Екатерина Иванова
Конспект НОД в старшей группе «Жилище человека»
▼ Скачать + Заказать документы
КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«Жилища человека»
Разработала: Иванова Екатерина Алексеевна,
воспитатель 2 квалификационной категории
2012г.
Интеграция образовательных областей: познание, социализация, коммуникация, художественное творчество, физическая культура.
Задачи:
• познакомить детей с эволюцией жилья на протяжении истории человечества на примерах развития жилья на территории России;
Публикация «Конспект НОД в старшей группе „Жилище человека“» размещена в разделах
- Дом, дома, домики. Здания и строения
- Дом, дома. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Темочки
• формировать опыт деятельности ориентирования в видах жилых строений;
• закрепить умение подбирать детали постройки самостоятельно, использовать предметы-заместители;
• формировать опыт деятельности воплощения замысла в постройке.
• развивать конструктивные способности, воображение;
(познание)
2.
• воспитывать умение работать сообща (подгруппой);
• воспитывать уверенности в себе;
• воспитывать желание узнавать что-то новое о жизни других людей;
(социализация)
3.
• осваивать элементарные навыки речевого этикета;
• обогащать словарный запас детей;
• воспитывать инициативность и самостоятельность в речевом общении с окружающими;
(Коммуникация)
4.
• побуждать к творческой активности, самостоятельности и инициативности;
(художественное творчество)
5.
• развивать мелкую моторику рук детей;
• добиваться уверенного и активного выполнения основных элементов техники движения;
• развивать координацию движений; (физическая культура)
МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ:
• Практический — наблюдение, пантомима.
• Частично-поисковый — постановка проблемных вопросов, поиск необходимого материала для конструирования.
• Самостоятельная работа.
• Игровой метод.
• Логический - сопоставление и сравнение, анализ и синтез, аналогия, обобщение, доказательства.
• Словесный - беседа, чтение, ответы на вопросы
• Наглядный — рассматривание иллюстраций
Материалы и оборудование:
• иллюстрации домов различных этапов эволюции жилищ человека;
• материалы для конструирования – конструктор, деревянные кубики, бруски, различные кусочки ткани, фигурки людей, домашних и диких животных, деревьев;
• карандаши и фломастеры;
• листы цветной бумаги;
• ТСО (музыкальное сопровождение);
• мяч;
• коробка ТРИЗ;
• иллюстрации для д/и «Для какой профессии нужен предмет» - изображения людей строительных профессий, атрибутов и спецодежды, характерных для их деятельности;
• изображения жилищ для д/и "Пересечения. ТРИЗ".
Словарь: искусство, архитектура, архитектор, привлекателен, человеку уютно, изба, дворянская усадьба, пещеры, шалаши, полуземлянки, мамонты.
ЛОГИКА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
Дети проходят на стульчики.
Для того чтобы узнать, о чём они будут сегодня разговаривать, ребята играют в игру «Угадай предмет» в волшебной коробке ТРИЗ. Дети задают воспитателю вопросы о различных признаках спрятанного предмета и догадываются, что в коробке был спрятан домик.
Дети узнают, что сегодня они будут разговаривать о жилищах человека.
Воспитатель: сегодня, когда я шла на работу, было очень холодно, и я подумала, как хорошо дома. А у вас дома хорошо? Тепло? А почему?
Ответы детей.
Каждый человек где-то живёт. У него есть свой дом.
Дети встают в круг и, играя с мячом, отвечают на вопросы:
• Как можно сказать о маленьком доме? (домик)
• О большом доме? (домище)
• Сказочный человек, который живет в доме? (домовой)
• Человек, который любит проводить свободное время у себя дома? (домосед)
• Как назовем дела, которые выполняем дома? (домашние)
• Как называют женщину, которая не работает, а ведет домашнее хозяйство? (домохозяйка)
Дом, домик, домище, домовой, домашний, домосед, домохозяйка – это семья слов, слова-родственники.
Дети играют в игру "Теремок. Жилища человека" (ТРИЗ).
Дети идут по кругу и говорят слова:
Стоит в поле теремок, теремок.
Он не низок, ни высок.
Кто в теремочке живёт?
Кто в невысоком живёт?
В теремочке живут жилища человека. В каком еще жилище может жить человек?
Каждый ребёнок должен сказать свой вариант ответа, тогда он проходит на стульчик. (Человек может жить в замке, во дворце, в шалаше, в избе, в тереме, в крепости, в палатке и т. д.).
Дети садятся на стульчики и играют в игру «Какой дом?».
Дети передают мяч, пока играет музыка. Как только музыка остановилась, тот ребёнок, у которого в руках оказался мяч отвечает на вопрос:
Дом из кирпича (какой дом) – кирпичный дом.
из бетона – из пластмассы - из бумаги -
из камня – из металла - изо льда -
из глины — из стекла - из дерева –
- Ребята, а вы в каких домах живёте?
(Ответы детей)
Педагог предлагает детям отправиться в далёкое прошлое.
- Ни один народ на Земле не может обойтись без жилища. Когда же возникло и что представляло оно собой первоначально? Осмотримся кругом: перед нами — густой лес, горы, слышится рёв диких зверей. Из дома выходит древний человек в одежде из шкур.
• Как вы думаете, где жили первобытные люди? (В пещерах).
• Что такое пещера? (Углубление в горе или в скале.)
• Почему? (Раньше люди жили в пещерах, потому что не умели делать кирпичи. У них не было машин, которые помогли бы им строить большие дома).
