Получи документы

Конспект НОД в старшей группе «Знакомство с творчеством А. С. Пушкина и Москвой»

Елена Семенова
Конспект НОД в старшей группе «Знакомство с творчеством А. С. Пушкина и Москвой»
▼ Скачать + Заказать документы

Интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация», «Чтение художественной литературы», «Музыка».

Виды детской деятельности: познавательно-исследовательская, восприятие художественной литературы, музыкальная.

Цели: Познакомить с творчеством А. С. Пушкина. Вызвать интерес к литературному наследию А. С. Пушкина.

Планируемые результаты: Знать и называть А. С. Пушкина, читать отрывки из сказок «Сказка о рыбке и рыбаке», «Сказка о царе Салтане» и др.

Исполнять песню «Москва-столица наша» (музыка Е. Туманян, слова И. Черницкой).

Публикация «Конспект НОД в старшей группе „Знакомство с творчеством А, С, Пушкина и Москвой“» размещена в разделах

Материалы и оборудование: Портрет поэта А. С. Пушкина, стол, старинные вещи: чернильница с гусиным пером, свеча в медном подсвечнике, миниатюрный томик стихов. Выставка картин, книг, фотографий «Москва и Пушкин».

На центральной стене большой портрет поэта. Рядом на небольшом столике стоят старинные вещи: чернильница с гусиным пером, свеча в медном подсвечнике, миниатюрный томик стихов. Выставка картин, книг, фотографии “Москва и Пушкин”. Около столика два стульчика для детей и один для взрослого.

Дети под звон колоколов входят в зал. (убавляем звук).

Воспитатель: Дети, мы сегодня пришли в зал с вами для того, чтобы познакомиться с творчеством великого русского поэта А. С. Пушкина, который родился в Москве. Дети обратите внимание на рисунки. Здесь изображены персонажи. Из каких сказок?

Дети называют: 1. «Сказка о рыбаке и рыбке».

2. «Сказка о царе Салтане».

3. «Сказка о Попе и его работнике Балде». и др.

(осматривают фотографии, картины и т. д.).

Воспитатель: Велик и чуден град Московский. С утра до вечера полнится он колокольными звонами. “В Москве каждый день праздник” – гласит русская пословица. Дети, а вы знаете пословицы и поговорки о Москве?

Дети: знаем, отвечают по очереди: 1 – Москва – всем городам мать!

2 – Москва белокаменная, православная,

хлебосольная, златоглавая!

3 – Кто в Москве не бывал, красоты

не видал.

4 – Москва славится колоколами,

калачами да невестками.

Воспитатель: Верно. Слава о Москве идет по всей земле. Едут в нашу столицу отовсюду колокольного звона послушать, хлеба – соли покушать.

Посмотрите, перед вами величественная панорама Москвы. (Дети подходят к воспитателю, рассматривают фотографию на стене). Что вам здесь знакомо? (Дети называют башни, храмы Кремля, набережные, реку – Москву и т. д.).

Какой огромный город! А с чего он начинается? (С Кремля! С маленькой деревянной крепости.) А вы знаете кто был первым основателем города Москвы! (Юрий Долгорукий) Правильно, с Юрия Долгорукого начинается длинный ряд имен грозных царей, князей, отважных защитников Москвы, талантливых художников, музыкантов, поэтов. И одним из них был А. С. Пушкин. (Показ портрета).

Предлагаю детям сесть на стульчики. Звучит “Вальс” А. Грибоедова. (под музыку рассказывают).

Великий русский поэт Александр Сергеевич Пушкин родился в Москве почти два века назад. С раннего детства он был окружен заботой и вниманием своих родителей. Но особенно заботилась о нем его няня. Она была мастерица петь песни, рассказывать сказки. Говор у нее был особенный, певучий, говорила она “окая”. Ведь она была простая крестьянка.

Маленький Саша очень любил свою няню и называл ее ласково матушкой. А вы, дети, помните, как ее звали – величали? (Арина Родионовна) Правильно. Вы хотите познакомиться с Ариной Родионовной и услышать ее сказки? Хотим. Тогда давайте пригласим няню А. С. Пушкина. (Двое детей, идут в другую комнату и выводят Арину Родионовну (Воспитатель в старинном костюме: душегрее, длинной широкой юбке, чепце). Она усаживает этих детей возле маленького столика, кланяется всем собравшиеся в зале и начинает рассказ).

