Олеся Смирнова
Конспект образовательной деятельности для среднего возраста «Петрушкин оркестр»
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад №176 города Тюмени
Конспект образовательной деятельности
"Петрушкин оркестр"
Смирнова Олеся Николаевна
МАДОУ д/с №176 города Тюмени
"Петрушкин оркестр"
Конспект образовательной деятельности для детей средней группы детского сада
Публикация «Конспект образовательной деятельности для среднего возраста „Петрушкин оркестр“» размещена в разделах
Задачи:
Образовательная область «Речевое развитие» :
1) Продолжать совершенствовать речь, как средство общения
Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие» :
2) Воспитывать эмоциональную отзывчивость
3) Продолжать развивать свободное общение со взрослыми и детьми
Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие» :
4) Упражнять в коллективном музицировании
5) Продолжать формирование навыков элементарной игры на музыкальных инструментах
6) Побуждать к самостоятельным импровизациям на музыкальном инструменте
7) Продолжать приобщение к музыкальному искусству
Подготовительная работа:
- Познакомить с детскими музыкальными инструментами: маракас, деревянные ложки, бубенчик
- Познакомить с различными приемами звукоизвлечения
- Дать представление о таких понятиях, как "музыкант", "оркестр", "дирижер"
- Познакомить с игрой "Ритмическое эхо"
- Познакомить с игрой "Дирижер"
Музыкальный руководитель в костюме Петрушки за ширмой управляет куклой би-ба-бо Петрушка.
Звучит русская народная мелодия – дети входят в зал.
Петрушка – (грустно) Здравствуйте, ребята… Как хорошо, что вы пришли. Мне сегодня так грустно, что я сижу здесь и болтаю ногой… А что вы делаете, когда вам грустно?
• Размышления детей
Речевое упражнение «Ассоциация по контрасту» :
Петрушка – Я - игрушка, а вы?
• Рассуждения детей
Петрушка – Я маленький, а вы?
• Рассуждения детей
Петрушка – Вот я грустный, а вы?
• Рассуждения детей
Петрушка – Вот я и грущу! Мне бы стать настоящим, таким, как вы! Я бы стал очень веселым! Но как же это сделать? Ребята, как мне стать большим?
• Рассуждения детей
Петрушка - А, может, вы сыграете мне на музыкальных инструментах так задорно, чтоб я от смеха подрос, а?
• Дети размышляют
Петрушка - Ой, кто-то из вас сейчас хлопнул в ладоши, и я почувствовал, что чуть-чуть подрос! Хлопните-ка еще разок! А ну-ка, топните! Еще разок! Ой, чувствую, что расту, только очень медленно! Давайте-ка поиграем! Повторяйте!
Музицирование "звучащими" жестами:
Ручками похлопаем, хлоп, хлоп, хлоп,
Ножками потопаем, топ, топ, топ,
Шлепнем по коленочкам, шлеп, шлеп, шлеп
Прыгнем, словно белочки, оп, оп, оп!
Петрушка напевает стишок на импровизированный мотив в первый раз медленно, дети повторяют, выполняя движения по тексту. Затем, вместе с детьми два раза повторяет, ускоряя темп.
Петрушка – (исчезая за ширмой) – Ой, расту, расту!
Петрушка – (появляется музыкальный руководитель, выходит из-за ширмы) – Ой, ой, ой! Ребята, смотрите, я вырос! Что же вы такое сделали?
• Рефлексия от детей
Петрушка – Спасибо вам, ребята! Вы замечательные! Теперь я настоящий и большой! Но я же не просто так стал большим! У меня есть мечта – сыграть с настоящим оркестром! Ребята, что нужно сделать, чтобы получился оркестр?
• Рассуждения детей
Петрушка – Где же нам взять для оркестра инструменты? Нашли? Несите! Ой, какие интересные! Я и не знаю, как с ними обращаться, опять не до веселья! Расскажите мне сами о них. Разбирайте скорей и садитесь на ковер так, чтобы получилось солнышко. На что еще похоже солнышко?
