Коротеева Юлия
Конспект образовательной деятельности по экспериментированию детей 3–4 «Волшебница вода»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект образовательной деятельности детей 3-4 лет
познавательному развитию (экспериментирование)
«Волшебница вода»
Коротеева Юлия Викторовна,
воспитатель филиала поселка Маяк «Маячок» муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения Платоновского детского сада Рассказовского муниципального округа Тамбовской области
Публикация «Конспект образовательной деятельности по экспериментированию детей 3–4 „Волшебница вода“» размещена в разделах
- Вода. Все материалы по теме воды
- Вода. Опыты и эксперименты с водой
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
Цель: развитие познавательной активности детей в процессе знакомства со свойствами и состояниями воды в окружающей среде
Задачи:
образовательные :
-формировать представление о свойствах и состоянии воды (лед, снег, жидкость,
-создать целостное представление о воде как о природном явлении,
-дать понять о значимости воды в жизни человека, в природе,
- правилах обращения с водой в быту и в природе;
развивающие:
- развивать мыслительную активность, диалогическую речь, творческое воображение, умение самостоятельно делать выводы,
-обогащать и активизировать словарь;
воспитательные:
-воспитывать бережное отношение к воде, природе, интерес к окружающему миру, умение работать в коллективе, сообща.
Словарная работа:
прозрачная, светлая, превращается, разноцветная, жидкость, бесцветная, безвкусная, опыт, растворитель.
Методические приё мы: сюрпризный момент (появление капельки и превращение детей в капельки); практические: (опыты с водой, снегом, льдом); наглядные: рассматривание предметных картинок живых и неживых предметов, презентации «О воде детям», словесные: беседа, вопросы поискового характера.
Оборудование:
пластиковые стаканчики по количеству детей, одноразовые трубочки по количеству детей, вода, молоко, сахар, соль, ложка, снег, лед, гуашь разных цветов; шапочки капельки по количеству детей, магнитофон с записью голоса капельки, звуков воды, голубая ткань.
Предварительная работа:
1. Чтение художественной литературы (потешки, загадки о воде, рассказ М. Пришвина «Живая вода».
2. Разучивание стихотворения «Мы привыкли, что вода- наша спутница всегда»).
3. Наблюдения за водой в быту и в природе, за облаками, дождем, снегом.
4. Беседы на темы: «Где можно встретить воду», «Кто живёт в воде»;
5. Прослушивание музыкальных произведений: А. Филиппенко «Дождик», А. Александрова «Дождик накрапывает».
Ход образовательной деятельности:
1. Организационный момент.
Звучит аудиозапись «Звуки воды».
Воспитатель: - Ребята, у меня для вас есть сюрприз (показывает пузырек с водой). Давайте посмотрим, что здесь внутри. Закройте глазки, а руки вытяните вперед ладошками вверх (воспитатель проходит и капает каждому ребенку капельку воды из пипетки).
Воспитатель: - Что у вас на ладошках? (Капелька воды). Правильно, это капелька, сегодня она пришла к нам в гости.
Голос капельки из аудиозаписи:
Я водяная Капелька,
Я очень всем нужна,
Покапаю, покапаю,
Получится вода.
Воспитатель: - Кому же нужна вода? Давайте из этих картинок выберем тех, кому нужна вода и разложим их на нашей водичке. (Дети перечисляют, кому нужна вода, выбирают из предложенных картинок, с изображением живых и неживых предметов.)
Подводим итог: вода необходима всему живому. Без воды не было бы жизни на земле.
Воспитатель: - Мы услышали, как шумит вода, давайте вместе с водичкой споем её песенку «Ш-Ш-Ш». (Дети повторяют «ш-ш-ш»).
Голос капельки из аудиозаписи:
-Ребята, а вы хотите стать капельками и отправиться со мной в Царство воды? - Повторяйте за мной:
Глазки ручками закрыли,
Тихо-тихо повторили:
Без меня не будет моря, океана и реки,
Даже лужицы, в которой бултыхаются Щенки.
Раз, два, три…Стали капельками мы.
(присели, воспитатель одевает на голову шапочки капелек).
Воспитатель: - Капелька пригласила нас в Царство воды, чтобы мы узнали, какая вода, как она и где живет.
2 Познавательно-исследовательская деятельность.
Опыт № 1 «Вода – жидкость»
Дать детям два стаканчика: один – с водой, другой – пустой. Предложить аккуратно перелить воду из одного в другой.