Арина Родионовна. Здравствуйте, детушки мои разлюбезные. Здравствуйте, гости дорогие.

Расскажу вам сказку! Слушайте! (Зажигает свечу, свет в зале гаснет.).

Звучит романс «Зимний вечер» в фортепианном изложении. Арина Родионовна садится около маленького стола.

Арина Родионовна. Некоторый царь задумал жениться, но не нашел по своему нраву некого. Послушал он однажды разговор трех сестер. Старшая хвалилась, что государством одним зерном накормит, вторае – что одним куском сукна оденет, третья – что родит царю чудесного сына.

Царь женился на меньшой, а вскоре уехал воевать. Мачеха его, завидуя своей невестке, решилась ее погубить. А царица тем временем разрешилась чудесным мальчиком: ножки у него по колено серебряные, ручки по локотки золотые, во лбу звезда, в затылке месяц. Послали известить о том царя: мачеха задержала гонца на дороге, напоила его, подменила письмо, в нем написала, что царица разрешилась не мышью, не лягушкой, а неведомой зверюшкой. Царь опечалился, но с тем же гонцом повелел дождаться его приезда для законного решенья. Мачеха опять подменила письмо и написала повеление, чтобы царицу с сыном посадили в бочку и бросили их в море. Так и сделали. Долго плакала царица с царевичем в засмоленной бочке.

Звучит фрагмент “Море” из оперы Н. А. Римского – Корсакова.

«Сказка о царе Салтане».

Выходит мальчик, и читает стих.

День прошел, царица вопит…

А дитя волну торопит:

“Ты, волна моя, волна!

Ты гульлива и волна;

Плещешь ты, куда захочешь,

Ты морские камни точишь,

Топишь берег ты земли,

Подымаешь корабли –

Не губи ты нашу душу:

Выплесни ты нас на сушу!”

Девочка. (музыка играет).

И послушалась волна:

Тут же на берег она

Бочку вынесла легонько

И отхлынула тихонько.

Мальчик. (музыка тихо играет).

Сын на ножки поднялся,

В дно головкой уперся,

Понатужился немножко:

“Как бы здесь на двор окошко

Нам проделать?” – молвил он,

Вышиб дно и вышел вон.

(музыка).

Арина Родионовна. Обручи лопнули, они вышли на землю. Сын избрал место и с благословения матери выстроил город и стал в нем жить да поживать. И много чудес было в городе!

Помните стих про белку?

Дети. Помним. (хором читают)

Белка там живет ручная,

Да затейница какая!

Белка песенки поет

Да орешки все грызет,

А орешки не простые,

Ядра – чистый изумруд;

Слуги белку стерегут.

(Свеча гаснет).

Арина Родионовна. Ай да белка, и пляшет, и поет! Что, да и только!

А все ли чудеса из этой сказки вы вспомнили? (Дети называют чудеса, которые происходят в сказке).

1-я девочка. Чуду царь Салтан дивится

А комар – то злиться, злится –

И впился комар как раз

Тетке прямо в правый глаз.

2-я девочка. Повариха побледнела

Обмерла и окривела.

Мальчик. Слуги, сватья и сестра

С криком ловят комара.

“Распроклятая ты мошка!

Мы тебя. ” А он в окошко,

Да спокойно в свой удел

Через море полетел.

Звучит “Полет шмеля” из опера «Сказка о царе Салтане».

Комар (ребенок) бегает по залу.

Дети, сидя на месте, беззвучно хлопают в ладоши, будто ловят его. Арина Родионова и ее маленькие помощники, девочка и мальчик, стараются догнать комара.

Арина Родионовна. Прощается с детьми, гостями. Дети садятся на стульчики.

Воспитатель. Дети, мы продолжим знакомство с Александром Сергеевичем Пушкиным. Удивительные сказки писал Пушкин: добрые, веселые. А сколько еще стихов, поэм и повестей им создано. И все они наполнены красотой и вдохновением. Особый подъем творческих сил поэт испытывал с наступлением своего любимого времени года. (Звучит фрагмент “Осенней песни” Петра Ильича Чайковского. Послушайте.).

Скажите, какое время года напоминает эта музыка.

Дети. Осень.

Воспитатель. Правильно.

Выходит, ребенок и читает стихотворение “Осень” (“Унылая пора! Очей очарование”).

Воспитатель: А теперь дети давайте погуляем по бульвару Москвы, где некогда под сенью желтеющий вязок, кленов, лип гулял поэт.

