Ольга Саржан
Конспект НОД по формированию эмоционально-волевой сферы «Умею ли я мириться» для детей 4–5 лет
▼ Скачать + Заказать документы
«Умею ли я мириться?»
(Конспект НОД– Эмоционально-волевая сфера)
Актуальность:
На протяжении дошкольного детства особенности эмоций проявляются вследствие изменения общего характера деятельности ребенка и усложнения его отношений с окружающим миром.
Около 4-5 лет у ребенка начинает формироваться чувство долга. Моральное сознание, являясь основанием этого чувства, способствует пониманию ребенком предъявляемых ему требований, которые он соотносит со своими поступками и поступками окружающих сверстников и взрослых. Наиболее ярко чувство долга демонстрируется детьми 6-7 лет.
Публикация «Конспект НОД по формированию эмоционально-волевой сферы „Умею ли я мириться“ для детей 4–5 лет» размещена в разделах
- Дружба. Учимся дружить
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Работа психолога. Конспекты занятий
- Средняя группа
- Эмоции. Конспекты занятий на тему настроения, эмоций
- Темочки
Интенсивное развитие любознательности способствует развитию удивления, радости открытий.
Ключевыми моментами эмоционального развития ребенка дошкольного возраста являются:
— освоение социальных форм выражения эмоций;
— формируется чувство долга, получают дальнейшее развитие эстетические, интеллектуальные и моральные чувства;
— благодаря речевому развитию эмоции становятся осознанными;
— эмоции являются показателем общего состояния ребенка, его психического и физического самочувствия
Пять- семь лет – это возраст, когда ребенок начинает осознавать себя среди других людей, когда он отбирает позицию, из которой будет исходить при выборе поведения. Эту позицию могут строить добрые чувства, понимание необходимости вести себя так, а не иначе, связанные с этим совесть и чувство долга. Но позицию могут строить и эгоизм, корысть, расчет. Ребенок шестого года жизни не так наивен, неопытен, непосредственен, как это кажется. Да, у него мал опыт, его чувства опережают разум. Но при этом он уже занял определенную позицию по отношению к взрослым, к пониманию того, как надо жить и чему следовать. Внутреннее отношение ребенка к людям, к жизни – это, прежде всего, результат влияния взрослых, его воспитывающих.
Цели и задачи : научить детей анализировать свое эмоциональное состояние, познакомить детей с правилами доброжелательного поведения;
формировать навыки саморегуляции поведения, контроля эмоций.
Приветствие.
Дети стоят. Психолог : Здравствуйте ребята, у меня в руках мячик, у кого он окажется, пусть назовет свое имя и расскажет, что он любит делать больше всего.
История «Спор воды с огнем»
Дети сидят на стульчиках.
Огонь и вода заспорили между собой, кто из них сильнее. Спорили долго, дрались даже. Огонь донимал воду своим пламенным языком, вода, шипя от злости, заливала расходившееся пламя, но спора решить не могли и выбрали себе в судьи ветер.
Ветер-ветрило,— сказал судье огонь,— ты носишься по целому свету и знаешь, что в нем делается. Тебе лучше, чем кому-нибудь, известно, как я обращаю в пепел целые селения и города, как своими всеуничтожающими объятиями обхватываю необозримые степи и непроглядные леса, как пламя мое рвется к облакам и как бежит передо мною в ужасе все живое — и птица, и зверь, и бледный дрожащий человек. Уйми же дерзкую воду и заставь ее признать мое первенство.
Тебе известно, могучий ветер,— сказала вода,— что я не только наполняю реки и озера, но и бездонные пропасти морей. Ты видал, как я кидаю, будто щепки, целые стаи кораблей и хороню в моих волнах несметные сокровища и дерзких людей, как мои реки и ручьи вырывают леса, топят жилища и скот, а мои морские волны заливают не то что города и села, но целые страны. Что может сделать бессильный огонь с каменной скалою? А я уже много таких скал источила в песок и засыпала им дно и берега моих морей.
Все, чем хвастаетесь,— сказал ветер,— обнаруживает только вашу злость, но еще не вашу силу. Скажите мне лучше, что вы оба делаете доброго, и тогда, быть может, я решу, кто из вас сильнее.
