татиана ступакова
Конспект занятия «Образ матери-казачки»
▼ Скачать + Заказать документы
муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №16
2 заседание муниципальной опорной площадки
«Кружковая работа, как одна из форм реализации регионального казачьего компонента»
Конспект интегрированного занятия познавательного кружка «В гостях у деда Краеведа».
(старшая группа компенсирующей направленности для детей с нарушением речи)
«Образ матери – казачки»
Составила: Ступакова Татьяна Петровна
воспитатель.
Публикация «Конспект занятия „Образ матери-казачки“» размещена в разделах
Новочеркасск, 2018
Цель: Создание условий для различных видов детской и взрослой деятельности через интеграцию образовательных областей : «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно – эстетическое развитие».
Задачи:
-способствовать формированию образа матери – казачки, ее ролью в казачьей семье;
-способствовать расширению и обогащению словаря по теме «Мать – казачка» : привечать, матушка – казаченька, крынка, рушник, зорюшка, прялочка, папаха, утренняя рань, шаль, коромысло, поучать, кроить, плести кружева, рученьки.
-развивать мелкую и общую моторику, координацию и переключаемость движений;
-способствовать воспитанию патриотизма и эстетических чувств через возрождение и преображение богатого опыта казачьих традиций; обогащать духовный мир детей, навыки культуры поведения;
-пробуждать в детях эмоциональную отзывчивость;
-совершенствовать личностные качества, навыки сотрудничества.
Предполагаемый результат: обогащение представлений детей о быте и традициях казачьей семьи, пополнение лексического запаса речи детей через использование казачьего словаря, развитие мелкой моторики и общей моторики координированных действий во взаимосвязи с речью.
Материалы и оборудование : папаха, дудочка, лоскутки, ленты для ручного труда, аудио записи старинной казачьей песни «Ой, при лужку, при лужку», проектор.
Словарь: хата, курень, матушка, маменька, чти, вспоила – вскормила, зорюшка, коромысло, утренняя рань, папаха, рушник, шаль, крынка, дотемна, прялка, поучает, кроить, плести кружева, рученьки.
Предварительная работа: фотовыставка «Мамочка моя», рассматривание иллюстраций к книге «На казаке и рогожа пригожа». Чтение художественной литературы (Н. Д. Телешов «Крупеничка»; А. С. Пушкин «Сказка о медведихе»; казачьи сказки «Доброе сердце дороже красоты»; «Сказка о чуде-чудище заморском, девице-красавице и серой волчице»). Беседа о воспитании детей в казачьей семье. Обучение составлению описательного рассказа, разучивание стихотворений и старинной казачьей песни «Ой, при лужку, при лужку»
Ход занятия:
Дети и воспитатель заходят в зал и здороваются с гостями: «Здравствуйте, гости дорогие! Здоровья вам, да радости!»
Звучит фонограмма аудио записи «Распрягайте, хлопцы, кони…». (Дети выполняют танцевальные движения донских казаков)
Воспитатель: Ребята, сейчас вы услышали прекрасную, веселую песню. Как вы думаете, кто поет эту песню?
Дети: Казаки.
Воспитатель: А кто такие казаки?
Дети: Народ, который поселился на Дону давным – давно.
Гордый и лихой народ
Заслужил себе почет
Храбрость, мужество, отвагу
На своих плечах несет.
Честью с детства дорожат,
Любят холить жеребят,
Из лозы корзины вьют,
Песни звонкие поют.
Слайдовая презентация «Донские казаки»
Воспитатель: Казаки поселились на Дону давным – давно. Их так и называли – донскими казаками. Это были храбрые воины, которые надежно защищали южные границы России. Казаки умели храбро воевать и жить честно, были смелые, бесстрашные. Жизнь казака невозможно представить без лошади. Конь - лучший друг казака. Конь – гордость донских казаков. Казак с конем и ночью и днем. Казак сам не поест, а коня накормит.
Но больше всего на свете казак любил свою семью! Семьи у них были большие, крепкие и дружные. Очень строго в казачьей семье соблюдались традиции: например, все члены семьи должны были уважать и слушаться старших, почитать родную матушку.
-В казачьих семьях глава семьи казак. Жену казака называли казачкой.
-Ребята, а какое слово говорит ребенок первым?
Дети: Мама.
Воспитатель: А казачата обращались к маме в казачьей семье, называя ее на «Вы», «Матушка». В нашем казачьем краю, люди всегда относились к матери с особым почитанием и любовью. Так как казаки часто находились в военных походах, на службе, казачке приходилось самой ухаживать за скотиной, собирать урожай, делать заготовки на зиму, заботиться о стариках и детях. Мы предки донских казаков, а вас можно назвать: ребята – казачата!
