Татьяна Чистякова
Конспект образовательного события по опытно-экспериментальной деятельности «Тайные помощники Зимы»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект образовательного события по
опытно-экспериментальной деятельности
«Тайные помощники Зимы»
ВЫПОЛНИЛ: Чистякова Татьяна Александровна
Цель: создание условий для развития познавательной активности детей в процессе экспериментирования со снегом и льдом.
Задачи:
Образовательные :
- продолжать формировать знание дошкольников о зиме.
- формировать начальное представление об экспериментировании.
- закрепить знания детей о свойствах льда и снега.
Публикация «Конспект образовательного события по опытно-экспериментальной деятельности „Тайные помощники Зимы“» размещена в разделах
- Зима
- Зима, снег, лед. Экспериментальная деятельность
- Зима. Конспекты зимних занятий
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
- активизировать и расширить словарный запас детей (прозрачный, бесцветный, хрупкий, рыхлый).
Развивающие:
- Развивать образное мышление, восприятие, воображение.
- Развивать познавательную активность, логическое мышление.
Воспитательные:
- Формировать у детей чувство сплоченности, единства, положительного эмоционального настроя внутри коллектива;
- Учить высказывать свою точку зрения, слушать сверстников и поддерживать беседу, уметь слышать и слушать педагога.
Интеграция образовательных областей : познавательное, социально-коммуникативное, речевое, физическое, эстетическое.
Предварительная работа: беседа, рассматривание картинок, наблюдения в природе.
Оборудование и материалы:
Снежинки с загадками, емкости со льдом и снегом, пластмассовые палочки, раствор ацетата натрия, чашка Петри, пробирка, стакан, кристаллы ацетата натрия, зубочистка, тазик, колбы, совок, медицинские перчатки, белый халат, поднос, полиарилат натрия (содержимое подгузника, вода.
Виды детской деятельности :
Игровая, коммуникативная, музыкально – художественная, познавательно-исследовательская, двигательная.
Методы и приемы, используемые в ходе НОД:
1. Словесный (беседа, загадки, вопросы к детям);
2. Наглядно - демонстрационный (снежинки с загадками, картинки слайды, символы со свойствами снега и льда);
3. Практический (проведение опытов);
4. Игровой (подвижная игра «Лёд-вода-снежинка-пар»);
Используемые современные образовательные технологии :
• технология исследовательской деятельности;
• игровые технологии;
• здоровье сберегающая;
• личностно-ориентированные технологии.
Ход образовательного события.
Воспитатель: Вот к нам пришла зима.
На деревьях бахрома.
Из окна не виден двор.
Все стекло покрыл узор.
Холодно, в воздухе кружатся снежинки, и несколько из них залетело к нам в группу. Вот какие они красивые, резные (показывает детям). Они замечают, что с обратной стороны на них что – то написано.
Воспитатель: Действительно. Давайте прочитаем: так это же загадки принесли нам снежинки.
Бел, да не сахар.
Ног нет, а идёт.
На всех садится,
Никого не боится… (снег).
На реке блестит стекло,
очень тонкое оно,
солнца лучик припечет,
ручейком стекло стечет. (Лед)
Что за звездочки сквозные
На пальто и на платке,
Все сквозные, вырезные,
А возьмешь -вода в руке. (Снежинки)
Воспитатель: Ребята, а на этой снежинке не загадка, а волшебные слова:
«В руки палочку возьму
Волшебство я призову,
Чудо в гости к нам придет,
В зимний лес нас унесет».
Воспитатель взмахивает рукой, и входит Зима.
Зима: Я белым одеялом
Всю землю укрываю,
В лед реки убираю.
Белю поля, дома,
А зовут меня
Дети: Зима.
Зима: Ребята, скажите, вы всё обо мне знаете? Как меняется неживая природа зимой? Какой стала погода, небо, солнце? (Рассуждения детей.)
• День становится короче, а ночь - длиннее. Солнце редко выглядывает из-за туч и греет слабо.
• Понижается температура воздуха.
• Идет снег. Снег укрывает землю пушистым покрывалом, лежит на ветвях деревьев и кустарников.
• Реки, озера, другие водоемы покрываются льдом.
Молодцы!
А вы любите играть зимой? А в какие игры вы играете зимой?
(в хоккей, на лыжах катаемся, на санках, на коньках, строим горку, снеговика, играем в снежки)
Зима: Я хочу показать вам свою любимую игру. Она расскажет вам о моих лучших помощниках. А кто они? Кто меня сопровождает? (Снег и лёд).