О, в этом отношении,— сказала вода,— нельзя огню и спорить со мною. Не я ли даю питье и животным, и человеку? Может ли без моих капель прозябать самая ничтожная травка? Где нет меня, там только песчаная пустыня, и сам ты, ветер, поешь в ней печальную песню. Без огня могут жить во всех теплых странах, но без воды ничто жить не может.
Ты забыла одно,— возразил соперник воды,— ты забыла, что и в солнце горит огонь, а что могло бы жить без солнечных лучей, несущих повсюду и свет, и тепло? Там, куда я редко заглядываю, ты сама плаваешь мертвыми глыбами льда посреди пустынного океана. Где нет огня, там нет жизни…
Кто же прав в этом споре (ответы детей)
Можно ли утверждаться, что нам в одинаковой степени нужна и вода и огонь? (Ответы детей)
Давайте приведем примеры из жизни, для чего нужны вода и огонь. (Ответы детей)
И стоит ли спорить воде с огнем? (Ответы детей)
Исполнение танца. «Слепой танец».
Психолог предлагает детям исполнить танец.
Танец парный. Один из партнеров будет «слепым», ему завязывают глаза. Другой остается зрячим» и сможет водить «слепого». Партнеры берутся за руки и танцуют друг с другом I легкую музыку (2—3 мин., после чего меняются ролями.
После выполнения упражнения обсуждение:
Чувствовали ли вы себя уверенно со своим партнером, когда у вас были завязаны глаза? (Ответы детей)
Как больше понравилось танцевать — с открытыми глазами или закрытыми? Почему? (Ответы детей).
Ситуации. Усвоения правил поведения в сложных ситуациях.
Психолог рассказывает :
Друг зовет своих соседей на стадион, а они вдвоем играют в шашки. Назревает ссора.
Почему назревает ссора? (Ответы детей)
Петя принес в детский сад новую игрушку — самосвал. Всем детям хотелось поиграть с этой игрушкой. Вдруг к Пете подошел Сережа, выхватил машину и стал с ней играть.
Тогда Петя… Что сделал Петя? Почему? (Ответы детей).
В конце беседы психолог делает обобщение: если вы являетесь виновниками ссоры,то умейте первыми признать свою вину. Вам помогут волшебные слова: «Извини», «Давай играть вместе».
Упражнение. «Угадай, чей голосок».
Дети стоят в круге. Психолог предлагает детям с помощью считалки выбирать водящего, который встает в центр круга и закрывает глаза. Дети идут по кругу и произносят:
Собрались мы все в кружок,
Ты послушай нас, дружок,
Угадай — чей голосок?
По указанию психолога один из детей говорит : «Это я».
В конце игры психолог поощряет детей, которые с первого раза узнали по голосу участника игры.
История «Спор цветов».
Дети сидят на стульчиках. Психолог рассказывает:
Красивые цветочки живут на полянке. Они волшебные, потому что говорящие. А зовут их Ромашками и Васильками. Они всегда были дружными: вместе веселились и играли, помогали друг другу. На опушке не смолкал радостный цветочный смех, а вместе с ним по воздуху разносилась ароматная пушистая пыльца. В солнечный день поляна благоухала. Но однажды случилось несчастье. Началось все с пустяка. Васильку понравилось, как Ромашка жмурится на солнце, и он беззаботно рассмеялся, но Ромашке не понравилось, что над ней смеются. Она обиделась, и все ее лепестки от негодования покраснели. Ее подруги тоже обиделись на такое неделикатное обращение и решили начать войну против Васильков. Они не стали с ними играть, обзывались и…
— Василек хотел обидеть Ромашку? (Ответы детей).
— Что не понравилось Ромашке в поведении Василька? (Ответы детей).
— Подруги были правы, в том что начали войну против Василька? (Ответы детей).
Упражнение. «Дорисуй мой рисунок».
Психолог предлагает провести минутку изобразительной деятельности.
Дети сидят за столами Каждый ребенок начинает рисовать по замыслу свой сюжет. Через пять минут звучит специальный сигнал. После сигнала ребенок передает свой начатый рисунок соседу справа, а получает взамен незавершенный рисунок от соседа слева. Занятие продолжается и завершается анализом всех детских работ.
Рефлексия.