Любовь Звягина
Конспект образовательной деятельности «Что такое этикет?»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Познакомить детей с понятием этикет. Формировать представление об этических нормах и ценностях принятых в обществе.
Задачи:
Образовательные :
Уточнить и систематизировать знания детей о правилах этикета : внешний вид, доброжелательное поведение, хорошие манеры.
Совершенствовать культуру диалогической речи: выслушивать собеседника, отвечать на вопросы
Развивающие:
Раскрывать тему ОД через использование предметно – пространственной среды в группе.
Развивать логическое мышление: умение анализировать ситуации, делать обобщения.
Публикация «Конспект образовательной деятельности „Что такое этикет?“» размещена в разделах
Способствовать развитию внимания, памяти, воображения.
Воспитательные:
Воспитывать у детей доброжелательность, сопереживание, дружеское отношение друг к другу.
Материал: сундучок, 3 разрезанные картинки, 3 подноса, 3 стрелки, 3 книги, элементы ромашки, телефон, камера
Предварительная работа: Беседы по книге Е. Черенковой. «Уроки этикета и вежливости». Чтение худ. лит-ры: В. Катаев. «Цветик-семицветик»; В. Осеева. «Волшебное слово»; С. Маршак «Жадина». Просмотр мультфильмов; Уроки бабушки Совы».
Ход образовательной деятельности:
(Дети заходят, здороваются с гостями)
Воспитатель: Ребята, я пригласила сегодня к нам гостей. Давайте подарим им свои улыбки, а так же улыбнёмся друг другу, что бы у нас было хорошее настроение.
Воспитатель: Вот мы и подарили друг другу хорошее настроение. Мне так приятно было видеть, как вы улыбаетесь.
(Дети стоят около воспитателя)
Воспитатель: Ребята, вы знаете, сегодня, когда я пришла на работу, у нас в группе стоял вот этот сундучок. Я не стала без вас его открывать, ведь мы же одна семья, и должны делать всё вместе. Я подумала, что вам тоже будет интересно узнать, что там лежит. Я этого тоже не знаю. Как вы думаете, что там может быть и от куда вообще он взялся? (Ответы детей – предположения)
Воспитатель: Ой, смотрите, мне на телефон пришло сообщение. Внимательно слушаем.
Голосовое сообщение – Дорогие ребята! Меня зовут Буратино. Я знаю, что только вы можете мне помочь ответить на один вопрос. Куда бы я не пришё л меня спрашивают: «Ты знаешь, что такое этикет? Ты его соблюдаешь» Не могу понять, почему мне задают такой вопрос?. И что означает слово – ЭТИКЕТ? Я к вам приходил в гости, но было очень рано и вас не было в детском саду. Мне подарили этот красивый сундучок. В нём лежит отгадка на мои вопросы, но открыть я его не могу, поэтому принёс его вам. Что бы его открыть, нужно выполнить задания. А этого я сделать не могу. Где лежит стрелочка, там и задание. Помогите мне.
Воспитатель: Ребята, давайте сядем на стульчики и подумаем, как нам помочь Буратино. Его все спрашивают, что такое Этикет? Как вы думаете, что это такое? (Ответы детей)
- А почему Буратино об этом все спрашивают? (Ответы детей)
- А хотите узнать?
Нам нужно найти ответы на эти вопросы.
И так выполняем задание, ищем стрелочки. По 2 человека выполняете задание у каждой стрелочки. Смотрим, что вы увидите необычного в этом центре. На подносе собираем картинки и приносим их на стол.
Воспитатель: Одна стрелочка в Центре «Дидактические игры». Туда пойдёт Дыкина София и Курбатов Кирилл.
Вторая стрелочка в Центре «Книги» – туда пойдёт Прилепина София и Монакова Катя.
Третья стрелочка в Центре «Дочки – матери» – туда пойдёт Шахова Соня и Прилепина Диана.
(Дети собирают картинку)
Воспитатель: Ребята, несите картинки сюда на стол. Садитесь на стульчики.
- Что вы увидели в своём центре? О чём картина, которую вы собрали? ( Ответы детей от каждого центра: обращение с книгой, поведение в транспорте, разбросанные игрушки.
Беседа по картинам)
Воспитатель: А изменений в ваших центрах никаких не было. (Да были, игрушки стояли не на своих местах)
- Ребята, но у нас всегда там вроде бы порядок, вы убираете за собой. Что там могло произойти, кто это мог сделать? (Ответы детей)
- Может к нам кто то приходил? (Ответы детей)
- И так задания Буратино мы выполнили. Попробуем открыть сундучок, увидим, что там за отгадка. Мы с вами знаем физкульт – зарядку
(Дети проговаривают слова и выполняют движения)
Буратино потянулся
Раз - нагнулся
Два – нагнулся
Руки в стороны развёл.
Только ключик не нашёл.
Нужно на носочки встать,
Что бы ключики достать.
(Дети подходят и садятся вокруг стола)
Воспитатель: И так открываем наш сундучок.
(Воспитатель достаёт книгу «Правила поведения – этикет»).
- Ребята, это что? (Книга)
- А вам она знакома? (Да)
- Правильно, у нас то же есть такая книга.
- А про что эта книга? (Ответы детей)
(Воспитатель открывает книгу и читает)
Воспитатель: Открываем книгу и читаем:
Что такое «этикет»?
Мы сейчас дадим ответ.
