Галина Зубарева
Конспект НОД «Вырос в поле колосок»
▼ Скачать
Задачи: Познакомить детей с процессом выращивания хлеба. Дать представление о том, хлеб –это один из самых главных продуктов питания в России. Развивать память, мышление,связную речь, обогащать словарь детей; расширять их кругозор. Формировать умение передавать в рисунках строение колоска. Воспитывать чувство уважения к труду людей и к хлебу; аккуратность при выполнении работы.
Индивидуальная работа: с Пашей М. - прорисовывание колосков; Снежаной В. - расширять словарный запас.
Интеграция образовательных областей: Познание, Коммуникация, Художественное творчество, Чтение художественной литературы.
Публикация «Конспект НОД „Вырос в поле колосок“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Хлеб. Все о хлебе для детей
- Хлеб. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2014
Предварительная работа: беседа о том, что такое хлеб и откуда он берётся; рассматривание зёрен пшеницы и ржи; приготовление из теста колобков; аппликация "Золотистый колосок"; чтение сказок: "Колосок", "Колобок", "Петушок и маслёнка", В. Арбеков "Пирожок", А. Платонов "Сухой хлеб", Ю. Крутогоров "Про булку белую и кашу пшённую", В. Бакалдин "Стихи о хлебе"; рассматривание хлебобулочных изделий; рисование "Любимое хлебобулочное изделие"; пальчиковые, настольные и дидактические игры по теме.
Ход НОД:
- Внимание! Внимание! Желающим совершить увлекательное путешествие в мир труда и знаний, прошу занять свои места. Мы отправляемся в путь!
(звучит музыка "Пусть бегут неуклюжи", дети проходят по полосе препятствий, которая ведёт к домику, где их встречают с караваем)
- Посмотрите, куда мы попали? Как вы думаете?
Чтение стихов детьми.
1. Если мы хотим кого-то
Встретить с честью и почётом,
Встретить щедро, от души,
С уважением большим,
То гостей таких встречаем
Круглым пышным караваем.
Он на блюде расписном,
С белоснежным рушником.
2. С караваем соль подносим.
Поклонясь, ответа просим:
Дорогой наш гость и друг,
Принимай хлеб - соль из рук!
(забираю каравай, держу в руках).
- Как вы думаете, о чём мы будем сегодня разговаривать?
- Правильно о хлебе
- А вы любите хлеб? Какой хлеб вы любите?
- Нас сегодня тоже встретили с чем? (караваем, пирогом)
- Посмотрите ещё раз на него, какой он красивый и круглый. Я пирог положу на стол, а в конце нашего путешествия он нам пригодится. (ставлю пирог на стол).
- Давайте подумаем и назовём, каким бывает хлеб. (вкусный, мягкий, чёрствый, белый, горячий, свежий, ароматный, аппетитный.)
- Хлеб бывает разный, но он обязательно вкусный и полезный.
(обращаем внимание на мини-музей - хлебобулочные изделия).
- Все мы каждый день едим хлеб: черный и белый, многие любят сушки, печенье, различные пирожные.
- Ребята, я предлагаю вам ещё раз посмотреть на разнообразие хлебобулочных изделий, которые представлены в нашем мини-музее. Назовите их.
- Для чего вообще нужен нам хлеб? (чтобы расти, быть сильными, здоровыми. Хлеб - полезный продукт).
- Если хлеб не доели, что с ним можно сделать? Кого можно им покормить?
- Да, ребята, хлеб нужен всем! Он на столе главный. Не зря в народе говорят: "Хлеб - всему голова!" .
- Скажите мне пожалуйста, как надо относиться к хлебу? (бережно, уважительно).
- А кто знает, из чего все это делают? (ответы детей)
- А что же такое мука, из чего ее получают? (ответы детей)
Из зерен пшеницы, ржи получают муку. Чтобы получить из зерен муку, нужно затратить много труда. Этим и занимаются хлеборобы-люди выращивающие хлеб. Выращивать и убирать хлеб помогают сильные машины.
- Давайте ещё раз уточним с вами кто же занимается выращиванием хлеба?
- А сейчас мы с вами поиграем в игру "От зёрнышка до каравая". (раздаю картинки).
Я сейчас раздам нескольким детям картинки, ваша задача построиться в такой последовательности, в которой выращивают хлеб, а остальные - проверяют. (дети выстраиваются, проводим беседу и анализ игры)
Весной, лишь только просохнет земля в поле выходит трактор. Посмотрите, правильно Дима стал. Молодец! Кто его ведет (ответы детей, тракторист)
- Что трактор за собой тянет? (железный плуг, который глубоко вспахивает землю).