Воспитатель демонстрирует иллюстрацию с изображением пещеры.
• Потом люди начали делать жилища из костей мамонтов. Крупные кости вкапывались кольцом, сверху связывались. Сверху все сооружение покрывалось шкурами мамонтов, или других животных.
Воспитатель демонстрирует иллюстрацию жилищ древних людей.
В тех местах, где не было таких крупных животных, дома строили из камней. В ход шли ветки, бревна.
Воспитатель демонстрирует иллюстрацию «Жилища древних людей».
Но в таких домах, наверное, тоже было неудобно жить? Почему?
(Там было жарко и дверей не было, земляные полы, ходить надо было согнувшись, попадал дождь, ветер мог его снести, зимой было холодно).
И люди стали думать, из чего бы им построить крепкие, теплые дома.
Там где было много лесов, люди делали деревянные дома. Угадайте, как называются такие дома (изба). А как вы думаете, чем были удобны эти дома? (Дождь не попадает и ветер не дует, в них тепло, потому что есть печка; светло, потому что окна; есть дверь, которую можно запереть).
Воспитатель демонстрирует иллюстрацию деревянной избушки.
Постепенно менялся облик домов.
Богатые люди имели дома в два, три и даже четыре этажа.
Воспитатель демонстрирует иллюстрацию «Изба Екимовой».
Строятся дворянские усадьбы. Просторные, красивые и теплые.
Воспитатель демонстрирует иллюстрацию «Подмосковная усадьба Мураново».
Дети выполняют физминутку.
Воспитатель предлагает поиграть в игрушечную стройку.
Получили мы подарки: Дети изображают, как выкладывают
Кирпичи, бруски и арки. предметы из коробки.
Из коробки мы берем,
Строим мы красивый дом.
Строим быстро, строим скоро, Дети садятся на корточки,
Без цемента из раствора. постепенно выпрямляясь,
Дом растет все выше, выше, а потом встают на носки.
Есть карниз, труба и крыша.
Воспитатель обращает внимание детей на какой-то конверт, в котором находится задание. Нужно соотнести изображение человека различных этапов развития и жилища, в котором он мог бы проживать, (ТРИЗ). Дети по желанию выходят и постепенно выполняют задание.
Дети слушают рассказ воспитателя дальше.
• Появляются каменные дома.
Воспитатель демонстрирует иллюстрацию «Палаты Пушникова в Нижнем Новгороде».
• Большинство домов сохранялись деревянными, но их вид меняется. Большинство из них — бревенчатые дома, покрытые штукатуркой. Воспитатель демонстрирует иллюстрацию «Москва – здание 19 века.
Воспитатель обращает внимание детей на то, что в предыдущем задании одному человеку не досталось жилища. Это человек, который живет в наше время. Отправимся в настоящее и подберем дома для современного человека. Воспитатель предлагает несколько различных изображений домов, и дети выбирают жилище для современного человека.
• В Москве начинают появляться первые высотные дома.
Воспитатель демонстрирует иллюстрацию высотных зданий.
• А вот так, выглядят современные здания, построенные в Москве.
Дети думают, легко ли построить дом?
В строительстве дома принимают участие люди разных профессий.
Дети играют в игру «Для какой профессии нужен предмет». Каждому ребёнку предлагается вытянуть любую карточку, на которой изображен или элемент спецодежды, или атрибут необходимый для какой-то профессии. Воспитатель раскладывает иллюстрации строительных профессий. Дети самостоятельно думают и кладут свою карточку к нужной картинке.
Воспитатель предлагает ещё раз вспомнить строительные профессии.
Дети встают в круг и играют с мячом в игру «Назови профессию».
- Кто кладет кирпичи, строит стены домов? (каменщик)
- Кто делает из дерева двери, окна, пороги, деревянные лестницы? (Плотник)
- Кто придумывает вид дома и делает его чертежи? (Архитектор)
- Кто поднимает на стройке грузы наверх дома? (Крановщик)
- Кто красит стены и белит потолки? (Маляр)
- Кто прокладывает провода, чинит электрические приборы? (Электрик).
- Кто прокладывает и чинит водопровод и канализацию? (Слесарь- водопроводчик)
- Кто кладет керамическую плитку на стены? (Плиточник).
Дети садятся на стулья и выполняют пальчиковую гимнастику «Теремок».
Кисти рук подняты на уровень шеи, концы пальцев соединены, изображают крышу.
Стоит в поле теремок, (Пальцы раздвинуты в стороны.)
На двери висит замок. (Пальцы переплетены в замок.)
Открывает его волк Движения сомкнутыми кистями влево - вправо.)
Дерг-дерг, дерг-дерг. (Движения сомкнутыми кистями к себе, от себя.)
Пришел Петя-Петушок (Пальцы размыкаются, руки занимают исходное
И ключом открыл замок. положение.)
Воспитатель предлагает детям тоже стать строителями и построить дома.
Дети делятся на команды: каждый ребёнок берёт фрагмент рисунка. Дети объединяются по группам и собирают свой рисунок.
Каждая команда строит свой дом по теме того рисунка, который они собрали: жилище древнего человека, деревянный дом и дом из кирпичей конструктора. Жилище можно украсить, используя цветную бумагу, раскрасить его, сделать фон, детали окружающей обстановки.
Дети по подгруппам выполняют работу. Звучит тихая, спокойная музыка.
Дети презентуют свои работы: каждая команда рассказывают, что именно они построили, кто живёт в их доме, из чего и как они строили.
Дети анализируют все представленные работы, отмечают необычные, оригинальные.