Воспитатель: - Что происходит с водой?
Воспитатель: - Почему она льётся? Вода льётся, потому что она жидкая. Итак, какая вода? (Жидкая). Поскольку вода жидкая, ее можно наливать, переливать, её называют жидкостью.
Опыт №2 «У воды нет вкуса».
Воспитатель предлагает детям взять соломинку и попробовать воду.
Воспитатель: - Дети, скажите, есть ли у воды вкус? Правильно у чистой воды нет вкуса. Но когда человек сильно хочет пить, то с удовольствием пьёт воду и, чтобы выразить своё удовольствие, говорит: «Какая вкусная вода!»
Воспитатель: - Что будет, если мы в воду добавим соль? Какая станет вода? А если мы в воду добавим лимон? А если мы в воду добавим сахар? Давайте проверим. Положите в воду ложку сахарного песка. Размешайте и попробуйте, какая вода на вкус?
Опыт № 3 «Вода прозрачная».
Перед детьми два стаканчика: один – с водой, другой – с молоком. В оба стаканчика положены ложки.
Воспитатель: - В каком стаканчике видна ложка? Правильно, в стаканчике с водой. Как вы думаете, почему в этом стаканчике видна ложка?
Воспитатель: - Дорогие капельки, предлагаю вам подумать, что было бы, если бы речная вода была непрозрачной? Как в сказках: молочная река с кисельными берегами. Могли бы рыбы и другие животные жить в таких молочных реках?
Воспитатель: - Как вы думаете, почему? Непрозрачная вода не пропускает солнечные лучи, а без этого в реках не могут жить растения. А если не будет растений – не будет рыб и животных, потому что многие животные питаются растениями. Всему живому необходима прозрачная, чистая вода. Это говорит о том, что водоёмы загрязнять нельзя. Даже самый белый чистый снег грязнее водопроводной воды. Это талая вода, не пригодная к питью человеку. Талой водой хорошо поливать растения, её можно давать животным.
Опыт № 4: «Вода – растворитель»
На столе разноцветные краски, кисти, стаканы с водой.
Воспитатель: - Теперь сами попробуйте растворить краски в воде. Что произошло с водой? (Ответы детей). Какую краску растворяли, такой цвет и получился. Значит вода растворитель.
Опыт № 5: «Вода холодная, тёплая, горячая»
На столе три чайника, в них вода разной температуры, пустые ёмкости.
Воспитатель: - Предлагает детям протянуть руки, поливает на руки поочередно из двух чайников и вместе с детьми определяет температуру воды. Вода бывает холодная, тёплая. А из этого чайника (третьего) я вам на руки поливать не буду. Потрогайте чайник пальчиками, только делайте это осторожно. Какой чайник?
Воспитатель: - Какая в нем вода? (Горячая). Как вы думаете, можно ли трогать руками горячую воду? Почему?
Воспитатель: - Правильно, дети. Так какая может быть вода? (ответы детей).
Опыт № 6 «Какие предметы тонут в воде, а какие-нет»
Опускать в надувной бассейн предметы из разных материалов: деревянный кубик, металлическая ложка, стеклянный и пластмассовый шарики, шишки, камешки.
Воспитатель: Дети, что тонет сразу, что нет. Почему?
Вывод: тонет то, что тяжелее.
Воспитатель: - Волшебные капельки, для вас у меня есть еще один сюрприз. (Показывает поднос со снегом)
Воспитатель: – Что это? (снег, но мне кажется, что здесь не только снег, но еще и …вода. Почему? А если мы нальем воду и поставим ее в холодильник, то она замерзнет и будет лед.
Давайте сделаем вывод: Воспитатель: - Уважаемые капельки, проделав наши опыты, мы с вами узнали много интересного о таком простом веществе, как вода. Какая бывает вода? Правильно, вода жидкая, не имеет вкуса и запаха, имеет вес, вода прозрачная, может растворять некоторые вещества, бывает холодной, теплой, горячей.
Воспитатель: давайте для нашей гостьи капельки прочитаем стихотворение.
Дети читают стихотворение:
Мы привыкли, что вода –
Наша спутница всегда!
Без неё нам не умыться,
Не наесться, не напиться.
Смею вам я доложить
Без воды нам не прожить!
Воспитатель: - Наша гостья капелька приготовила для вас подарок - мультфильм «Волшебница вода». (Просмотр презентации «Волшебница вода»)