Юлия Шура
Конспект образовательной деятельности «Как солнце Весне помогало» в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
«Как солнце Весне помогало»
Возрастная группа : дети старшей группы, 5-6 лет.
Цель: Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста посредством мнемотехники.
Обучающие:
1. Закрепить знания детей о птицах, диких животных, времени года «Весна».
2. Обогатить и активизировать словарь детей на основе углубления знаний об окружающем природном мире.
Публикация «Конспект образовательной деятельности „Как солнце Весне помогало“ в старшей группе» размещена в разделах
- Весна. Все материалы на весеннюю тему
- Весна. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Солнце, солнышко
- Солнце. Конспекты занятий
- Старшая группа
- Темочки
3. Формировать умение осмысленно подбирать фразы и предложения в соответствии с предложенной мнемотаблицей.
4. Формировать умение рассказывать о временах года (весне) с использованием наглядных пособий, связных с логической последовательностью.
Развивающие:
1. Способствовать самостоятельному выявлению причинно-следственных связей в природе.
2. Развивать монологическую форму речи.
3. Развивать речевую и познавательную активность, самостоятельность в общении.
Воспитательные:
1. Воспитывать заботливое отношение к животным, любовь к природе, ответственность за нее.
2. Воспитывать доброжелательное отношение, культуру поведения в процессе взаимодействия со взрослыми и сверстниками.
Форма совместной деятельности : фронтальная, подгрупповая, индивидуальная.
Интеграция образовательных областей : «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие».
Интеграция детских видов деятельности : познавательная, игровая, речевая, двигательная.
Методы и приё мы: объяснительно-иллюстративный, игровой, творческий, метод практической деятельности, проблемные ситуации, беседа, обсуждение, моделирование, проблемные и поисковые вопросы.
Используемые педагогические технологии: личностно-ориентированная (технология сотрудничества); игровые технологии; здоровьесберегающие технологии; информационно-коммуникационные технологии.
Оборудование: мультимедийный проектор и экран, ноутбук, музыкальный центр, аудиозаписи: «Ручей», «Голоса птиц» из серии «Волшебные голоса природы», магнитная доска, магниты.
Ход образовательной деятельности:
Вводная часть
Организационный момент
Воспитатель:
Доброе утро
Придумано кем-то
Просто и мудро:
При встрече здороваться:
Доброе утро!
Доброе утро…
Солнцу и птицам.
Доброе утро…
Улыбчивым лицам.
И каждый становиться
Добрым, доверчивым…
Пусть доброе утро
Длится до вечера
Давайте улыбнемся нашим гостям и поздороваемся!
Полукруг на ковре
Слышен звук входящего сообщения.
Воспитатель: Ребята, кажется, нам пришло сообщение. Это же видеосообщение! Давайте посмотрим! Посмотрите на экран.
На экране - «Мой фильм», фильм о временах года, но без весны.
Воспитатель: О чем сообщение? О каких временах года шла речь? Ничего странного не заметили?
(Если дети не заметили отсутствие весны, то задавать наводящие вопросы).
Основная часть
Слышен звук входящего сообщения.
Транслируется видео Весны с обращением :
- Жили-были четыре времени года: Зима, Весна, Лето, Осень. Жили дружно и по очереди правили всем миром: три месяца - Зима, три месяца - Весна, три месяца - Лето, три месяца - Осень. Но однажды Зима решила, что она самая главная и не захотела уступать место Весне. Загрустили под снежным покрывалом растения. Птицы перестали петь песни. Люди устали топить печи, чтобы хоть немного согреться. Забеспокоились Осень и Лето. А Весна сказала : «Не печальтесь! У меня есть чудо, которое поможет победить холод».
Воспитатель: Ребята, ну что, поможем Весне найти чудо и победить холод?
Слайд на экране - изображение костра, салюта. обогревателя, солнца.
Воспитатель: Как вы думаете, что из этого может быть чудом, которое поможет Весне?
Дети: Солнце.
Воспитатель: Ребята, вы все согласны? Солнце нам поможет?
(Воспитатель намеренно говорит неправильно, активизируя познавательную и речевую активность) :
- Вы уверены? А может лампа? Сашенька, как ты думаешь? Ирочка, ты согласна с Сашей?
