Репкина Виктория
Конспект НОД в старшей группе «Эксперименты с песком, глиной»
▼ Скачать + Заказать документы
«Эксперименты с песком, глиной»
Цель: Развитие у дошкольников познавательного интереса к поисково-исследовательской деятельности через знакомство с песком, глиной и землей.
Задачи:
Образовательные:
- Формировать умения и навыки выявлять свойства песка, глины знакомить с окружающим миром
- Подводить детей к ответу полными предложениями.
- Формировать навыки проведения лабораторных опытов.
- Обогащать словарный запас новыми понятиями.
Публикация «Конспект НОД в старшей группе „Эксперименты с песком, глиной“» размещена в разделах
- Глина. Знакомство с глиной
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Песок. Все материалы с использованием песка
- Песок. Свойства песка, опыты и исследования
- Старшая группа
- Темочки
Развивающие: развивать любознательность, внимательность, логическое мышление, умение выражать свои мысли, делать умозаключения
Воспитательные:
- Воспитывать у детей игровое и речевое взаимодействие со сверстниками и взрослыми.
- Формировать самостоятельность, трудолюбие, аккуратность.
- Прививать любовь к природе.
Интеграция областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально – коммуникативное развитие», «Физическое развитие», «Художественно - эстетическое развитие».
Словарная работа: рыхлость, сыпучесть, песчинки, мягкость, пластичность, плотность.
Формы работы: дидактическая игра, общение и взаимодействие с взрослыми и сверстниками: беседы, ситуативный разговор, составление и отгадывание загадок, игры; исследование объектов окружающего мира и экспериментирование с ними. Эксперименты с песком, глиной, на выявление свойств и качеств; здоровьесберегающие технологии.
Оборудование для воспитателя/детей: песок, глина, тарелочки, трубочки, салфетки, ложки, стаканы с водой, формочки.
Методы и приёмы:
Наглядный: показ воспитателя.
Словесный: загадывание загадок, вопросы к детям, ответы, указания, пояснения.
Игровой: сюрпризный момент, игра путешествие.
Предварительная работа:
Наблюдение на прогулке за песком.
Рассматривание песка, земли.
Труд в уголке природы и на участке.
Самостоятельная деятельность:
Дидактические игры (лото, домино)
Ход НОД:
Воспитатель: Здравствуйте, ребята! Я пришла не с пустыми руками, а с волшебным сундуком, чтобы узнать что внутри вам надо отгадать загадки.
Я вам загадаю загадки, а вы угадайте.
Он и жёлтый, и сыпучий,
Во дворе насыпан кучей,
Если хочешь, можешь брать
И играть (песок)
Ответы детей.
Воспитатель: Правильно!
Если встретишь на дороге,
То увязнут сильно ноги.
Чтоб сделать миску или вазу -
Она понадобится сразу (глина)
Воспитатель: Правильно!
Воспитатель: Открывает коробку в ней стакан с песком, глиной.
Воспитатель: Ребята, так вот мы сегодня и будем исследовать песок, глину. Итак, давайте войдем в нашу лабораторию и начнем исследование (отодвигается ширма, на столе подносы на них стакан с песком, ложечка, формочка для песка, стакан с водой, трубочка, салфетки).
- Вначале нашей работы давайте вспомним правила поведения в нашей лаборатории:
Не пробовать то, с чем экспериментируете!
Не сыпать песок в глаза, делать опыты аккуратно!
Слушать внимательно воспитателя!
Работать дружно!
Мыть руки после экспериментирования!
- Свои исследования мы начнем с изучения песка. Рассмотрите его внимательно.
1 опыт:
«Откуда берётся песок»
Материал: камни, листы белой бумаги, лупа.
Ход эксперимента:
Возьмите 2 камня и постучите ими друг о друга, потрите их над листом бумаге.
Как вы думаете, что это сыплется?
Возьмите лупы, рассмотрите это.
Как мы получили песок?
Как в природе появляется песок?
Вывод: Ветер, вода разрушают камни, в результате чего и появляется песок.
- Из чего состоит песок? (из песчинок) Какого цвета? (светло-коричневый) Возьмите песок ложкой и насыпьте в тарелочку. Хорошо ли он сыплется? Что можно сказать о песке, если его можно сыпать? Он какой? (Сыпучий) А теперь возьмите трубочки и аккуратно подуйте на песок, что получилось?
Ответы детей.
Воспитатель: Песчинки передвигаются, потому что они лежат отдельно друг от друга. А что будет, если в песок налить немного воды? Как вы думаете? (Ответы детей) Куда девалась вода? (Ответы детей).
Воспитатель: Можно так сказать, что песок впитал в себя воду и стал мокрым? Можно ли сказать, что мокрый песок сыпучий? (Нет, сыпучий только сухой) Из какого песка легче построить что то - из мокрого или сухого? (Ответы детей).
Вывод: Ребята, что мы узнали о песке: песок состоит из множества маленьких песчинок, как правило, разных. Песок (сухой) сыпучий, поэтому ветер легко может передвигать песчинки. Если его намочить, песчинки склеиваются, прилипают к рукам и друг к другу.
- А теперь перейдём к другому столу (на столе тарелочки закрыты салфетками).
2 опыт: Поднимите салфетки! Что мы видим? Как вы догадались, что это глина? (Ответы детей.)
- Внимательно рассмотрите ее. Какого она цвета? (коричневого) Возьмите в руки, помните! Легко мять? (ответы детей)
- Давайте нальем в мисочку с глиной немного воды и посмотрим, что получится. Куда делась вода? (Она плохо проходит сквозь глину) Как изменилась глина? (Стала пластичной, мягкой, из нее можно лепить.)Ребята, я хочу вам также рассказать, что в Дагестане есть село Балхар, там мастера изготавливают глиняные кувшины и игрушки. (Показ кувшинов)
В заключение воспитатель делает вывод: глина состоит из множества мельчайших частичек. Когда глина сухая, она крепкая, твердая, но если ее намочить, она становится мягкой, пластичной.
Опыт 3
Воспитатель: Ребята, давайте слепим из песка и глины колобков! Как они высохнут, что получиться?
(Дети отвечают)
Молодцы ребята!
Берём мокрый песок и глину лепим колобки, затем оставляем для наблюдения.
Воспитатель: ребята, что мы узнали?
(Ответы детей)
Воспитатель: Молодцы! Из песка колобок высох и рассыпался, а из глины сохранил форму.
Опыт 4
Воспитатель: Ребята, давайте посмотрим впитывают ли песок и глина воду?
два стаканчика с песком и глиной, стаканчик с водой.
Аккуратно нальем немного воды в стаканчик с песком. Потрогаем песок. Каким он стал? Влажным, мокрым. А куда исчезла вода? Она «забралась» в песок и «уютно устроилась» между песчинками.
Затем наливаем немного воды в стаканчик с глиной. Следим, как водичка впитывается: быстро или медленно? Медленно, медленней, чем в песок. Часть воды остается сверху, на глине.
Опыт 5
Воспитатель: Ребята давайте нальем не чистую воду, а грязную, и посмотрим что получиться.
Ребята, а песок пропускает воду? Давайте проверим. «Вода свободно проходит через песок, а глина воду не пропускает»
Берем две воронки в одной песок, в другой глина, потом
ставим в стакан наливаем воду и наблюдаем.
ВЫВОД: Глина воду не пропускает, а песок пропускает. Значит, песок может служить естественным фильтром для воды.
РЕФЛЕКСИЯ: Что мы сегодня делали? Ответы детей.
Что нового вы узнали? Ответы детей.
Ребята, что вам больше всего понравилось? Ответы детей.