Татьяна Сырбу
Конспект НОД по продуктивному чтению и слушание произведения Николая Носова «На горке» в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Продуктивное чтение – слушание произведения Николая Носова «На горке».
Цель: познакомить детей с рассказом Н. Носова «На горке».
Задачи:
1. Обучающая: учить детей чувствовать и понимать характер образов художественных произведений, усваивать последовательность развития сюжета, замечать выразительно-изобразительные средства, помогающие раскрытию содержания; учить детей понимать переносное значение некоторых словосочетаний и предложений; формировать умение пересказывать рассказ по картинкам.
Публикация «Конспект НОД по продуктивному чтению и слушание произведения Николая Носова „На горке“ в старшей группе» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Литература, чтение. Конспекты занятий
- Носов Н.Н.
- Писатели для детей. Все писатели по фамилиям
- Старшая группа
- Темочки
2. Развивающая: развивать связную, интонационную речь, воображение, умение домысливать текст, предугадывать ход событий; развивать умение участвовать в коллективном разговоре.
3. Воспитательная: воспитывать уважительное отношение к чужому труду; желание работать в команде.
Интегрируемые образовательные области: «Чтение художественной литературы, «Коммуникация», «Художественное творчество»
Вид деятельности, лежащей в основе организации образовательной деятельности: чтение художественной литературы
Форма занятия: интегрированное
Форма организации детей: подгрупповая
Методы и приё мы: чтение рассказа, вопросы
Материал и оборудование: книги Н. Носова, портрет Н. Носова, сундучок подсказок, иллюстрации, книга с рассказом, мяч, снежинки, мольберт, магниты.
Предварительная работа: чтение произведений Николая Носова, речевые дидактические игры, рассматривание иллюстраций.
1. Сюрпризный момент
Воспитатель вносит в группу портрет Николая Носова и ставит на полку в книжный уголок, рядом с его произведениями, уже прочитанными с детьми. Рассматривает его, чем привлекает внимание ребят - они подходят.
-Ребята, у нас появился новый портрет в книжном уголке (подходят остальные дети)
-Портрет.
- Какой может быть профессия у человека с портрета?
(дети предлагают варианты ответов).
-Писатель.
-Правильно, писатель. Почему вы так решили?
-Вы поставили его в книжный уголок. (выслушивает все ответы детей)
- Расскажите, чем занимаются писатели? (ответы детей).
-Давайте посмотрим на новый портрет в нашем книжном уголке. Я поставила его на полку к вашим любимым книгам. К каким книгам? Кто автор этих книг? Догадались, как зовут этого писателя? (Николай Носов).
-Правильно, мы с вами прочитали много его книг. В каком литературном жанре любит писать детский писатель Николай Носов? (рассказы).
-О ком чаще всего Николай Носов пишет свои рассказы? (о детях)
-Николай Носов любил наблюдать за детьми и их играми, и все интересные истории описывал в книгах. Когда у него родился сын, стал писать про своего сына и его друзей.
2. Мы с вами читали рассказы этого замечательного писателя. Давайте вспомним их, используя «Сундучок подсказок» (предлагаю детям, не глядя достать предмет, который относится к одному из рассказов писателя) :
1. Из какого рассказа эта шляпа? Кто сидел под ней? Как он туда попал? («Живая шляпа»)
2. Из какого рассказа этот лоскуток ткани? Что такое заплатка? («Заплатка»)
3. Чей жезл достали из сундучка? Как называется этот рассказ? Чему он нас научил? («Милиционер»)
4 .Из какого рассказа этот овощ? Чему учит нас этот рассказ? («Огурцы»)
5. О чём мама просила своего сына? Почему разбилась сахарница? («Леденец»)
6. О чём мечтали два друга? Им удалось? На чём они прокатились? Кому за это «попало»? («Автомобиль»)
-Читая книги Николая Носова, мы учимся не совершать плохих поступков, учимся дружить. Они дают нам хорошие советы.
7. Из какого рассказа этот мальчик? (достаю сама фигурку мальчика на коньках, дети затрудняются ответить). Почему вы не знаете? (не читали такой рассказ).
-Вы хотите узнать, какая история случилась с этим мальчиком?
3. Сегодня я познакомлю вас с новым для вас рассказом Николая Носова «На горке». Садитесь поудобнее, у меня в руках новый рассказ. Напомните, как он называется и кто автор? (обращаю внимание на портрет Н. Носова). Чтение рассказа. На горке.
Целый день ребята трудились – строили снежную горку во дворе. Сгребали лопатами снег и сваливали его под стенку сарая в кучу. Только к обеду горка была готова. Ребята полили её водой и побежали домой обедать. (Почему не сразу стали кататься?Как вы думаете)
– Вот пообедаем, – говорили они, – а горка пока замёрзнет. А после обеда мы придём с санками и будем кататься.