• Предположения детей
Петрушка – Вот теперь мы с вами превратились в музыкантов! Что мы для этого сделали?
• Рассуждения детей
Упражнение «Тембровая и ритмическая импровизация» :
Петрушка – (Показывает деревянную коробочку и тон-блок) – Ребята, у кого такой инструмент? Как же на нем играть? На что похоже звучание этого инструмента?
Демонстрация игры на инструменте
Петрушка – Превосходно! Мне очень нравится! А вот этим (показывает на ложки) – кашу едят! Правильно?
• Рассуждения детей
Петрушка – Я так и думал! Как же тогда на них играют? Сыграйте так, как будто вы убегаете от кого-то! Как в догонялках!
• Демонстрация игры на инструменте
Петрушка - Ух ты! Как же играть на этих инструментах? ( Показывает два вида бубенчиков: на ручке и в виде браслета)
• Демонстрация игры на инструменте, рассуждения детей о различии во внешнем виде одного и того же инструмента
Петрушка – Ой, как интересно! Сыграйте очень громко. А теперь тихо-тихо. А теперь очень весело!
• Рассуждения детей и демонстрация импровизаций
Петрушка – Стало уже намного веселее! Давайте мы отправимся гулять и друг друга забавлять! Будем кого то из вас по имени называть, вот я и познакомлюсь с вами! А почему мы с вами называемся музыкантами сейчас?
• Рефлексия от детей
Игра «Ритмическое эхо» :
Петрушка – (напевает под русскую народную мелодию)
Мы отправимся гулять
И друг друга забавлять
А когда скажу я «Стоп!»
Позовем тебя, дружок!
Под музыку дети свободно гуляют по залу, на команде «Стоп!» – повторяют за Петрушкой на музыкальных инструментах ритмические фразы – имя того, на кого указал Петрушка. Каждый раз, называя кого-то по имени ударяем в инструменты столько раз, сколько слогов в имени, а голос каждый раз изменяем, подражая животным или меняя настроение.
Петрушка – Как дружно и весело мы сейчас играли на музыкальных инструментах, прямо как настоящий Ор! Ой забыл…ор, не помню, помогите, ребята! Не помню, как надо назвать нас всех музыкантов?
• Предположения детей
Петрушка – Как -как – Оркестр? Точно! Вы меня удивляете своими знаниями! Ребята, а вот мне говорили, что в оркестре должен быть дирижер! Иди, говорят, и научись дирижировать! А кто же это - дирижер?
• Рассуждения детей
Петрушка –У меня есть один дружок – вот он-то и есть дирижер! Смотрите! (берет игрушку) Его зовут Тимоша! Когда он пляшет – все инструменты играют, а когда прячется – затихают. Поиграем с Тимошей?
Игра-импровизация «Дирижер» :
В руках у музыкального руководителя – кукла-дирижер. Кукла прячется – инструменты не играют. Затем ведущий начинает манипулировать ею («дирижер» выглядывает, прячется; быстро, резко, медленно и т. д., а дети, соответственно этим движениям, в свободной форме играют на музыкальных инструментах.
Петрушка – Как с вами интересно! Я так рад, что научился дирижировать и встретил вас – настоящих музыкантов! Давайте сыграем в оркестре! Я так давно мечтал о своем оркестре! Можно я буду дирижером! Вы мне поможете? Как же вы будете помогать дирижеру?
• Уточнение знаний детей о жестах дирижера
Петрушка – Вы такие умнички!
Дети исполняют оркестровую композицию под русскую народную мелодию
После исполнения – инструменты кладут на место.
Петрушка – Спасибо вам, ребята! Вы мне так помогли! У меня теперь замечательное настроение! А у вас какое настроение?
• Рассуждения детей
Петрушка – Я благодарю вас и дарю вам вот эти воздушные шарики!
Петрушка – Мне пора прощаться с вами!
Свободная беседа с Петрушкой. Рефлексия. Прощание.