- А может костер? От него тепло и светло. Семён, может костер?
- Конечно же, не костер и не лампа, а солнце поможет вернуть Весну на землю и прийти Весне. У нас ведь солнце большое, доброе, яркое.
Вывешивается мнемоквадрат с солнцем на магнит
Воспитатель: Действительно, Солнце – самое большое и доброе чудо.
Воспитатель: Какое солнце еще может быть?
Слайд на экране (подсказка, называем признак предмета).
Солнце желтое, как (одуванчик)
Солнце круглое, как (мячик)
Солнце ласковое, как (бабушка)
Солнце румяное, как (блинчик)
Воспитатель: Ребята, нам нужно обязательно помочь Весне, ведь без нее на земле природа не проснется. Мы поможем солнцу отыскать признаки Весны и вернуть ее на землю? Приглашаю вас совершить прогулку в лес, попасть в который можно только с хорошим настроением и добрым сердцем.
Воспитатель: Но прежде чем отправиться на прогулку, я проверю, готовы ли вы к путешествию.
Мы пойдем не за грибами,
Не за цветами,
А за лесными чудесами!
Лес – это дом животных, мы с вами – его гости.
А вы знаете, как надо себя вести в лесу? Расскажите.
Ответы детей: В лесу нельзя шуметь, цветы рвать, ветки ломать, мусор бросать.
Воспитатель: Молодцы! Тогда отправляемся в путь! А что еще мы забыли сделать перед прогулкой?
Дети: Одеться.
Воспитатель: Ребята, а какую одежду носят люди весной? (Беседа об изменениях в одежде).
Вывешивается мнемоквадрат с весенней одеждой на магнит
Воспитатель: Давайте одеваться!
Речедвигательная гимнастика
Воспитатель с детьми:
Снег уж тает. Да, да, да! (хлопают)
Прочь умчались холода! (топают)
Не наденем шубку (грозят пальцем)
Нашему Мишутке! (имитация медведя)
Тёлый наступил сезон (руки наверх)
Есть цветной комбинезон. (самомассаж)
Шапочка с помпонами (за голову)
Лёгкая, зелёная… (руки вниз)
Вместо валенок на ножках (нога с пятки на носок)
Блестят новые сапожки!
Воспитатель: Попасть в лес помогут нам волшебные слова.
Воспитатель говорит слова и ведет детей. По дороге к «полянке» разложены «проталинки».
Речедвигательная гимнастика
По тропинке в лес пойдем (дети шагают)
Лужу мимо обойдем (обходят воображаемую лужу)
Перепрыгнем ручеек, (перепрыгивают через «ручеек»)
Посмотрели мы налево, (смотрят налево)
Посмотрели мы направо, (смотрят направо)
Посмотрели вверх на солнышко (смотрят вверх, стоя на носочках)
Ах, какая красота! (удивляются, разводят руки в стороны)
Приходят в лес (инсталляция весеннего леса)
Воспитатель: Вот прекрасная полянка, присаживайтесь на пенёчки (стульчики). Мы с вами в лесу, здесь свежий воздух, давайте наполним наш организм чистым и свежим воздухом:
Дыхательная гимнастика: вдох носиком, выдох – ртом
Воспитатель: Никого не видно в лесу. Тишина.
- Ребята, а теперь давайте прислушаемся. Может, звуки помогут нам отыскать
признаки Весны?
Слышен звук – шум воды.
Воспитатель: Что вы услышали? (Спросить у 2-3 детей, что они слышат).
Ответы детей: Ручейки, капель, шум воды.
На экране - «Река в лесу». Видео с бегущей рекой, звук капели.
Воспитатель: Ребята, это же наше Солнце стало пригревать, стал снег таять и побежали ручьи.
- А еще что еще происходит Весной, когда Солнышко светит?
Дети: Капают сосульки.
Воспитатель: Тает снег сосульки тают и звенит?
Дети: Капель.
Вывешивается мнемоквадрат с рекой в лесу.
Воспитатель: И что же было дальше? Растаял снег, напоил землю. Стала появляться травка, цветочки.
- А как меняются деревья с приходом весны?
Дети: На деревьях набухли почки. Из почек стали распускаться молодые листики.
На экране - видео «Почки».