А Котька Чижов из шестой квартиры хитрый какой! Он горку не строил. Сидит дома да смотрит в окно, как другие трудятся. Ему ребята кричат, чтоб шёл горку строить, а он только руками за окном разводит да головой мотает, – как будто нельзя ему. (Как вы думаете, пойдет)А когда ребята ушли, он быстро оделся, нацепил коньки и выскочил во двор. Чирк коньками по снегу, чирк! И кататься - то как следует не умеет! Подъехал к горке.
Как интересно, а что-же дальше произойдёт?
– О, говорит, – хорошая горка получилась! Сейчас скачусь.
Только полез на горку – бух носом (Почему упал?)
– Ого! – говорит. – Скользкая!
Поднялся на ноги и снова – бух! Раз десять падал. Никак на горку взобраться не может.
«Что делать?» – думает. (Как вы думаете, придумает)
Думал, думал – и придумал:
«Вот сейчас песочком посыплю и заберусь на неё».
Схватил он фанерку и покатил к дворницкой. Там – ящик с песком. Он и стал из ящика песок на горку таскать. Посыпает впереди себя, а сам лезет всё выше и выше. Взобрался на самый верх. (А теперь у него получится скатиться?Поедут коньки по песку)
– Вот теперь, – говорит, – скачусь!
Оттолкнулся ногой и снова – бух носом! Коньки то по песку не едут! Лежит Котька на животе и говорит:
– Как же теперь по песку кататься?
И полез вниз на четвереньках.
Тут прибежали ребята. Видят – горка песком посыпана. (Как выдумаете ребята расстроятся)
– Это кто здесь напортил? – закричали они. – Кто горку песком посыпал? Ты не видал, Котька?
– Нет, – говорит Котька, – я не видал. Это я сам посыпал, потому что она была скользкая и я не мог на неё взобраться.
– Ах ты, умник! Ишь что придумал! Мы трудились, трудились, а он – песком! Как же теперь кататься?
(Придумают они выход из создавшейся ситуации)
Котька говорит:
– Может быть, когда-нибудь снег пойдёт, он засыплет песок, вот и можно будет кататься.
– Так снег, может, через неделю пойдёт, а нам сегодня надо кататься.
– Ну, я не знаю, – говорит Котька.
– Не знаешь! Как испортить горку, ты знаешь, а как починить, не знаешь! Бери сейчас же лопату (Как вы думаете, возьмёт)
Котька отвязал коньки и взял лопату.
– Засыпай песок снегом!
Котька стал посыпать горку снегом, а ребята снова водой полили.
– Вот теперь, – говорят, – замёрзнет, и можно будет кататься.
А Котьке так работать понравилось, что он ещё сбоку лопатой ступеньки проделал.
– Это, – говорит, – чтоб всем было легко взбираться, а то ещё кто-нибудь снова песком посыплет!
4. Вопросы к детям после чтения в виде игры с мячом :
-Ребята, вам понравился рассказ Н. Носова «На горке»?
-какое время года в рассказе?
-какое занятие придумали для себя дети?
-как трудились ребята?
-что в это время делал Котька Чижов?
- почему Котька упал? Отчего она скользкая?
-чему научил нас этот рассказ? (хочешь кататься – не сиди дома, строй горку вместе со всеми)
5. Игра с детьми «Разложи по сюжету рассказа».
Перед детьми разложенные иллюстрации, развёрнутые вниз картинкой, предлагается взять любую из них, рассказать что нарисовано и соответствует ли иллюстрация месту в рассказе (кроме иллюстраций к рассказу добавлены и иллюстрации из других произведений).В конце, когда все расскажут, расставить рисунки по порядку по сюжету рассказа на мольберте.
Итог.
-Ребята, что нового вы узнали?
-Что для вас было трудным?
- Что запомнилось, понравилось?
-Ребята, чему нас научил рассказ Николая Носова «На горке»? (Быть трудолюбивыми, ценить и уважать чужой труд, помогать друг другу, быть дружными)
Рефлексия.
-У каждого из вас на столах лежат голубые и фиолетовые снежинки.
-Если вы считаете, что сегодня вам понравилось на занятии, у вас получилось справиться со всеми заданиями, то возьмите снежинку голубого цвета.
-Если кому-то было скучно, и он не справился с некоторыми заданиями – возьмите снежинку фиолетового цвета.
-Сейчас мы построим из снежинок свою горку. (располагают снежинки на мольберте виде горки).
-Ребята, каких снежинок на нашей горке больше (ответы детей).
Воспитатель обращает внимание на тех детей, которые выбрали фиолетовые снежинки. Интересуется, что не получилось у данного ребёнка и настраивает его на дальнейший успех.
-Вечером мы обязательно прочитаем этот рассказ ещё раз, а сейчас ставим новую книгу на полку. А я предлагаю вам стать художниками-иллюстраторами и нарисовать к новому рассказу Николая Носова «На горке» свои рисунки. (продолжение на втором занятии по рисованию).