А что такое снег и лёд? Это вода. Но вы скажете: вода ведь жидкая, а лёд твердый. Как это происходит? Игра поможет нам в этом разобраться.
Давайте представим, что вы молекулы – человечки, живущие в воде. В разных состояниях воды эти человечки соединены по-разному.
(Проводится игра «Лёд-вода-снежинка-пар»). На слово «вода» дети берутся за вытянутые руки на большом расстоянии друг от друга, на слово «лёд» - они сбиваются в кучку, плотно прижимаясь друг к другу. На слово «пар» дети разбегаются поодиночке, на слово «снежинка» - встают в кружок, подняв красиво сцепленные друг с другом руки и выставив ногу в сторону.
Зима: Вода, ребята, оказалась волшебницей. Как она здорово может превращаться то в лёд, то в пар, то в снег. Теперь вы поняли, отчего лёд такой прочный, а снежинка причудливо красива. Молекулы – маленькие капельки, очень плотно прижимаются друг к другу, как будто им холодно – они замерзли, и получается лёд. А если маленькие кристаллики льда причудливо соединяются друг с другом, получаем снежинку. Настоящее волшебство. Ребята, мои помощники снег и лёд хранят много тайн. Они приглашают вас познакомиться с ними поближе. Для этого нам нужно стать учеными – исследователями. Я сейчас превращу вас в них. (Взмахивает палочкой). Мы в лаборатории. Садимся за столы. Нас ждет удивительный мир искусственного снега и причудливых кристаллов.
Воспитатель: Ребята. У вас сейчас какое настроение? (Хорошее)
Тогда сейчас мы с вами станем настоящими учеными – исследователями.
Но прежде давайте вспомним правила техники безопасности при работе в лаборатории.
Техника безопасности в лаборатории:
• Не кричать;
• Не трогать без разрешения;
• Не пробовать на вкус;
• Соблюдать осторожность;
• Работать только на своем рабочем месте.
Сравнение свойств снега и льда.
Воспитатель.
- Посмотрите в стаканы, которые перед вами, на прошлых занятиях мы с вами исследовали снег и лед. Давайте вспомним их свойства
• Снег и лед холодные, состоят из воды.
• Снег- белого цвета, лед - бесцветный.
• Снег - непрозрачный, лед - прозрачный.
• Снег - рыхлый, лед - хрупкий.
-Лед - прозрачный, хрупкий, под действием тепла превращается в воду.
Воспитатель: Ребята, а вы знаете, как можно сделать снег, который не будет таять? Вот такой удивительный опыт мы сейчас проведем.
ОПЫТ №1. Искусственный снег.
Для снега нам нужно взять: полиарилат натрия, вода, емкость
Кладем кусочки вещества в емкость и заливаем водою малыми порциями, пока они не станут похожими на снег. С водой не перестарайтесь, иначе снег у вас получится грязненький и мокренький.
Удивительно! Это, конечно, не настоящий снег, но очень похож и главное – не тает. Теперь мы можем лепить снеговика прямо в группе.
Воспитатель: Интересно, если есть искусственный снег, то может быть существует какой-нибудь необыкновенный лёд! Да, есть такой. И называется он горячий лед. Давайте посмотрим.
ОПЫТ №2. Горячий лед.
Для опыта нам понадобится : раствор ацетата натрия, чашка Петри, пробирка, стакан, кристаллы ацетата натрия, зубочистка.
У вас в пробирках уже налит нужный раствор, зубочисткой возьмем немного кристаллов ацетата натрия и опустим в раствор. Раствор начинает кристаллизоваться. Обхватите пробирку ладошкой, какая она? (горячая, теплая)
Перенасыщенный раствор ацетата натрия, при соприкосновении с кристаллом ацетата натрия, очень быстро начинает кристаллизоваться с выделением тепла, этот ХИМИЧЕСКИЙ ОПЫТ называется ГОРЯЧИЙ ЛЕД.
Воспитатель: С помощью того что раствор может быстро кристаллизоваться можно быстро построить горку. Для этого возьмем немного кристаллов вещества, поместим в чашку Петри и начнем сверху поливать раствором ацетата натрия. Ребята у нас с вами получилась горка. А в природе вода кристаллизуется по действием температуры превращаясь в удивительные снежинки.
Зима: Уважаемые исследователи! Наша работа в лаборатории подошла к завершению.
Понравилось вам? Что нового вы узнали сегодня, работая исследователями? Что показалось для вас наиболее трудным? Какие бы хотели провести еще опыты? Кто сможет подвести итог нашей работы и рассказать, что мы узнали сегодня о помощниках Волшебницы Зимы?
Дети подводят итог.