Лучший педагог года

Конспект образовательной деятельности «Храмы балахны»

Маслова Ольга Леонидовна
Конспект образовательной деятельности «Храмы балахны»
▼ Скачать + Заказать документы

Цели:

1. Знакомить детей с православным храмом, его значением в жизни православных христиан;

2. Развивать интерес детей к знаниям о храмах, мотивацию к изучению православной культуры.

Задачи по образовательным областям :

«Социально-коммуникативное развитие» :

1. Продолжать знакомить с достопримечательностями родного города;

2. Прививать уважение, любовь к православным традициям своего народа;

3. Познакомить детей с православными традициями жизни как радостью жизни христиан, рассказать о храме, как о доме Божьем;

Публикация «Конспект образовательной деятельности „Храмы балахны“» размещена в разделах

4. Воспитывать ценностное отношение к духовному, историческому и культурному наследию, а также нравственные чувства любви к Родине, к семье.

«Познавательное развитие» :

1. Расширять знания детей о православных храмах и их внешнем виде.

«Художественно-эстетическое развитие» :

1. Продолжать знакомить детей с храмовой архитектурой;

2. Развивать умения воспринимать качества и свойства предметов окружающего мира, развивая различные органы чувств – зрение, слух, осязание;

3. Развивать эстетическое восприятие, способность передавать красоту храма при помощи песка.

«Речевое развитие» :

1. Совершенствовать диалогическую форму речи;

2. Обогащать словарный запас (купол, крест, храм, колокольня, звонница, подсвечник, свеча);

3. Помогать почувствовать красоту и выразительность языка произведения: прививать чуткость к поэтическому слову;

4. Закрепить умение выразительно наизусть читать стихи.

«Физическое развитие» :

1. Развивать физические способности при выполнении движений по тексту стихотворения.

Предварительная работа:

1. Знакомство с храмами родного города;

2. Экскурсия в Храм Рождества Христова;

3. Разучивание с детьми стихов по теме;

4. Выставка «Православные храмы», состоящая из фотоизображений храмов, с разной архитектурой;

5. Просмотр видеофильмом о Балахне;

6. Просмотр видеофильмов Храмы Балахны.

7. Посещение музея.

Оборудование и материалы:

1. Иллюстрации зданий родного города: многоэтажный дом, одноэтажный или частный дом, и храм.

2. Фотографии с изображением храмов родного города.

3. Видео материалы (Балахна, храмы Балахны).

4. Фонограммы (гимн Балахны, По дорожке в Божий храм, Мой храм –

О. Газманова).

5. Столы для рисования песком.

6. Материалы для мастер-класса (восковые пластины, фитильная нить, украшение – мелкие цветы, тонкая атласная лента).

Ход образовательной деятельности:

Воспитатель: Ребята, давайте поздороваемся с гостями.

Дети:

Здравствуйте, вместе мы скажем,

Счастья, любви вам, добра.

О Боге сегодня расскажем,

Пусть он хранит вас всегда.

Воспитатель: Ребята и уважаемые гости, сегодня у нас с вами будет необычное занятие, и я приглашаю вас на виртуальную экскурсию по нашему городу.

Звучит песня «Балахна».

Видео материал Любимый город Балахна.

На фланелеграфе выставляются иллюстрации с изображением разных зданий города Балахны : многоэтажный дом, одноэтажный или частный дом, здание общего назначения и храм.

Воспитатель: Ребята мы живем с вами в городе Балахна. Наш город - один из древнейших городов Нижегородского Поволжья. Балахна - родина Козьмы Минина, мы с вами знакомились с достопримечательностями нашего города, с памятниками градостроительства и архитектуры. Посмотрите на эти иллюстрации и скажите, как одним словом можно назвать все, что на них изображено?

Дети: Это здания.

Воспитатель: Посмотрите внимательно и назовите здание, которое явно внешне отличается от других.

Дети: Это храм.

Воспитатель: Чем же храм отличается от других зданий?

Дети: У храма есть купол и крест.

Воспитатель: Где вы видели храмы?

Дети: В нашем городе, на картинках, по телевизору.

Воспитатель: Какие вы знаете храмы нашего города?

Дети называют храмы и выставляют фотографии с их изображением. Называют, где они расположены.

Воспитатель: А сейчас послушайте стихотворение.

Дети:

Храм – это дом, посвященный Богу,

Храм – это общей молитвы зов.

Храм – это свечи, кресты, иконы…

Храм – это светлая песнь веков.

Этот дом – не просто дом

Он красивый и с крестом.

Золотые купола,

Звонкие колокола!

