Маслова Ольга Леонидовна
Конспект образовательной деятельности «Храмы балахны»
▼ Скачать + Заказать документы
Цели:
1. Знакомить детей с православным храмом, его значением в жизни православных христиан;
2. Развивать интерес детей к знаниям о храмах, мотивацию к изучению православной культуры.
Задачи по образовательным областям :
«Социально-коммуникативное развитие» :
1. Продолжать знакомить с достопримечательностями родного города;
2. Прививать уважение, любовь к православным традициям своего народа;
3. Познакомить детей с православными традициями жизни как радостью жизни христиан, рассказать о храме, как о доме Божьем;
Публикация «Конспект образовательной деятельности „Храмы балахны“» размещена в разделах
4. Воспитывать ценностное отношение к духовному, историческому и культурному наследию, а также нравственные чувства любви к Родине, к семье.
«Познавательное развитие» :
1. Расширять знания детей о православных храмах и их внешнем виде.
«Художественно-эстетическое развитие» :
1. Продолжать знакомить детей с храмовой архитектурой;
2. Развивать умения воспринимать качества и свойства предметов окружающего мира, развивая различные органы чувств – зрение, слух, осязание;
3. Развивать эстетическое восприятие, способность передавать красоту храма при помощи песка.
«Речевое развитие» :
1. Совершенствовать диалогическую форму речи;
2. Обогащать словарный запас (купол, крест, храм, колокольня, звонница, подсвечник, свеча);
3. Помогать почувствовать красоту и выразительность языка произведения: прививать чуткость к поэтическому слову;
4. Закрепить умение выразительно наизусть читать стихи.
«Физическое развитие» :
1. Развивать физические способности при выполнении движений по тексту стихотворения.
Предварительная работа:
1. Знакомство с храмами родного города;
2. Экскурсия в Храм Рождества Христова;
3. Разучивание с детьми стихов по теме;
4. Выставка «Православные храмы», состоящая из фотоизображений храмов, с разной архитектурой;
5. Просмотр видеофильмом о Балахне;
6. Просмотр видеофильмов Храмы Балахны.
7. Посещение музея.
Оборудование и материалы:
1. Иллюстрации зданий родного города: многоэтажный дом, одноэтажный или частный дом, и храм.
2. Фотографии с изображением храмов родного города.
3. Видео материалы (Балахна, храмы Балахны).
4. Фонограммы (гимн Балахны, По дорожке в Божий храм, Мой храм –
О. Газманова).
5. Столы для рисования песком.
6. Материалы для мастер-класса (восковые пластины, фитильная нить, украшение – мелкие цветы, тонкая атласная лента).
Ход образовательной деятельности:
Воспитатель: Ребята, давайте поздороваемся с гостями.
Дети:
Здравствуйте, вместе мы скажем,
Счастья, любви вам, добра.
О Боге сегодня расскажем,
Пусть он хранит вас всегда.
Воспитатель: Ребята и уважаемые гости, сегодня у нас с вами будет необычное занятие, и я приглашаю вас на виртуальную экскурсию по нашему городу.
Звучит песня «Балахна».
Видео материал Любимый город Балахна.
На фланелеграфе выставляются иллюстрации с изображением разных зданий города Балахны : многоэтажный дом, одноэтажный или частный дом, здание общего назначения и храм.
Воспитатель: Ребята мы живем с вами в городе Балахна. Наш город - один из древнейших городов Нижегородского Поволжья. Балахна - родина Козьмы Минина, мы с вами знакомились с достопримечательностями нашего города, с памятниками градостроительства и архитектуры. Посмотрите на эти иллюстрации и скажите, как одним словом можно назвать все, что на них изображено?
Дети: Это здания.
Воспитатель: Посмотрите внимательно и назовите здание, которое явно внешне отличается от других.
Дети: Это храм.
Воспитатель: Чем же храм отличается от других зданий?
Дети: У храма есть купол и крест.
Воспитатель: Где вы видели храмы?
Дети: В нашем городе, на картинках, по телевизору.
Воспитатель: Какие вы знаете храмы нашего города?
Дети называют храмы и выставляют фотографии с их изображением. Называют, где они расположены.
Воспитатель: А сейчас послушайте стихотворение.
Дети:
Храм – это дом, посвященный Богу,
Храм – это общей молитвы зов.
Храм – это свечи, кресты, иконы…
Храм – это светлая песнь веков.
Этот дом – не просто дом
Он красивый и с крестом.
Золотые купола,
Звонкие колокола!
Помолиться в этот дом
Входят в трепете святом
По утрам и вечерам –
Это православный храм.
Воспитатель: Сегодня мы с вами поговорим о доме Божьем – Храме. (Рассказ воспитателя сопровождается показом слайдов). Что вы знаете про храм?
Дети: В храме можно молиться, там живет Бог.
Воспитатель: Как вы уже заметили, Храм Божий по своему внешнему виду отличается от прочих зданий. В храме пребывает особая благодать или милость Божия, которая подается нам через совершающих Богослужение – священников.
Давайте посмотрим на храмы с высоты, скажем с иллюминатора вертолета или самолета, (видео Храмы Балахны).
