Елена Калюжина
Конспект НОД в старшей логопедической группе по изучению звука [Ы] «Путешествие на паровозике»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема НОД. Звук Ы. Путешествие на паровозике.
Разработчик: Калюжина Елена Юрьевна, учитель-логопед высшей квалификационной категории МБДОУ «Детский сад №365» г. о. Самара
Возраст детей: 5-6 лет.
Цель: научить различать и четко произносить звук [ы] изолированно, в слогах, словах.
Задачи:
• Коррекционно- образовательные:
- познакомить детей со звуком [ы];
- учить выделять звук [ы] из ряда гласных звуков, слогов;
Темочки:
- Буква Ы и звук [Ы]. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Старшая группа
- Темочки
- учить образовывать множественное число существительных;
- совершенствовать умение проводить звуковой анализ односложных слов;
• Коррекционно- развивающие:
- развивать фонематический слух и фонематическое представление;
- развивать артикуляционную моторику;
- развивать просодическую сторону речи (сила голоса) ;
- развивать память, внимание, мышление.
• Коррекционно- воспитательные:
- формировать интерес, положительное отношение к занятию;
- воспитывать усидчивость, умение работать в парах.
Организация образовательной среды:
Для мотивации к НОД: аудиофайл «Гудок паровоза»
Для проведения НОД: ноутбук, проектор для просмотра презентации, предметные картинки, мяч, фишки для обозначения звуков, пособие «Поезд», диск с мультфильмами о транспорте.
Предварительная работа:
-педагога: разработка конспекта, изготовление пособий, подбор речевого материала по теме НОД, подготовка презентации;
- с детьми: знакомство с видами транспорта, чтение сказки Т. Крюковой «Паровозик Пых».
- с родителями: закрепление речевого материала.
Формы организации совместной деятельности: игра, беседа, самостоятельная деятельность, работа в парах.
Проведение НОД:
Мотивация:
Дети входят в зал и слышат гудок паровоза.
Л. - Что это за звук? (Предположения детей). Давайте проверим. (слайд «Паровозик»).
Л. - Вспомните имя этого паровозика? (Пых). Ребята, сегодня мы отправимся в путешествие на паровозике в страну знаний, будем играть в разные игры и узнаем много интересного.
Л. - Ребята, а что нам нужно, чтобы занять свои места в вагоне? Правильно, нам нужны билеты. (Дети берут билеты – кусочки бумаги четырех цветов с написанными цифрами от 1 до 8. На стульях соответствующие обозначения. Таким образом дети делятся на пары)
Л. - Занимайте свои места. Паровозик отправляется в путь. (Слайд)
Дети садятся на свои места.
Реализация видов деятельности.
1. Выделение звука [ы] из слов.
Л. - Ребята, сейчас я назову несколько слов. Послушайте их внимательно и назовите звук, который слышится в конце каждого слова.
Слова: коты, столы, часы.
Л. - Так какой же звук вы услышали в конце слов? (Звук [ы])
- Сегодня в нашем путешествии мы познакомимся со звуком [ы].
2. Характеристика звука по артикуляционным и акустическим признакам.
Дети попарно поворачиваются лицом друг и другу и произносят звук [ы], обращая внимание на положение органов артикуляции (губы - в улыбке, зубы не смыкаются, язык напряжен и лежит на дне ротовой полости).
Л. - Произнесите еще раз звук [ы]. Есть ли преграда во рту, мешают ли нам язык, губы и зубы? (нет). Значит звук [ы] – какой? (Гласный).
Выставить картинку – зачеркнутый забор.
- Произнесите звук [ы] громко, тихо.
Л. - Фишкой какого цвета обозначаем гласный звук? (Красного)
3. Развитие фонематического восприятия.
Л. - А вот и первая станция «Станция звуков и слогов». (Слайд.) Давайте встанем со своих мест.
- На станции мы слышим разные звуки. Среди этих звуков нам надо услышать звук [ы].
Игра «Поймай звук».
Логопед произносит гласные звуки, а дети хлопают в ладоши, когда услышат звук [ы] : А О У Ы У Ы О А И Ы…
Аналогично со слогами: ПЫ, ПО, МО, МЫ, ТУ, ТА, ТЫ, КА, ЛА, ПЫ…
4. Определение позиции звука в слове.
Л. - Ребята. Пока мы стояли на станции к нашему паровозу прицепили еще вагоны, для того, чтобы мы могли поиграть в игру «Найди нужный вагон». (Выставляется дид. пособие «Поезд» с тремя вагонами.)
Игра «Найди нужный вагон».
Л. - Играть будем по парам. Напоминаю, что вам нужно уметь договариваться и не спорить. (Каждая пара подходит и выбирает картинку).
Л. - Наш поезд обозначает слово. Вспомните, где может находиться звук в слове? (В начале, в середине или в конце слова). Вам нужно распределить картинки по вагонам: в первый вагон, если звук [ы] находится в начале слова, во второй – если звук [ы] в середине слова, в третий – если [ы] в конце слова.
(Дети выходят парами, один ребенок называет слово, выделяя голосом звук [ы], а второй определяет место звука в слове).
Л. - Посмотрите, первый вагон у нас остался пустым. Почему такое произошло? (Нет слов, которые начинаются со звука [ы].)
- Занимайте свои места. Продолжаем путешествие. (Слайд)
5. Звуковой анализ слова «Пых».
Л. - Паровозик Пых еще маленький и быстро устаёт. Давайте сделаем еще одну остановку. (Слайд). Станция звуков и слов.
Л. - Чтобы наш паровозик быстрее набрался сил, давайте разберём по звукам слово «Пых» - имя нашего паровозика, и составим звуковую схему этого слова.
(Ребенок, который правильно называет звук, выходит к доске и обозначает его фишкой).
6. Образование множественного числа существительных.
Л. - Для того, чтобы нам добраться до Страны знаний, нужно правильно назвать слова, которые обозначают много предметов.
Игра «Один- много» (с мячом)
Кот-коты, гриб-грибы, шар, стол, хвост, мост, цветок, ковер,
- Повторите слова, которые обозначают много предметов.
- Какой звук находится в конце каждого из этих слов.
- Вот мы и доехали до Страны знаний. (Слайд)
Подведение итогов.
Л. - С каким звуком познакомились?
- На каких станциях останавливались?
- В какую страну попали?
- На чем еще можно путешествовать? (дети называют виды транспорта)
- На память о нашем путешествии я дарю вам диск с мультфильмами о транспорте.
Организация детей, не участвующих в НОД. Закрепление материала в ходе иидивидуальной НОД.
Взаимодействие с родителями. Закрепление речевого материала с детьми дома по заданию логопеда.
Литература
1. Кузнецова Е. В., Тихонова И. А. Ступеньки к школе. Обучение грамоте детей с нарушениями речи. – М. : ТЦ Сфера, 2009.
2. Лопухина И. С. Логопедия. Звуки, буквы и слова. – СПб. : Корона-Век, 2012.
3. Гомзяк О. С. Говорим правильно в 5-6 лет. Альбом упражнений по обучению грамоте старшей логогруппы. – М. : Гном и Д, 2013.
Интернет-ресурсы
https://logopedy.ru/portal/logoped-literature
https://nsportal.ru/detskiy-sad/logopediya