Вывешивается мнемоквадрат с почками на деревьях.
Воспитатель: Тихо в лесу. (Дети закрыли глаза)
Слышен Звук «Пение птиц».
Воспитатель: Что вы слышите?
Дети: Пение птиц.
Воспитатель: Пение каких птиц вы слышите? Как называются птицы, которые прилетают к нам весной? (Ответы детей).
Воспитатель: Давайте вспомним, как они выглядят, пройдемте за столы.
Дидактическое задание «Собери птицу».
Воспитатель: У всех все получилось? Давайте назовем птиц.
Слайд на экране - «Птицы».
Воспитатель: Что происходит, когда птицы возвращаются домой?
Дети: Проверяют старые гнезда, строят новые. Добывают себе еду.
Вывешивается мнемоквадрат с перелетными птицами.
Речедвигательная гимнастика «Грачи»
Вот на ветках, грачи! Не кричи! (указательный палец на губы)
Чёрные сидят грачи (присели)
Разместились в гнёздышке, (показать руками гнездо перед собой)
Распушили пёрышки, (встать, руки в стороны)
Греются на солнышке, (погладить себя по рукам)
Головой вертят, (повороты головой вправо, влево)
Полететь хотят. (руки в стороны – взмах)
Кыш! Кыш! Улетели! (хлопки, руки в стороны, бег на носочках)
Полетели, прилетели (летают)
И опять все в гнёзда сели. (присели)
Воспитатель: Ребята, а какие изменения происходят в жизни диких животных с наступлением весны?
На экране - слайд «Животные».
Беседа с детьми.
Дети: Животные меняют теплую шубу на редкую, короткую; меняют цвет шкуры. Некоторые меняют окраску: заяц, лиса и белки стали серыми. Меняют тёплый пушистый мех на более лёгкий,
Воспитатель: Правильно! Этот процесс у животных называется - линька. Повторите.
Воспитатель: А какие это животные?
Дети: Заяц, белка.
Воспитатель: А почему изменяется их окраска?
Дети: Чтобы не быть замеченными для врагов.
Воспитатель: А что происходит в жизни медведя с приходом весны?
Дети: Пробуждается от спячки.
Воспитатель: Какое важное событие происходит у животных весной?
Дети: Рождение детенышей.
Вывешивается мнемоквадрат с дикими животными в лесу.
(Воспитатель выводит в течение занятия мнемоквадраты после каждого признака на магнит).
Работа по мнемотаблице
Воспитатель: Мы с вами отыскали признаки Весны и сейчас для Весны мы с вами составим рассказ, мы расскажем какая она., что же происходит в природе весной…
(На магнитной доске все мнемоквадраты с признаками - 6 шт, на классной доске пустая мнемотаблица).
(Воспитатель по порядку показывает на каждый признак, задает наводящие вопросы и в пустой таблице условно обозначает каждый признак, можно пригласить ребенка).
Воспитатель:
1. Ребята, как вы думаете, о чем я хочу спросить? Какой первый признак весны мы с вами отыскали? Давайте договоримся, что весну мы условно обозначим вот так.
2. Ребята, а тут о чем я хочу спросить? Посмотрите на эту картинку… (ручьи, речки) как обозначим?
3. Далее что я хочу спросить, что узнать? (Что происходит в природе с деревьями и с листочками) обозначим…
4. Дальше что я хочу узнать? (Птицы).
5. А теперь что я хочу узнать? (Как меняется жизнь животных с приходом зимы).
6. И далее - что одевают люди с приходом весны.
Воспитатель: Молодцы! Ребята, мы с вами повторили признаки и явления Весны, а теперь давайте составим интересный рассказ о Весне. Итак, кто же поможет мне составить этот рассказ?
Составление рассказа (3-4 ребенка).
Заключительная часть
Рефлексивный круг
Воспитатель: Ребята, как вы считаете рассказывать или сочинять по таким таблицам легче? Помогли вам эти таблицы? Будете ли дальше их продолжать применять?
- Какое задание вам понравилось больше всего?
- В чем вы испытали затруднение?
Воспитатель: Теперь вы можете сами составлять, сочинять, придумывать, рисовать и рассказывать.
Ребята, мне очень приятно было с вами общаться. Спасибо вам!
Желаю вам всем успехов!