Воспитатель:
Казаки и казачки, что стоите?
Себя в игре покажите!
Выходи, дружок,
Становись в кружок!
Игра называется: «Папаху надеваю – пословицы называю!»
Под музыку дети передают папаху по кругу, на ком музыка останавливается, тот говорит казачью пословицу или поговорку о маме
1. Нет милее дружка, как родная ….(матушка)
2. Матушка всякому делу (голова)
3. При солнышке тепло, при матери….(добро)
4. Одна у человека родная мать, одна у него и….(Родина)
5. Птица рада весне, а младенец (матери)
6. Материнская молитва со дна моря (вынимает)
7. Маменька родимая – свеча (неугасимая)
8. Кто матери не послушается….(в беду попадет)
9. У кого есть мамка, у того и ….(голова гладка)
10. Нет друга нежнее (матери)
Воспитатель: Молодцы, ребята! Много знаете о казачьей жизни. А знаете ли вы, ребята, что в разные времена мамин день начинался по-разному. В наше время мама отводит детей в детский сад, а сама спешит на работу, при этом успевает накормить всю семью, навести порядок в доме. На помощь маме пришла различная техника.
- Какая техника помогает в хозяйстве вашей маме, ребята?
Ответы детей: пылесос чистит пол и ковер, стиральная машина – стирает белье, утюг разглаживает одежду, электрический чайник – греет воду, микроволновая печь – подогревает, миксер сбивает продукты, кухонный комбайн режет овощи и фрукты, посудомоечная машина моет посуду.
Воспитатель: видите, сколько помощников у ваших мам. Но давным – давно, когда ваши бабушки и прабабушки были маленькими, ничего этого не было. Жизнь текла совсем иначе. Сегодня мы с вами посмотрим, как проходил день матери – казачки много лет тому назад (дети садятся на стульчики).
(Слайд 1,изображение казачки с ведрами воды)
На заре, на зорюшке, только рассветет,
Матушка – казаченька по воду идет.
На плечах у матушки тяжко коромысло.
Матушка – казаченька, дай воды напиться.
(Слайд 2, изображение казачки, стирающей белье)
Ой, быстра ты реченька, реченька – Дон.
Вышла к речке матушка в утреннюю рань.
Не боится матушка ледяной воды.
Постирает в реченьке белы рушники.
(Слайд 3, изображение казачки, накрывающей на стол)
Борщ на стол поставила,
Крынку с молоком.
Хлеб накрыла матушка
Чистым рушником.
Воспитатель: Ох, и хлебосольны донские хозяйки! Лучшего борща, чем на Дону, нигде не отведать. И компота ароматней нигде не сыскать.
(Слайд 4, изображение казачки в поле)
Ох, истерты рученьки
Да грубы мозоли.
До темна – то матушка
Все трудилась в поле.
(Слайд 5, изображение казачки у прялки)
Вечером у прялочки
Поучает дочь.
Оглянется матушка:
За окошком ночь.
Наступала ночь, а она садилась на лавку у стола:
Кроила, шила, вязала носки и варежки, плела кружева,
вышивала: рубашки, рушники, скатерти, салфетки,
стегала одеяла.
(Слайд 6, изображение казачьей семьи)
Мать – казачка обшивала всю свою семью и конечно воспитывала детей. Мальчиков держали в строгости. Они же будущие казаки-воины, а девочек учили шить, готовить, помогать по хозяйству.
(Слайд 7, казачка – мать)
Донская казачка с ранних лет умела делать все. Казачка управляла лошадью, пахала, сеяла и даже защищала свою семью от врагов, когда казак был на службе. Видите, как тяжело приходилось казачкам. Поэтому отношение у казаков к женщине всегда было святым! Именно в честь таких славных матерей и повелось отмечать на Дону праздник – День Матери-казачки!
Дети: День матери-казачки празднуется в декабре.
Воспитатель:
Из поколенья в поколенье
Казачка гордо шла вперед!
Вела хозяйство, не роптала
Детей учила – все сама!
Смела, умна, во всем терпима,
Молилась Богу и ждала.
Воспитатель:
Воспитатель: В этот праздник все казаки и казачки были нарядными и веселыми.
Хороводы, пляски
Всем на удивленье.
Эй, честной народ!
Заводи хоровод!
Хоровод «Дуня и пастух».
Воспитатель: «Ди, ди-ди-ли, ди, ди-ди-ли!
А вы Дуню видели?»
Дети: «Заглянули в огород,
Лебеду там Дуня рвет!»
Дети делают круг, Дуня в кругу.
Воспитатель: Бери, Дуня, лебеду!
Дети: Она рвет и берет, во передничек кладет, во передничек кладет, приговаривает:
Дуня: «Ой, ду-ду, ой ду-ду