Дети исполняют упражнение с листьями на музыку А. Джойса “Осенний сон”.

Воспитатель: Пушкин любил Москву, любил бывать на балах, все его там удивляло и радовало. Вот как он описывает свои впечатления от московского бала:

Музыки грохот свеч блистанье,

Мельканье, вихорь быстрых пар,

Красавиц легкие уборы,

Людьми пестреющие хоры,

Невест обширный полукруг,

Все чувства поражает вдруг.

Дети, давайте отправимся с вами на бал. (Дети парами идет по залу под музыку Л. Боккерини “Менуэт”.

Воспитатель: Дети, продолжим знакомство с А. С. Пушкина и Москвой.

На одном из московских балов Пушкин познакомился с Натальей Гончаровой. Он любил эту юную красавицу. И вскоре молодые обвенчались в Церкви Большого Вознесения у Никитских ворот. (Показ фотографии).

После венчания Н. Н. Гончарова и А. С. Пушкин поселились на улице Арбат. (Показ фотографии).

Сейчас в этом доме, где когда – то жил Пушкины, открыт музей – квартира. (Показ фотографии).

И вот подошло к концу нашего знакомство с творчеством А. С. Пушкина и Москвой. Как много интересного мы увидели и узнали? Пусть всегда стихи поэта озаряют нашу жизнь. Проходят века, но все так же светло и молодо звучат пушкинские слова – признание в любви великому городу.

Мальчик читает стихи.

Как часто в горестной разлуке,

В моей блуждающей судьбе,

Москва, я думал о тебе!

Москва… как много в этом звуке

Для сердца русского слилось!

Как много в нем отозвалось!

Дети исполняют песню “Москва - столица наша” (музыка Е. Туманян, слова И. Черницкой).

Дети выходят из зала под звук колокольного звонка.

Публикации по теме:

Знакомство детей 2 младшей группы с творчеством А. С. Пушкина "Ох, уж эти сказки" День недели: 1 неделя понедельник. Сказка: "Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне.

Конспект НОД по развитию речи «Знакомство с биографией и творчеством А. С. Пушкина» для старшего дошкольного возрастаКонспект НОД по развитию речи «Знакомство с биографией и творчеством А. С. Пушкина» для старшего дошкольного возраста Цель: Активизировать литературную память дошкольников, создать эмоционально-положительное настроение, обогатить представления детей о.

Фотоотчет «Знакомство с творчеством писателя А. С. Пушкина» в старшей группеФотоотчет «Знакомство с творчеством писателя А. С. Пушкина» в старшей группе 6 июня Пушкинский день России. День русского языка. В России творчество поэта востребовано и популярно во все времена. С его сказками дети.

Конспект непрерывной образовательной деятельности в старшей группе «Знакомство с творчеством художника Е. И. Чарушина»Конспект непрерывной образовательной деятельности в старшей группе «Знакомство с творчеством художника Е. И. Чарушина» Задачи: • Продолжать знакомить детей с творчеством художника-иллюстратора Е. И. Чарушина. • Формировать умение внимательно рассматривать.

Конспект НОД «Знакомство с народным творчеством «Украсим дымковских лошадок» в младшей группеКонспект НОД «Знакомство с народным творчеством «Украсим дымковских лошадок» в младшей группе Цель: Знакомство детей с дымковской игрушкой, как предметом народного творчества, развитие продуктивной деятельности детей. Задачи: Обучающие:.

Конспект занятия во второй младшей группе «Знакомство с творчеством Эдуарда Успенского»Конспект занятия во второй младшей группе «Знакомство с творчеством Эдуарда Успенского» Конспект занятия во второй младшей группе «Знакомство с творчеством Эдуарда Успенского» Подготовили: Калмыкова Н. И., Васильева И. Н. Цели:.

Консультациия для родителей «Знакомство с творчеством А. С. Пушкина» во время изоляции Материалы для беседы: портреты А. С. Пушкин, Арина Родионовна, книга сказок А. С. Пушкина с иллюстрациями, картинки старинных предметов.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект НОД в старшей группе «Знакомство с творчеством А. С. Пушкина и Москвой»
Опубликовано: 21 июля 2024 в 16:41
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект НОД в старшей группе «Знакомство с творчеством А. С. Пушкина и Москвой»» (включая файлы) размещена пользователем Елена Семенова (УИ 3451652) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД