приемы при рисование человека в движении).
Методы организации деятельности, общения, опыта поведения:
- приучение (соблюдение правила общения и поведения в семье, с членами семьи,
- упражнение (называют слова в ед. ч. и мн. ч),
- косвенное требование (соблюдение правила общения и поведения в семье, с членами семьи,
- просьба: (дополнять рассказы товарищей).
Методы стимулирования и мотивации деятельности:
- наглядность(карточки – схемы; иллюстрации танцев в музыкальном зале мальчика и девочки
- проблемные (в случае необходимости)
- занимательные и игровые ситуации (физ. минутка, координации движений с речью «Какие виды танцев знают дети»).
- ситуации успеха(похвалить всех детей; самооценка детей - смайлики).
3.2 Методы и приемы, характерные для специфических видов деятельности Дидактические беседы, направленные на активизацию словарного запаса по теме «Мальчик и девочка пляшут в музыкальном зале»
Моделирование рисование по карточкам - схемам.
Культурные практики: умение вести беседу.
Словесные:уточняющие вопросы к детям;дозированная подсказка детям.
Наглядные:показ приемов рисования; использование иллюстраций к заданной теме; карточки – схемы (последовательность рисования)
5. Интеграция образовательных областей
Социально-коммуникативное: формирование элементарных культурно-гигиенических навыков (мыть руки после работы с цветными и простым карандашами, закрепить знания о природных явлениях (зиме, весне, лете); взаимодействие со взрослым и сверстниками в процессе коллектив-ной работы.
Познавательное развитие: получение информации о новых словах, их значении и способах использования в речи человека; закрепление представления о свойствах воды, снега.
Формирование элементарных математических навыков: закрепление знания геометрических фигур.
Художественно-эстетическое развитие: эстетическое восприятие наглядно-иллюстративного материала,выполнение движения подражания, согласно словам стихотворения.
Физическое развитие: выполнение двигательных заданий и упражнений.
6. Возрастная группа Подготовительный к школе возраст (6-7 лет)
7. Цель Побуждать детей создавать динамические выразительные образы и коллективные сюжетные композиции, самостоятельно выбирая тему, материал, способы рисования, приёмы декорирова-ния образа.
8. Задачи Планируемые результаты
8.1 Продолжать формировать умение детей рисовать фигуру девочки и мальчика в танце, правильно передавая формы, пропорции и строение
8.2 Продолжать формировать умение детей умение передавать в рисунке различие одежды девочки и мальчика; развивать воображение и творчество.
8.3 Учить, самостоятельно, определять замысел и сохранять его на протяжении всей работы;
8.4 Способствовать сотрудничеству детей при выполнении коллективных работ;
8.5 Развивать восприятие, внимание, память, воображение; .
8.6 Развивать в детях умение рисовать с применением наглядного моделирования и графических схем
8.7 Воспитывать художественно – эстетический вкус
8.8 Воспитывать любовь и уважительное отношение к окружающим, скромность, умение с благодарностью относиться к помощи и знакам внимания.
8.9 Возможные затруднения детей и способы их преодоления
Затруднения
Составление коллективной композиции по рисованию мальчика и девочки в движении Способы преодоления
Использование иллюстраций к танцам и карточек - схем (схема последовательности рисования фигуры человека)
9. Организация среды для проведения занятия (образовательной деятельности, Материал: карандаши цветные, альбомы, простые карандаши, иллюстрации.
10. Подготовка к образовательной деятельности на занятии в режимные моменты Рассматривание иллюстраций «Мальчик и девочка танцуют в музыкальном зале»
Познавательные беседы о видах танца, о движениях какие выполняют в танце.
Рисование на тему «Мальчик девочка танцуют в музыкальном зале».
Рассматривание карточек-схем, поясняющих последовательность рисовании фигуры человека.
2).ПРИМЕРНЫЙ ХОД СПЕЦИАЛЬНО ОРГАНИЗОВАННОЙ СОВМЕСТНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВЗРОСЛОГО И ДЕТЕЙ
I. Вводная часть
1.1 Введение в тему (На доске висят картинки в движении мальчика и девочки)
Здравствуйте, ребята! Я хочу прочитать стихотворение, которое называется «Очень любим танцевать»,послушайте его внимательно.
Мы веселые девчушки,
Пляшем танец «топотушки».
Ножками мы топаем
И в ладоши хлопаем!