Это правила такие,
Надо знать их с малых лет!
Что сказать, когда войти,
Как в гостях себя вести,
Что с волшебными словами
Делать дома и в пути.
Если вежливыми стать
И воспитанными быть,
То всегда и всюду будут,
Уважать вас и любить!
Воспитатель: А в нашей группе можно узнать про какие - нибудь правила? (Ответы детей)
- А где их можно увидеть? (Дети показывают)
- А о чём эти правила? ( Ответы детей: как нужно вести себя в группе, и ещё как нужно вести себя за столом)
Воспитатель: Где бы человек не находился он должен соблюдать определённые правила, то есть этикет. Значит ЭТИКЕТ – это что такое? (ПРАВИЛА ВЕЖЛИВОСТИ и КУЛЬТУРЫ ПОВЕДЕНИЯ).
Воспитатель: Ребята, правил очень много. Давайте мы с вами некоторые правила скажем перед камерой, что бы отправить Буратино. Мы с вами соберём сейчас красивую ромашку из правил. Берём 1 лепесток – называем где нужно соблюдать правила и говорим какие. Вы не против если я начну первая? Подумайте и скажите, где необходимо соблюдать правила поведения, но хочу вам напомнить, что нельзя перебивать друг друга и говорить надо по одному, это то же правило этикета.
(Цветок-ромашка, дети называют где нужно соблюдать и какие правила. : в детском саду, в театре, на улице, в транспорте, в гостях, в больнице, в магазине, в библиотеке. Возвращаются на стульчики)
Воспитатель: Молодцы, ребята. Смотрите, какой красивый цветок этикета у нас получился. Правильно. Этикет, как порядок поведения создан людьми для приятного общения, для проявления своим поведением уважения и любви к окружающим людям. Всему этому нужно учиться каждый день, тогда вы, действительно, вырастите культурными и воспитанными людьми.
- Ребята, а вы не видели вот здесь моих книг? Где же они? А вот, наверное Буратино положил их без спроса в ваши книги. А вы знаете, что это за книги? А я знаю. Вы хотите узнать? (Да)
- Это книги про этикет, только для взрослых. Я хочу, что бы их почитали ваши мамы, а куда мы их поставим, подскажите? (В раздевалку)
Спасибо, ребята, у нас же там проходит акция «Читай, меняйся». Потом мы их туда и поставим.
- А в ходе этой акции вы какие правила этикета должны соблюдать? (Ответы детей)
- Вот мы и ответили на первый вопрос Буратино – что Этикет это- (Ответы детей)
- А теперь давайте ответим на вопрос – Почему у Буратино все спрашивали выполняет ли он этикет? (Он плохо себя ведёт)
- Как вы думаете как он ведёт себя в общественных местах. Вот он пришёл к нам в гости – какой этикет он не соблюдал? (Пришёл в гости без приглашения и предупреждения, без спроса играл в игрушки, разбросал их)
Воспитатель: Ой, ребята, смотрите, а здесь ещё какие то вопросы.
ВОПРОСЫ:
-Ты съел конфету и у тебя остался фантик?
- Как ты поступишь, если мимо тебя проходит женщина с коляской, в которой спит малыш?
-Если женщина с тяжёлыми сумками в руках, не может открыть дверь и выйти из магазина?
Воспитатель: Скажите, а вежливые слова относятся к Этикету? (Да)
- А когда мы их произносим? Давайте с вами разыграем ситуации.
1. Назовите только слова приветствия (здравствуйте, добрый день).
2. Назовите только слова благодарности (спасибо, благодарю).
3. Назовите только слова извинения (извините, простите, жаль, сожалею).
4. Назовите только слова прощания (до свидания, до скорой встречи, спокойной ночи). Все волшебные слова произносятся вежливо, с улыбкой.
Воспитатель: Вот послушайте рассказ.
«Леночка сидела в автобусе. Она все время вертелась, болтала ногами. Её соседка отодвинулась. Она боялась, что Леночка испачкает ей пальто.
— Девочка, сиди спокойнее, пожалуйста. Так нельзя себя вести – сделала замечание старушка, сидевшая напротив.
— А что я сделала? – возразила Леночка. Подумаешь! Пожалуйста, буду сидеть спокойно. И она, надувшись, стала смотреть в окно»
— И девочка, и старушка произнесли слово «пожалуйста». Можно ли назвать Леночкино «пожалуйста» волшебным? Почему?
— Потому что слово «пожалуйста» Лена произнесла грубо, как бы передразнивая старушку.
Воспитатель: А что значит быть вежливым, воспитанным, культурным человеком? (Воспитанный человек разговаривает вежливо, всегда говорит волшебные слова, никогда никого не обижает, всегда помогает слабому, никогда не будет смеяться над бедой другого, а если пообещает, то обязательно сдержит свое слово).
Воспитатель: Ребята, я думаю, что Буратино будет доволен нашим ответом и подумает над своим поведением и исправится
Самоанализ ОД:
Воспитатель: Ребята, о чем мы с Вами сегодня говаривали?.
- Какое новое слово вы сегодня узнали?
Дети: О правилах поведения, об этикете.
Воспитатель: Что вам понравилось на занятии?
- В чём вы испытали трудности?
- Я хочу сказать, что мы с Вами будем еще многому учиться, чтобы о всех вас могли сказать: «Это воспитанные и вежливые дети».
Спасибо!