ирина иманова
Конспект НОД «Животные осенью» для детей старшей группы с использованием технологии ТРИЗ
Цель:
Познакомить детей с изменениями в жизни животных осенью и развить у них творческое мышление. Познакомить детей с особенностями поведения животных осенью, развивать логическое мышление, воображение и творческие способности.
Материалы:Запись с шумом дождя,шуршание листьев,крик журавлей. Иллюстрации животных. Карточки с загадками о животных. Картинки:дерево,листья,насекомые,животные,грибы. Картина "Осень"
Ход занятия:
Воспитатель:
Ребята сегодня утром меня разбудил странный шум,послушайте (включается запись шума дождя,шуршания листьев,крик журавлей)
Как вы думаете,что это за шум?
В какое время года это можно услышать,как вы догадались?
Воспитатель:
Сегодня мы побываем в осеннем лесу и посмотрим,что там происходит. (под плавную музыку дети проходят к столу,где наклеены по кругу кружки и прямоугольники, для проведения нейрогимнастики (кулак,ладонь) :
"Давай по скорее оправимся в путь,
хороших друзей взять с собой не забудь,
веселые ждут приключения в пути.
Лишь смелый и умный их сможет пройти. "
Воспитатель: Дети,вот и оказались мы с вами в осеннем лесу.
На экране появляется картина "Осень. "
Воспитатель: Как вы думаете, что в лесу легко увидеть осенью (Дети выбирают из картинок, то что легко увидеть в осеннем лесу-(деревья,листья,грибы,орешки.)
А что или кого очень тяжело увидеть (Животных,насекомых,норы)
А как вы думаете чем занимаются животные осенью?
Как им живется осенью,почему?
Сейчас я хочу вас познакомить с одним очень интересным животным. Догадайтесь,кто это?
По деревьям она скачет,
И в дупле орешки прячет,
Хвост пушистый у нее,
Шкурка рыжая еще,
На ушках кисточки висят,
Глазки-бусинки глядят. "
Рассматриваем картинку белка.
Воспитатель: Осенью белка готовит запасы на зиму,сушит грибы. ягоды,собирает шишки и кладет их в кладовку. А живет она в дупле или строит гнездо.
Осенью белка линяет, и у нее растет очень теплая шерстка с подшерстком. Хвост у нее очень пушистый, она согревает им себя и бельчат,а
в ветренную погоду закрывает им вход в дупло.
Воспитатель: Дети,а как вы думаете на каком дереве лучше и удобней белке поселится (ответы детей -самом высоком,красивом,там где много шишек или орехов.)
Воспитатель: А догадайтесь,о ком сейчас пойдет речь
Воспитатель загадывает загадку про медведя выполняя гимнастику
Вперевалку зверь идёт
По малину и по мёд.
Любит сладкое он очень,
А когда приходит осень,
Лезет в яму до весны,
Где он спит и видит сны.
Воспитатель: Догадались,кто это (выставляем картинку медведя)
Воспитатель: Всю осень миша ходит по лесу и наедает жирок,линяет. А поздней осенью ищет себе удобное местечко в овраге,чтобы приготовить берлогу для зимней спячки. Медведь хищник и очень опасен.
Воспитатель: Дети,а как вы думаете,что произойдет с медведем,если он не успеет уснуть (Ответы детей-замерзнет,проголодается,убежит на юг.)
Картинки белка и медведь выставляются рядом.
Воспитатель: А сейчас давайте поиграем в игру "Найди отличия и сходства. "
Дети называют отличия этих животных, составляя предложения с союзом "а". За каждый признак отличия выставляем на мольберт красный кружок,а за признак сходства-синий кружок. Сравнить,чего больше,отличий или сходства.
Творческая работа На этом этапе педагог предлагает детям представить себя в роли животных и подумать, как бы они готовились к зиме, если бы были животными. Дети могут нарисовать свои идеи.
Обсуждение результатов Каждый ребенок представляет свою работу, объясняет, почему он выбрал именно такие способы подготовки к зиме.
Воспитатель: Что нового и интересного вы узнали на занятии.