Галина Глотова
Конспект НОД в старшей логопедической группе с заикающимися детьми
▼ Скачать + Заказать документы
«Знакомим детей с космосом»
Цель: расширить и закрепить представления детей о космосе, космонавтах, планетах солнечной системы и их движении, развивать словарь по данной теме, повторить прямой и обратный счет в пределах 10, буквы и умение складывать буквы в слова.
Задачи: развивать плавность и выразительность речи детей, речевой слух и память; развивать умение ориентироваться в пространстве и внимание; развивать творческие способности с помощью игр ТРИЗ, умение мыслить логически; воспитывать чувство патриотизма, любовь и уважение к героям нашей страны.
Публикация «Конспект НОД в старшей логопедической группе с заикающимися детьми» размещена в разделах
- Заикание, ТНР. Занятия, рекомендации родителям и педагогам
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» апрель 2015
Оборудование: демонстрационный материал на тему «Космос» (иллюстрации и картины, наборы геометрических фигур по количеству детей для игры «Построй ракету»; «обломки» метеоритов, вырезанные из картона для игры "Составь слово", слайды, фонограмма шума космического корабля, глобус, клей, бумажные салфетки, ватман.
Предварительная работа: разучивание стихотворений о космосе, чтение художественной литературы: «Посланец Земли» С. Михалков, «Я выхожу в космос» А. Леонов; рассматривание иллюстраций о космосе; чтение книги Е. П. Левитана «Малышам о звездах и планетах».
Ход занятия
Воспитатель: Ребята, вы знаете, какой сегодня день? Попробуйте догадаться по картинам на доске.
Дети: День космонавтики.
Воспитатель: Почему именно в этот день его празднуют?
Дети: В этот день полетел в космос первый космонавт.
Воспитатель: Вы правы, в 1961 году, 12 апреля в первый раз в космос полетел человек, это был Юрий Гагарин (демонстрирует портрет). До его полета тоже отправляли в космос ракеты, но это были пробные полеты. Потом, когда процесс взлета и приземления ракет был хорошо отработан, стали отправлять в ракете животных. Летали в космос мыши, кошки, крысы, даже обезьяны, собаки. Это было нужно для того, чтобы удостовериться, что живой организм выдержит космические перегрузки и благополучно вернется на землю. Как видите, животных было много, но до нас дошли рассказы о собаках Белке и Стрелке. И лишь когда ученые убедились, что такие нагрузки может выдержать человек, в полет отправили Юрия Гагарина.
Посмотрите, как выглядит ракета, на которой летал Ю. Гагарин (слайды).
Воспитатель: Ребята, вы, наверно, тоже хотели бы полететь в космос?
Ответы детей
Воспитатель: Для того, чтобы стать космонавтом, нужно много знать, уметь, быть сильным и здоровым. Я предлагаю вам сегодня отправиться в космическое путешествие. Для полета нам с вами нужен звездолет. Предлагаю сконструировать его из геометрических фигур. Пусть каждый придумает и сделает свою модель космического аппарата.
Дети за столами «делают» звездолеты, используя наборы геометрических фигур.
Игра – конструирование «Построим звездолет»
Воспитатель: Мы готовы к полету, но сначала давайте проведем тренировку, выходим в круг и выполняем тренировочные упражнения.
Дети проговаривают слова и одновременно выполняют движения по показу воспитателя.
А сейчас мы с вами, дети,
Улетаем на ракете,
Руки вверх, в полет, вперед,
А теперь – наоборот.
Опускаем руки вниз,
Наклоняйтесь, не ленитесь.
На носки поднимись,
К небу ввысь потянись.
1,2,3,4- Вот летит ракета
В звездном мире.
Воспитатель: Тренировка прошла успешно, рассаживаемся по своим местам, пристегиваем ремни, надеваем скафандры, проверяем связь и включаем двигатель. Начинаем отсчет: 1.2.3.4.5.6.7.8.9.10 Пуск.
Звучит аудиозапись работы мотора.
Воспитатель: Мы летим в космос, посмотрите – уже улетаем от Земли. Вот как она выглядит из космоса (слайд на экране телевизора).
Воспитатель: Ребята, какого цвета больше всего на нашей планете? Почему?
Дети: Синего, голубого. Потому что синий цвет – это моря, океаны, реки, озера.
Воспитатель: Верно, на планете Земля много морей и океанов. А еще есть материки и континенты (демонстрирует глобус).
Ребята внимательно рассматривают и добавляют то, что знали раньше: коричневым цветом на глобусе нарисованы горы, желтым – пустыни, зеленым – леса.
Воспитатель: На нашем мониторе появился еще один объект, он всегда находится рядом с Землей. (слайд Луны). Как вы думаете, что это?
Дети: Это Луна – спутник Земли.