Помолиться в этот дом

Входят в трепете святом

По утрам и вечерам –

Это православный храм.

Воспитатель: Сегодня мы с вами поговорим о доме Божьем – Храме. (Рассказ воспитателя сопровождается показом слайдов). Что вы знаете про храм?

Дети: В храме можно молиться, там живет Бог.

Воспитатель: Как вы уже заметили, Храм Божий по своему внешнему виду отличается от прочих зданий. В храме пребывает особая благодать или милость Божия, которая подается нам через совершающих Богослужение – священников.

Давайте посмотрим на храмы с высоты, скажем с иллюминатора вертолета или самолета, (видео Храмы Балахны).

Что вы заметили, на что по форме похожи храмы?

Дети: Храмы по форме похожи на корабль или крест.

Воспитатель: Правильно. Потому, что крест напоминает нам о распятом Иисусе Христе, ибо Крестом Спаситель избавил нас от власти дьявола и служит самым главным символом христианства. А форма корабля, символизирует, что Церковь, подобно кораблю, как Ноев ковчег ведет нас по морю жизни к тихой пристани в Царстве Небесном. А направляет корабль сам Господь Иисус Христос.

На что еще похожи храмы?

Дети: Храмы бывают также похожи на звезду и на круг.

Воспитатель: Да, круг обозначает бесконечность и вечную жизнь с Богом, а звезда указывает нам, что как звезды помогают мореплавателям и путешественникам отыскивать верный путь, так и Церковь ведет людей путем Истины.

Ребята, а что возвышается над храмом?

Дети: Купол.

Воспитатель: Верно. Купол храма обозначает небо, Небесное Царство. Купол завершается главою. А что ставят на главу купола?

Дети: Крест.

Воспитатель: Почему на купол ставят крест?

Дети: Потому что в храме постоянно прославляют распятого на кресте Господа Иисуса Христа.

Воспитатель: Какого цвета бывают купола на храмах?

Дети: Золотого, голубого со звездами.

Воспитатель: Верно, золотой купол символизирует силу и славу Божию. Голубой обозначает небо, а золотые звезды – святых.

А что строится над входом в храм или рядом с храмом?

Дети: Колокольня.

Воспитатель: Вы правы. Над входом в храм, а иногда рядом с храмом, строится колокольня или звонница, т. е. башня, на которой висят колокола. Для чего они служат?

Дети: Для того, чтобы созывать верующих на молитву и для возвещения о важнейших частях совершаемой в храме службе.

Воспитатель: Послушайте стихотворение:

Колокольня – это башня,

Где звенят колокола,

Нас, зовя от дел домашних

На священные дела.

А сейчас мы отправляемся внутрь храма.

Звучи фонограмма «По дорожке в Божий храм»

Физкультминутка:

В храм иду, сегодня днём, (Дети шагают.)

У меня свиданье в нём.

Прямо за его порогом (Руки вперёд.)

Встречусь я не с кем-то – С Богом! (Руки поднять вверх.)

Нету службы? Не беда: (Руки в стороны, качают головой.)

В каждом храме Бог всегда! (Руки поднять вверх.)

Вот мы и в храме. В храме все устроено так, чтобы помогать людям молиться, пробуждать духовные, возвышенные чувства. Вы многие были в храме, что вы видели на стенах?

Дети: На стенах можно увидеть много икон.

Воспитатель: Кто изображен на иконах?

Дети: Иисус Христос, Божья Матерь, Ангелы, православные святые.

Воспитатель: А еще стены расписаны фресками с изображением библейских событий. Скажите, что ставят перед иконами в храме?

Дети: Подсвечники.

Воспитатель: Для чего это нужно?

Дети: Чтобы люди, пришедшие в храм, могли поставить и зажечь свечи.

Воспитатель: Верно! Свеча – это наша жертва Богу. Мы платим деньги, жертвуем их на нужды храма. Свечку мы зажигаем в храме и просим у Бога благополучия, здоровья себе и своим родственникам: маме, папе, бабушке, брату… или за тех, кто умер. Горящие свечи напоминают нам, что наши сердца должны светиться, гореть любовью к Богу, как пламя свечи.

Дети:

Как нарядно в нашем храме!

Всюду свечи – много, много.

Я шепчу на ушко маме:

«Мама, хорошо у Бога!

И я тоже так хочу

Поскорей зажечь свечу!

Я на цыпочки привстану

И сама ее поставлю.

Мастер-класс «Изготовление свечи».

Воспитатель: Ребята, а вы знаете, что, когда люди ходят в храм, то там нужно себя по-особенному вести.