В гости к нам пришли зверюшки,
Им покажем топотушки!
Сюрпризный момент.
1.2 Мотивация деятельности детей
Воспитатель: - О чём это стихотворение? Правильно, это стихотворение о девочках, которые пляшут танец «топотушки». Ребята, а вы любите танцевать? Давайте с вами покажем, какие движения мы выполняем во время танца. (Дети показывают танцевальные движения).
1.3 Целеполагание
Воспитатель: -А теперь обратите внимание на доску (дети стоят перед доской). Что изображено на этих картинках?
Ответы детей
Воспитатель: Почему вы решили, что девочка и мальчик пляшут. По каким движениям вы это определили?
Ответы детей
Воспитатель: - Ребята вы, наверное, догадались, что мы сегодня будем рисовать пляшущих девочки и мальчика. Но перед тем как приступить к работе, необходимо размять пальцы рук.
(Координация речи с движением.)
Пальчиковая гимнастика "Мои пальчики"
Вот все пальчики мои, (поворот кистей рук)
Их как хочешь, поверни –
И вот так, и вот так – (хлопок перед собой, лёгкий хлопок по столу, повторить повороты кистей рук)
Не обидятся никак! (Руки перед грудью, пальцы в замок. Руки вперёд, ладони вперёд)
Раз, два, три, четыре, пять, (круговые движения кистью, пальцы в замок)
Не сидится им опять. («моторчик», вращающие движения рук)
Постучали, (пальцы друг о друга)
Повертели, (поворот кистей рук)
И работать захотели, (встряхнув, движения кистью)
II. Основная часть:
2.1 Актуализация ранее приобретенных знаний
Воспитатель: А теперь садитесь на стульчики, для того, что-бы рисунок получился интересным, красивым мы с вами будем использовать карточки-помощники. Приложение 1.Карточки – схемы.
2.2 Добывание (сообщение и приятие) нового знания
Воспитатель предлагает детям рассмотреть модель-схему и вспомнить что она обозначает.
Посмотрите на мольберт. Ребята, нам эти карточки уже знакомы. Вспомним, что они обозначают. (карточки выставляются на мольберт).
Каждая схема обозначает в какой последовательности необходимо рисовать фигуру человека девочки и мальчика в движении:
1. Первая карточка-схема - как правильно рисовать голову человека
2. Вторая карточка-схема - как правильно рисовать туловище
3. Третья карточка-схема - как правильно руки в движении
4. Четвертая карточка-схема – как правильно рисовать ноги в движении
Воспитатель: Дети, мы с вами уже рисовали фигуру человека, и знаем как правильно передать в рисование движение человека. Сегодня вам необходимо выбрать сюжет из представленных вам иллюстраций и самостоятельно договориться кто какой рисунок хочет нарисовать.
Рассматривание иллюстраций мальчика и девочки танцующих в музыкальном зале.
- Какая одежда изображена у мальчика и девочки?
- Как оформлен зал?
Пояснить, что девочка одета в нарядное платье или юбочку, а мальчик в брюки и рубашку или в шорты и футболку.
- Как можно нарисовать такую одежду, какими цветами раскрасить? На какую геометрическую фигуру похожа голова? (шар)
2.3 Самостоятельная деятельность детей по закреплению нового знания Приложение 2.
Иллюстрации «Мальчика и девочки в танце в музыкальном зале».
III. Заключительная часть
3.1 Анализ и самоанализ деятельности детей
Воспитатель: Ну а теперь давайте пройдем и посмотрим какие вы молодцы! Как вы красиво нарисовали мальчика и девочку, пляшущих в музыкальном зале. Какие они нарядные и как красиво они танцуют.
Мне очень понравились ваши рисунки. Вы сумели передать в рисунке одежды девочки и мальчика и движение фигуры. Молодцы!
III. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Сакулина Н. П. ,Комарова Т. С. Мзобразительная деятельность в дет ском саду:Пособие для воспитателей. – 2-е изд., испр. И доп. - М. : Просвещение, 1982.-208 с., ил., 16 л. Вкл.
2. Комарова Т. С. Изобразительная деятельность в детском саду: Подготови-тельная к школе группа. – М. :МОЗАИКА-СИНТЕЗ,2016.-112.:цв. вкл.
3. Комарова Т. С. Развитие художественных способностей дошкольников. Монография. – М. :МОЗАИКА-СИНТЕЗ,2013.-144.:цв. вкл.