- Трактора выходят на поля, тянут плуги на прицепе.
И вот земля стала мягкой, послушной, рыхлой. Теперь можно начинать сеять.
- Что прикрепляются к трактору? (сеялки)
- Проверьте правильно стала Оля. Молодец!
- Что же делают сеялками? (равными, аккуратными рядами укладывают в почву зерна пшеницы.)
Вот пшеница взошла. Все лето созревают зерна в колосьях. Поле в это время очень красивое.
Солнце чертит в небе полосы,
Птицы песню завели…
Созревай же колос к колосу,
Сладкий хлеб моей земли.
- Хлебное поле еще называют, словом НИВА.
Но вот зерна созрели. Начинается ЖАТВА. И на поле выходят другие машины.
- Как вы думаете, какие? (комбайны). Давайте посмотрим, какую же картинку поставили на четвёртое место дети. Молодцы!
- Кто работает на комбайне? (комбайнер)
- Что же делает комбайн (комбайн срезает колосья и вымолачивает из них зерна. Зёрна по специальному рукаву высыпаются в кузов машины) .
- Куда же далее везут машины зерно? (на ток – это большая площадка, где зерно очищают, просушивают под солнцем).
- Потом зерно везут куда? (на элеватор – специальное сооружение).
- А дальше что с ним делают, чтобы получить хлеб и другие хлебные изделия? (зерно из элеватора везут на мельницу, где мелют его в муку).
Вот на мельнице пшеница
Здесь такое с ней твориться!
В оборот ее берут!
В порошок ее сотрут!
И стали наши зернышки мукою.
- Куда же потом (муку везут на хлебозавод. На хлебозаводе стоят огромные чаны с закваской. В чан с закваской добавляют муку, соль, сахар, дрожжи и специальные машины с механическими руками вымешивают тесто. Затем это тесто режется и укладывается в специальные формы. И затем выпекается в большой электрической печи. Готовый хлеб развозят по магазинам).
Практическая часть.
- Вот видите ребята как нужно много затратить труда, чтобы получить хлеб. Русский народ всегда бережно относился к хлебу.
-Как же называют людей, которые выращивают хлеб?
- Как точно сказано о важности хлеба в пословице: "Хлеб - всему голова!".
Давайте повторим эту пословицу.
Анализ образца рисунка.
- Вы хотели бы пополнить наш мини-музей? Я вам предлагаю украсить его выставкой рисунков "Букет из колосков".
А рисовать будем вместе и вы, и я в нашей творческой мастерской. Сегодня я впервый раз вместе с вами буду рисовать колосок. Чтобы рисунки получились красивыми, давайте вместе рассмотрим последовательность рисования колоска, а поможет нам в этом наш альбом из мини-музея. (из альбома достаю рисунок колоска, анализируем его)
- Как вы думаете, с чего можно начать работу? Как будем рисовать стебелёк? (кончиком кисти рисуем стебелёк - тоненькую линию).
- Каким приёмом нам нарисовать зёрнышки? (я думаю, что зерна можно нарисовать при помощи примакивания кисти к бумаге, затем их нужно прорисовать кончиком кисти, чтобы они стали более красивыми, похожими на себя).
Пальчиковая игра "Муку в тесто замесили".
- Чтобы приступить к работе нам необходимо размять пальчики, а поможет нам в этом игра.
Муку в тесто замесили,
А из теста мы слепили:
Пирожки и плюшки,
Сдобные ватрушки,
Булочки и калачи-
Всё мы испекли в печи.
Очень вкусно!
Сам. раб. Рисование «Букет из колосков».
(дети вместе с воспитателем работают в творческих мастерских под музыку).
Итог :
- Посмотрите какой большой букет получился из колосков. Когда они высохнут, мы с вами оформим их в альбом и поместим его в музее.
- Давайте вместе вспомним, как называют людей, которые выращивают хлеб?
- Что бы вы хотели рассказать дома своим родителям о нашем путешествии?
- Мне кажется, что наше путешествие закончилось, а я ничего не забыла? (беру пирог)
- А сейчас мы продолжим нашу беседу за чаепитием. Для этого нам нужно вернуться домой. (под музыку воспитатель вместе с детьми возвращается "домой" по дорожке препятствий - выходим в раздевалку).
Чаепитие.