Мальчик: Я знаю, как вести себя в храме мальчикам.

Прежде чем зайти в собор,

Головной сними убор,

Злые мысли отгони:

Не нужны тебе они…

Девочка: А я знаю, как вести себя в храме, девочкам.

Скромную надень одежду,

В брюках в храм идёт невежда,

Голову платком покрой

И тихонько в храме стой.

Воспитатель: В храм нужно входить с духовной радостью, со смирением и кротостью. Во время богослужения все должны стоять в безмолвии и без движения. Когда входишь в храм и видишь святые иконы, думай о том, что сам Господь и святые смотрят на тебя. Неприлично сидеть во время всей службы, за исключением случаев болезни и немощи. Нельзя в храме баловаться и бегать.

Воспитатель: А как нужно одеваться в храм.

Дети: Нарядно, чисто, красиво.

Воспитатель: Одетыми нужно быть просто, скромно и прилично, держаться чинно, но без изысканности. По заповеди апостола Павла, мужчины должны находиться в храме с непокрытыми головами, а женщины в знак скромности и целомудрия, - с головами покрытыми, одетыми в платья или юбки.

Воспитатель: Ребята, уважаемые гости, а теперь я бы хотела вам предложить самим изобразить храм. Но в этот раз мы его будет рисовать не красками и даже не пластилином, а при помощи песка: простого из реки. Вы хотите попробовать?

Ответы детей.

Воспитатель:

Что нужно для игры в песок?

А нужно, в сущности, так мало:

Любовь, желанье, доброта,

Чтоб вера в детство не пропала.

И вместе здесь подобно Богу

Мы создадим свой мир Чудес,

Пройдя познания дорогу.

Воспитатель:

Давайте, прежде чем приступить к рисованию песком разомнем наши пальчики.

Бог создал цветочки, (Складываем ладошки тыльными сторонами друг к

Травку, деревца, другу и показываем цветочки.)

Ягоды, грибочки, (Соединяем большой и указательный пальцы в

колечки – это ягодки, ставим ладошку на кулачок –

это грибок,

Речку в берегах. показывает волнообразными

движениями кистей воду – это река.)

А ещё создал Он (Сжимаем и разжимает поочередно кулачки.)

Много так плодов:

И арбузик алый, (Показываем большой круг.)

С хвостиком морковь, (Соединяем «домиком» ладошки.)

Яблоки и груши, (Имитируем сбор урожая с ветки.)

Дыню и чеснок. (Складываем ладошки в шарик, соединяем пальцы

между собой в замок.)

Чтоб могли мы кушать, (Гладим живот,

Подарил нам Бог! поднимаем руки вверх.)

Пусть ему несётся (Выполняем 4 хлопка.)

Слава и хвала

За его заботы, (Поочередно разворачиваем ладонью вверх руки.)

За его дела!

Воспитатель: Молодцы ребята, а сейчас подойдите к столам для рисования песком. Сейчас, мы с вами попробуем с помощью песка нарисовать храм.

(дети приглашают гостей для практической части, мастер-класс «Рисование песком»)

Рисовать мы будем снизу, вверх.

Начнём с основания храма.

Берём пригоршню песка и сыпем аккуратную полоску.

Затем возводим такие же аккуратные полоски вверх и полукруглыми линиями их закругляем.

Рисуем песком верхние линии и украшаем их куполами.

Затем с помощью песка высыпаем крест, заполните купола.

Не забудьте про порталы и полукруглые окна.

Воспитатель: Ребята, уважаемые гости, у вас все получилось. Расскажите, понравилось ли вам самим строить свой храм?

Ответы детей.

Воспитатель: Ребята, а теперь в кармашке фартука возьмите влажную салфетку и протрите руки. Присаживайтесь на свои места.

Воспитатель: Сегодня мы с вами совершили путешествие по разным храмам, попробовали сами построить храм, а также узнали много нового. Что вам наиболее запомнилось?

Ответы детей.

Воспитатель: Молодцы. А в заключении я бы хотела, чтобы вы прочитали стихотворение «Какой Бог?». Потому как, всё, о чем мы сегодня говорили было посвящено ему.

1-ый ребёнок

Интересен мне вопрос?

Был ли маленьким Христос?

Как учился Он ходить,

Что Он начал говорить?

2-ой ребёнок

И любил ли Он гулять?

И во что любил играть?

Был ли Он отцу послушен?

Музыку какую слушал?

3-ий ребёнок

Думаю, Он добрым был.

И в собрание ходил.

Дружелюбным быть старался,

И, конечно, он не дрался.