Воспитатель: Мы с Земли видим ее вечером и ночью, она ярко светится. Почему? Попробуйте ответить.
Дети высказывают свои предположения.
Воспитатель: Луна сама не горит и не светит, а лишь отражает солнечные лучи, которые на нее попадают.
Давайте проведем опыт, чтобы в этом убедиться.
На столе стоит глобус – Земля, один ребенок держит мячик рядом с глобусом, а воспитатель освещает фонариком глобус и мячик.
Воспитатель: Представьте, что фонарик – это Солнце, которое светит на Землю и Луну. Когда у нас ночь, солнечные лучи попадают на Луну и отражаются от ее поверхности. Нам кажется, что Луна светится, а когда у нас день, мы просто не видим Луну в ярких солнечных лучах.
Воспитатель: Вот как много мы уже узнали, а ведь полет только начался.
Давайте выйдем в космос рядом с ракетой и немного разомнемся.
Подвижная игра «Космонавты»
Дети идут по кругу, взявшись за руки, и произносят слова:
Ждут нас быстрые ракеты,
Для прогулок по планетам,
На какую захотим,
На такую полетим.
Но в игре один секрет
Опоздавшим места нет!
После этих слов все бегут и занимают места в своем звездолете.
Воспитатель: Продолжаем наш полет. Мы пролетаем мимо других планет (слайды, все они относятся к планетам солнечной системы.
А вы знаете – почему?
Ответы детей.
Воспитатель: Потому что эти планеты, как и наша Земля, вращаются вокруг Солнца. А вы знаете, ребята, что такое Солнце?
Дети: Солнце – это звезда.
Воспитатель: Верно, самая близкая к нам звезда. Поэтому планеты, которые кружатся вокруг Солнца, назвали планетами солнечной системы.
Всего их 9.
Воспитатель: Чтобы запомнить, что наше Солнце – это звезда, давайте с вами поиграем.
Игра "Солнышко"
Дети выходят и становятся в круг на ковре, произносят слова стихотворения А. Барто, одновременно выполняя ритмические движения вместе с воспитателем.
Солнышко, солнышко, выходи.
Глазками, глазками погляди.
Лучиком, лучиком посвети.
Солнышко, солнышко, не зевай.
Солнечным зайчиком поиграй.
Лучиков, солнышко, не жалей.
Наших деток ты согрей!
Воспитатель: Ребята, а какое солнце?
Дети: Яркое, желтое, знойное, круглое, теплое, лучистое и пр.
Воспитатель: Наше Солнце светит ярко, освещает все вокруг. Что в этом хорошего и плохого?
Игра «Хорошо – плохо»
Ответы детей: Согревает землю и другие планеты, поэтому тепло; -освещает все лучами – светло; -веселее, когда светит солнце; -летом очень горячее, может сжечь; -зимой почти не греет, а только светит; -если летом долго находиться на солнце – можно получить ожог; -слепит лучами глаза, и т. д.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, рядом с ракетой оказалось много метеоритов (показывает карточки с буквами в виде обломков метеоритов). Давайте попробуем собрать их в слова.
Игра «Составь слово»
Дети с воспитателем подбирают и выкладывают слова, читают их:
ЗЕМЛЯ, ЛУНА, СОЛНЦЕ.
Воспитатель: Молодцы, ребята, теперь вы хорошо знаете, что Земля и другие планеты вращаются вокруг Солнца по своим «дорожкам» - орбитам. Хотите узнать названия остальных планет? Это - Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун, Плутон.
Воспитатель показывает планеты на картине, дети повторяют и считают.
Воспитатель: Давайте с вами поиграем, и вы узнаете, как эти планеты двигаются вокруг Солнца.
Игра «Движение планет вокруг Солнца»
Каждый ребенок получает название одной из планет, проговаривает его, чтобы запомнить и становится на свое место. В центре стоит воспитатель, который держит в руках солнышко. Воспитатель направляет движение детей вокруг «Солнца», при этом напоминает, что планеты вращаются еще и вокруг себя. По команде все начинают двигаться.
Воспитатель: Дорогие космонавты, присаживайтесь в свои кресла в ракете. Теперь вы, наверно, увидели, как сложно все устроено в космосе. А знаете, что таких звезд, как наше Солнце, огромное количество. Чтобы в этом убедиться, выйдите вечером с родителями на улицу и посмотрите в небо.
Воспитатель: Дети, нам пора домой. Пристегнитесь, поправьте скафандры, начинаем отсчет:
1 -2-3-4-5-
Вот и дома мы опять!
Итог занятия
Воспитатель: Понравилось вам путешествие?
Что интересного вы узнали?
Какие планеты солнечной системы вы узнали?
На какой планете мы живем?
Когда отмечают день космонавтики?
Кто первый полетел в космос?
Мне понравилось с вами путешествовать, наше космическое путешествие закончилось, всем спасибо!