Что вы заметили, на что по форме похожи храмы?
Дети: Храмы по форме похожи на корабль или крест.
Воспитатель: Правильно. Потому, что крест напоминает нам о распятом Иисусе Христе, ибо Крестом Спаситель избавил нас от власти дьявола и служит самым главным символом христианства. А форма корабля, символизирует, что Церковь, подобно кораблю, как Ноев ковчег ведет нас по морю жизни к тихой пристани в Царстве Небесном. А направляет корабль сам Господь Иисус Христос.
На что еще похожи храмы?
Дети: Храмы бывают также похожи на звезду и на круг.
Воспитатель: Да, круг обозначает бесконечность и вечную жизнь с Богом, а звезда указывает нам, что как звезды помогают мореплавателям и путешественникам отыскивать верный путь, так и Церковь ведет людей путем Истины.
Ребята, а что возвышается над храмом?
Дети: Купол.
Воспитатель: Верно. Купол храма обозначает небо, Небесное Царство. Купол завершается главою. А что ставят на главу купола?
Дети: Крест.
Воспитатель: Почему на купол ставят крест?
Дети: Потому что в храме постоянно прославляют распятого на кресте Господа Иисуса Христа.
Воспитатель: Какого цвета бывают купола на храмах?
Дети: Золотого, голубого со звездами.
Воспитатель: Верно, золотой купол символизирует силу и славу Божию. Голубой обозначает небо, а золотые звезды – святых.
А что строится над входом в храм или рядом с храмом?
Дети: Колокольня.
Воспитатель: Вы правы. Над входом в храм, а иногда рядом с храмом, строится колокольня или звонница, т. е. башня, на которой висят колокола. Для чего они служат?
Дети: Для того, чтобы созывать верующих на молитву и для возвещения о важнейших частях совершаемой в храме службе.
Воспитатель: Послушайте стихотворение:
Колокольня – это башня,
Где звенят колокола,
Нас, зовя от дел домашних
На священные дела.
А сейчас мы отправляемся внутрь храма.
Звучи фонограмма «По дорожке в Божий храм»
Физкультминутка:
В храм иду, сегодня днём, (Дети шагают.)
У меня свиданье в нём.
Прямо за его порогом (Руки вперёд.)
Встречусь я не с кем-то – С Богом! (Руки поднять вверх.)
Нету службы? Не беда: (Руки в стороны, качают головой.)
В каждом храме Бог всегда! (Руки поднять вверх.)
Вот мы и в храме. В храме все устроено так, чтобы помогать людям молиться, пробуждать духовные, возвышенные чувства. Вы многие были в храме, что вы видели на стенах?
Дети: На стенах можно увидеть много икон.
Воспитатель: Кто изображен на иконах?
Дети: Иисус Христос, Божья Матерь, Ангелы, православные святые.
Воспитатель: А еще стены расписаны фресками с изображением библейских событий. Скажите, что ставят перед иконами в храме?
Дети: Подсвечники.
Воспитатель: Для чего это нужно?
Дети: Чтобы люди, пришедшие в храм, могли поставить и зажечь свечи.
Воспитатель: Верно! Свеча – это наша жертва Богу. Мы платим деньги, жертвуем их на нужды храма. Свечку мы зажигаем в храме и просим у Бога благополучия, здоровья себе и своим родственникам: маме, папе, бабушке, брату… или за тех, кто умер. Горящие свечи напоминают нам, что наши сердца должны светиться, гореть любовью к Богу, как пламя свечи.
Дети:
Как нарядно в нашем храме!
Всюду свечи – много, много.
Я шепчу на ушко маме:
«Мама, хорошо у Бога!
И я тоже так хочу
Поскорей зажечь свечу!
Я на цыпочки привстану
И сама ее поставлю.
Мастер-класс «Изготовление свечи».
Воспитатель: Ребята, а вы знаете, что, когда люди ходят в храм, то там нужно себя по-особенному вести.
Мальчик: Я знаю, как вести себя в храме мальчикам.
Прежде чем зайти в собор,
Головной сними убор,
Злые мысли отгони:
Не нужны тебе они…
Девочка: А я знаю, как вести себя в храме, девочкам.
Скромную надень одежду,
В брюках в храм идёт невежда,
Голову платком покрой
И тихонько в храме стой.
Воспитатель: В храм нужно входить с духовной радостью, со смирением и кротостью. Во время богослужения все должны стоять в безмолвии и без движения. Когда входишь в храм и видишь святые иконы, думай о том, что сам Господь и святые смотрят на тебя. Неприлично сидеть во время всей службы, за исключением случаев болезни и немощи. Нельзя в храме баловаться и бегать.
Воспитатель: А как нужно одеваться в храм.
Дети: Нарядно, чисто, красиво.
Воспитатель: Одетыми нужно быть просто, скромно и прилично, держаться чинно, но без изысканности. По заповеди апостола Павла, мужчины должны находиться в храме с непокрытыми головами, а женщины в знак скромности и целомудрия, - с головами покрытыми, одетыми в платья или юбки.
Воспитатель: Ребята, уважаемые гости, а теперь я бы хотела вам предложить самим изобразить храм. Но в этот раз мы его будет рисовать не красками и даже не пластилином, а при помощи песка: простого из реки. Вы хотите попробовать?
Ответы детей.
Воспитатель:
Что нужно для игры в песок?
А нужно, в сущности, так мало:
Любовь, желанье, доброта,
Чтоб вера в детство не пропала.
И вместе здесь подобно Богу
Мы создадим свой мир Чудес,
Пройдя познания дорогу.
Воспитатель:
Давайте, прежде чем приступить к рисованию песком разомнем наши пальчики.
Бог создал цветочки, (Складываем ладошки тыльными сторонами друг к
Травку, деревца, другу и показываем цветочки.)
Ягоды, грибочки, (Соединяем большой и указательный пальцы в
колечки – это ягодки, ставим ладошку на кулачок –
это грибок,
Речку в берегах. показывает волнообразными
движениями кистей воду – это река.)
А ещё создал Он (Сжимаем и разжимает поочередно кулачки.)
Много так плодов:
И арбузик алый, (Показываем большой круг.)
С хвостиком морковь, (Соединяем «домиком» ладошки.)
Яблоки и груши, (Имитируем сбор урожая с ветки.)
Дыню и чеснок. (Складываем ладошки в шарик, соединяем пальцы
между собой в замок.)
Чтоб могли мы кушать, (Гладим живот,
Подарил нам Бог! поднимаем руки вверх.)
Пусть ему несётся (Выполняем 4 хлопка.)
Слава и хвала
За его заботы, (Поочередно разворачиваем ладонью вверх руки.)
За его дела!
Воспитатель: Молодцы ребята, а сейчас подойдите к столам для рисования песком. Сейчас, мы с вами попробуем с помощью песка нарисовать храм.
(дети приглашают гостей для практической части, мастер-класс «Рисование песком»)
Рисовать мы будем снизу, вверх.
Начнём с основания храма.
Берём пригоршню песка и сыпем аккуратную полоску.
Затем возводим такие же аккуратные полоски вверх и полукруглыми линиями их закругляем.
Рисуем песком верхние линии и украшаем их куполами.
Затем с помощью песка высыпаем крест, заполните купола.
Не забудьте про порталы и полукруглые окна.
Воспитатель: Ребята, уважаемые гости, у вас все получилось. Расскажите, понравилось ли вам самим строить свой храм?
Ответы детей.
Воспитатель: Ребята, а теперь в кармашке фартука возьмите влажную салфетку и протрите руки. Присаживайтесь на свои места.
Воспитатель: Сегодня мы с вами совершили путешествие по разным храмам, попробовали сами построить храм, а также узнали много нового. Что вам наиболее запомнилось?
Ответы детей.
Воспитатель: Молодцы. А в заключении я бы хотела, чтобы вы прочитали стихотворение «Какой Бог?». Потому как, всё, о чем мы сегодня говорили было посвящено ему.
1-ый ребёнок
Интересен мне вопрос?
Был ли маленьким Христос?
Как учился Он ходить,
Что Он начал говорить?
2-ой ребёнок
И любил ли Он гулять?
И во что любил играть?
Был ли Он отцу послушен?
Музыку какую слушал?
3-ий ребёнок
Думаю, Он добрым был.
И в собрание ходил.
Дружелюбным быть старался,
И, конечно, он не дрался.
4-ый ребёнок
Младшим братьям помогал.
Иногда Он уставал.
Но капризным, злобным не был.
Он всегда смотрел на небо.
5-ый ребёнок
Он всегда молился Богу,
Только в нём искал подмогу.
Если б мог тогда я жить –
Так хотел бы с Ним дружить!
Все вместе:
Как желаю я, о Боже,
На Иисуса быть похожим!
Воспитатель: Я думаю, что многие из нас хотели бы быть такими, как рассказали нам сейчас ребята, а чтобы обращаться к Богу за советом, рассказать ему о своих мечтах и просьбах в молитве – нужно почаще заглядывать в дом, где живёт частичка души Господа. Ребята, как называется дом Бога?
Дети: Храм.
Используемая литература:
1. Программа А. В. Бородиной «Культура и творчество в детском саду».
2. Методическое пособие «Добрый мир. Православная культура для малышей»,
автор-составитель Шевченко Л. Л., раздел 3, стр. 51-52;
3.«Букварь для православных детей» Н. В. Давидова. Издательство: Свято –
Троицкой Сергеевой Лавры.
4.«Детям о православной вере» З. И. Зинченко. Издательство: Смирение.
5.«Первые шаги в храме» Издание Сретенского монастыря. Москва: 2005 г.
6.«Моя первая книга о православной вере. Пособие по Закону Божию».
Издательство: Сонет Русской Православной Церкви. Москва: 2007 г.
7.«Церковь Божия» Е. Королёва. Издательство: Смирение.
8.«Православный храм» О. В. Глаголева. Издательство: ЭКСМО: 2011 г.
9.«Первые шаги в православном храме» Издательство: СТСЛ. 2013 г.