4-ый ребёнок

Младшим братьям помогал.

Иногда Он уставал.

Но капризным, злобным не был.

Он всегда смотрел на небо.

5-ый ребёнок

Он всегда молился Богу,

Только в нём искал подмогу.

Если б мог тогда я жить –

Так хотел бы с Ним дружить!

Все вместе:

Как желаю я, о Боже,

На Иисуса быть похожим!

Воспитатель: Я думаю, что многие из нас хотели бы быть такими, как рассказали нам сейчас ребята, а чтобы обращаться к Богу за советом, рассказать ему о своих мечтах и просьбах в молитве – нужно почаще заглядывать в дом, где живёт частичка души Господа. Ребята, как называется дом Бога?

Дети: Храм.

Используемая литература:

1. Программа А. В. Бородиной «Культура и творчество в детском саду».

2. Методическое пособие «Добрый мир. Православная культура для малышей»,

автор-составитель Шевченко Л. Л., раздел 3, стр. 51-52;

3.«Букварь для православных детей» Н. В. Давидова. Издательство: Свято –

Троицкой Сергеевой Лавры.

4.«Детям о православной вере» З. И. Зинченко. Издательство: Смирение.

5.«Первые шаги в храме» Издание Сретенского монастыря. Москва: 2005 г.

6.«Моя первая книга о православной вере. Пособие по Закону Божию».

Издательство: Сонет Русской Православной Церкви. Москва: 2007 г.

7.«Церковь Божия» Е. Королёва. Издательство: Смирение.

8.«Православный храм» О. В. Глаголева. Издательство: ЭКСМО: 2011 г.

9.«Первые шаги в православном храме» Издательство: СТСЛ. 2013 г.

Публикации по теме:

Конспект занятия «Уникальные храмы города Курска» Конспект занятия «Уникальные храмы города Курска» Воспитатель Петрухина Е. В. Цель: познакомить дошкольников с уникальными Храмами города.

Конспект образовательной деятельности «Забавы вокруг печи» по образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» МБДОУ «Детский сад комбинированного вида № 108» г. Иваново Воспитатели: Трунина Наталья Александровна Туманова Татьяна Леонидовна «ЗАБАВЫ.

Фоторепортаж «Открытия выходного дня. Храмы Псковской области»Фоторепортаж «Открытия выходного дня. Храмы Псковской области» Апрель. Нынче скоро сошли снега. Земля, освободившись от зимы, быстро просохла. Дни стали заметно длиннее, и желание путешествовать вновь.

Конспект образовательной деятельности «Загадки звёздного неба» в образовательной области «Познавательное развитие» Конспект образовательной деятельности (образовательная область «Познавательное развитие») «Загадки звёздного неба» Автор – воспитатель Евстифеева.

Конспект образовательной деятельности по образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» по теме «Семья» Дети проходят в группу, видят на мольберте ватман с изображением большого дома, садятся полу кругом перед мольбертом. Воспитатель: Посмотрите,.

Конспект организованной образовательной деятельности по образовательной области «Познавательное развитие» на тему «Профессии» КОНСПЕКТ Программное содержание: Образовательные задачи: -расширять представления детей о труде взрослых, о значении их труда для общества;.

Конспект основной образовательной деятельности для детей старшей группы с элементами театрализованной деятельности Конспект основной образовательной деятельности для детей старшей группы с элементами театрализованной деятельности ТЕМА: «Путешествие к.

Конспект совместной образовательной деятельности с детьми 1 младшей группы по поисково-познавательной деятельности КОНСПЕКТ совместной образовательной деятельности с детьми 1 младшей группы оздоровительной направленности по поисково-познавательной деятельности.

План-конспект организованной образовательной деятельности по образовательной области «Познание» с детьми средней группы Тема «Вода и ее свойства» Программное содержание: Совершенствовать знания детей о значении воды в жизни человека, обучать детей навыкам.

Презентация «Храмы и церкви Саткинского района» Хочу познакомить Вас и ваших деток с храмами и церквями Саткинского района. Такую тему проекта я взяла в рамках регионального компонента.

Автор публикации:
Конспект образовательной деятельности «Храмы балахны»
Опубликовано: 3 июля 2019 в 10:12
+11Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект образовательной деятельности «Храмы балахны»» (включая файлы) размещена пользователем Маслова Ольга Леонидовна в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!

23 ноября. День рождения Н. Носова. Передвижка о писателе

 23 ноября исполняется 115 лет со дня рождения известного детского прозаика, драматурга и киносценариста Николая Николаевича Носова. Книги этого писателя знакомы всем в нашей стране,...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД